Этика, нравственность, мораль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика, нравственность, мораль



1.«Нравственность – это изначальный и наиглавнейший закон бытия человека», - утверждает Ч.Айтматов. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.

2.Почему Аристотель назвал этику «практической философией»?

Как выглядела бы жизнь, если бы все без исключения стали бы выполнять нравственные правила?

3.Может ли нравственность приносить зло?

4.Должен ли человек соблюдать нравственные нормы на необитаемом острове? Если да, то, какие?

5.Почему мораль ищет рецепт всеобщего счастья, не довольствуясь счастьем для отдельного человека?

6.Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки, качества, свойства личности вы его осудили?

7.Меньшее добро – зло, но меньшее зло – зло, почему такая асимметрия?

8.Кто людям помогает, тот тратит время зря.

Хорошими делами прославится нельзя, - пела старуха Шапокляк. Насколько она права?

9.«Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль – большое», заявлял Конфуций. Актуально ли это высказывание для наших дней?

10.Зачастую говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад». В чём смысл этого высказывания? Почему так происходит?

11.Не кажется ли вам, что многие безнравственные поступки остаются безнаказанными? Не означает ли это, что можно поступать дурно, не боясь воздаяния?

12.«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения», - писал М.Монтень. О каких нравственных категориях идёт речь. Согласны ли вы с их оценкой?

13.«Упражняться в совершении добрых дел нужно одному. Вот почему люди сами становятся добрыми. Чтобы творить зло, нужно находится в сговоре. Вот почему преступник всегда берёт себе сообщника». (древнекитайская пословица) Каков смысл этого суждения? Согласны ли вы с ним?

14.«В раю больше запретов, чем в аду», - гласит еврейская пословица. Можно ли с этим согласиться?

15.Прочитайте следующую пару высказываний, обдумайте происхождение и природу совести. Кто из авторов ближе к истине?

«Совесть есть память общества усвояемая отдельным лицом» (Л.Н.Толстой).

«В Вопросах совести закон большинства не действует» (М.Ганди)

16.Прочитайте следующую пару высказываний, обдумайте происхождение и природу совести. Кто из авторов ближе к истине?

«Совесть у большинства людей - не более как боязнь мнения других» (Д.Тэйлор)

«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон)

17.Ж.Ренар сказал: «Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течении пятнадцати минут» А герой может быть не порядочным? А порядочность не героизм?

18.Массу хороших дел мы выполняем по привычке. Сравните высказывания на этот счёт. Кто ближе к истине?

«Привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение» (Диоген)

«Привычку никогда нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием» (И.Кант)

19.То, что доброму человеку не всегда достаётся счастье понятно. Тогда злой человек должен быть более счастливым. Так ли это?

20.Есть понятие мужской и женской психологии. А есть ли мужская и женская мораль?

Алгоритм решения задач:

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте правильность решения задания.

9. Произведите оценку реальности полученного решения.

10. Запишите ответ.

При решении задач хорошо себя зарекомендовала ПОПС – формула:


П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

 

 

П - «Я считаю, что…».

О - «Потому что …».

П - «Я могу это доказать это на примере …».

С - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

 


Тема 2 Медицинская этика как форма профессиональной этики. Исторические модели медицинской этики.

Содержание учебного материала

Профессиональная этика как система моральных принципов, норм и правил регулирующих поведение специалиста. Особенности профессиональной этики: авторитарность, асимметричность, корпоративность, специфичность высших моральных ценностей, «отклоняющееся» поведение, наличие специальных норм, клятв и кодексов.

Медицинская этика как профессиональная этика. Исторические модели медицинской этики. Основные принципы этики Гиппократа. Этика Парацельса. Врачевание как организованное осуществление добра на духовном, душевном и телесном уровнях. Корпоративно-сословная этика Т.Персиваля. Развитие медицинской этики в России. Советская медицина и концепция медицинской деонтологии в трудах Н.Н.Петрова.

Биоэтика как модель медицинской этики

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент должен

иметь представление:

- о профессиональной этике как разновидности прикладной этики;

-о профессиональной медицинской этике как обязательной стороне подготовки, воспитания медицинских работников, как способа социальной регуляции их профессиональной деятельности;

знать:

- основные понятия темы;

- сущность профессиональной этики, ее роль в жизни общества;

- модели медицинской этики: модель Гиппократа, модель Парацельса, деонтология, биоэтика;

- ведущие принципы медицинской этики;

уметь:

- грамотно использовать основные понятия;

- выделять принципы медицинской этики при обсуждении практических ситуаций;

Задание № 1. Контрольные вопросы. Ответьте на контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения профессиональной этики?

2. Назовите и охарактеризуйте основные черты профессиональной этики.

3. Чем отличается медицинская этика от других форм профессиональной этики?

4. В каких исторических моделях существует медицинская этика?

5. Какие моральные принципы содержит клятва Гиппократа?

6. Какой принцип является основным в модели Гиппократа?

7. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

8. В чём актуальность модели Парацельса?

9. Каковы причины появления деонтологической модели врачебной этики в СССР?

10. Что является особенностью этических документов деонтологической модели?

11. Каковы причины появления биоэтики?

12. Какие основные проблемы решает биомедицинская этика?

13. Чем отличается биомедицинская этика от других моделей медицинской этики?

14. Каковы основные принципы биоэтики как современной модели медицинской этики?

Задание № 2. Задачи.

Решите задачу

1.«Слово врача, трава фармацевта, скальпель хирурга – вот что излечивает больного», гласит известная формула стратегии медицинского вмешательства. Почему именно в такой последовательности? Для какой модели медицинской этики она характерна? Почему? Что нужно изменить в этой формуле, чтобы она была применима и в биоэтике

2. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М.Бехтерев). С какой модель медицинской этики сочетается это высказывание? Почему вы так решили? Насколько актуально это требование для биоэтики?

3. «Я думаю, что человеческую жизнь всегда стоит спасти, каков бы ни был человек» (Б.Шоу). Какие принципы медицинской этики здесь выражены? В какой модели они впервые были сформулирован? Что изменилось в их содержании в наши дни?

4. «Врач, опустившийся до уровня больного уже не врач». Можно ли найти модель медицинской этики, которая бы согласовывалась с этой формулой и модель, которая противоречила бы ей? свой ответ обоснуйте.

5. Назовите основной принцип деонтологии. Как вы думаете. Совпадают или расходятся профессиональный и нравственный долг в этой модели? Свой ответ обоснуйте.

6.«Думай, что говоришь, кому говоришь, как говоришь». Как вы понимаете это повеление? С какими принципами медицинской этики оно сочетается? Почему вы так решили?

7.«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер) Как вы поняли автора? Распространяется ли эта оценка на профессиональную этику? Свой ответ аргументируйте.

8. «Врачевание – сфера служения, а не обслуживания»(А.Билибин) Как вы понимаете автора? Согласны ли вы с ним? Нашла ли такая оценка отражение в медицинской этике? Если да, то какое?

9.Для торговой этики характерен принцип: «Покупатель всегда прав». Можно ли утверждать, что для биоэтики, соответственно характерен принцип: «Пациент всегда прав»? Свой ответ аргументируйте.

10. Многие этические проблемы, рассматриваемые в биоэтике, имеют ответы, способы решения в религии. Может ли медицина искать ответы или опираться на законы религии в решении этих проблем?

11. Как вы понимаете слова Гёте: «Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем я преклоняю колени». Имеет ли данное изречение отношение к медицинской этике? Если да, то к какой модели, почему вы так считаете?

Задание № 3. Персоналия (краткая статья, подборка материалов, посвящённые характеристике жизни и деятельности какой-либо личности). Создайте персоналию по истории медицинской этике, в том числе и российской.

Задание № 4. Таблица синтез.

Прочитайте предложенные этические документы, сравните, сделайте выводы, оформите в виде таблицы.

Сравнительная таблица

Линии сравнения Клятва Гиппократа Клятва Флоренс Найтингейл Клятва медицинской сестры России
общее 1,2,3…
отличия 1. 2. 3… 1. 2. 3… 1. 2. 3…

Текст клятвы Гиппократа:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе

у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.017 с.)