Тема 8. Смерть и умирание как биоэтическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Смерть и умирание как биоэтическая проблема.



Содержание учебного материала

Многообразие и сложность морально-этических проблем, связанных в медицине со смертью и умиранием. Процесс медикализации смерти, его последствия. Диагностика смерти. Биологическая, клиническая и церебральная смерть – социальный, моральный и правовой аспект.

Эвтаназия как реализация права на смерть. Формы эвтаназии. Дискуссии об эвтаназии. Моральные, социальные и правовые аспекты оправдания эвтаназии. Недопустимость эвтаназии в этическом, психологическом и социальном плане. Паллиативная помощь как альтернатива эвтаназии.

В результате самостоятельной работы по подготовке к занятию студент долженстудент должен

иметь представление:

- многообразии и сложности морально-этических проблем, связанных в медицине со смертью и умиранием;

- о необходимости учитывать философский, социокультурный, религиозный контекст при их обсуждении и решении

знать:

- процесс медикализации смерти и его последствия;

- диагностике смерти как этической, правовой и социальной проблеме;

-определение эвтаназии

- формы эвтаназии

- содержание дискуссий об эвтаназии

уметь:

- грамотно использовать основные понятия;

- владеть аргументацией, участвовать в дискуссиях по проблеме «право на смерть», диагностики церебральной смерти;

- формировать и отстаивать собственную точку зрения на роль морали и этики в решении проблемы «право на достойную смерть»

 

Задание № 1. Контрольные вопросы. Сформулируйте и запишите контрольные вопросы по теме.(10 и более)

ВОПРОС — это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся.

Логическая структура любого вопроса включает: 1) базисную информацию - то, что уже известно; 2) неизвестное - то, на что направлен вопрос; 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации.

При постановке вопроса нужно соблюдать следующие правила:

1. Вопрос должен быть осмысленным, или корректным. Корректный вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность). Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность.

2. В. должен быть предметным, т.е. его предмет должен быть достаточно определен для понимания отвечающего. Нарушение данного правила влечет ошибку «беспредметного разговора».

3.Следующее требование определенности вопроса: его содержание должно быть строго и ясно определенным. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого содержания» вопроса, например, вопрос: «Неужели никто еще не понял, куда клонит мой оппонент?» размыт по содержанию.

4. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.

5.Вопрос не должен быть противоречив. Нарушение данного правила влечет ошибку «тривиального вопроса», так как из противоречивости любой ответ, как и его отрицание, является истинным ответом на вопрос.

6. Сложный вопрос целесообразно разбивать на составляющие простые В. Напр.: «Являлись ли Чехословакия и Монголия в 1960 г. членами СЭВ?» Этот сложный В. следует разбить на два простых, т. к. ответы будут различными — «да», «нет», ибо ЧССР в 1960 г. была членом СЭВ, а Монголия вступила в члены СЭВ только в 1963 г.

7. В сложных разделительных вопросах нужно указывать все возможные альтернативы. Напр.: «Какой оценки заслуживает данная работа — "неудовлетворительно" или "отлично"?» Здесь не указаны другие возможные альтернативы — «удовлетворительно"» и «хорошо».

 

 

Задание № 2. Заполните таблицу «Формы эвтаназии»

 

Положительные стороны Определение Отрицательные стороны
  Эвтаназия – это действие или бездействие врача направленное на прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, по его настойчивой просьбе  
  Активная эвтаназия – это…  
  Пассивная эвтаназия – это…  
  Добровольная эвтаназия – это…  
  Недобровольная эвтаназия – это…  

Задание № 5. Решите задачу.

 

1.Мужчина, 50 лет, страдающий непроходимостью артериальных сосудов, перенес несколько операций пересадок артерий и ампутацию нижних конечностей, болен бронхопневмонией и декомпенсацией сердца. Лечение возможно только в реанимационном отделении. Можно ли считать, что в данном случае осуществляется эвтаназии? Если да то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?
2. Мужчина, 45 лет, страдающий боковым амиотрофическим склерозом с расстройством фонации и глотания. Психическое состояние нормальное. Обращается с просьбой об «активной» эвтаназии. Является просьба пациента юридически и морально обоснованной? В чем в данном случае состоит долг врача?
3. Мужчине, 60 лет, перенесшему пять лет назад операцию по поводу рака желудка, три года назад - легочного метастаза и имеющему в настоящий момент церебральный метастаз, предлагается хирургическое вмешательство. Можно ли считать, в случае его согласия, что в данном случае осуществляется эвтаназии? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

4. Новорожденный страдает атрезией заднего прохода и болезнью Дауна. Немедленное хирургическое вмешательство позволило бы спасти жизнь новорожденного, но его интеллект не превысил бы со временем уровня 4-х летнего ребенка, а продолжительность жизни составила бы около 20 лет. Родители отказываются от операции. Имеет ли место эвтаназия в этом случае? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

5.Неизлечимый больной,72 лет, страдающий раком прямой кишки, неоднократно просил врача ускорить наступление его смерти. Родственники из сострадания обещали врачу вознаграждение за процедуру эвтаназии. Врач отказался выполнить акт эвтаназии сам, но проконсультировал сына больного о способе введения и дозе яда. В отсутствие врача больному (с его согласия) была введена смертельная доза инсулина. Имела ли место эвтаназия в данном случае? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

6.В суде г. Белая Калитва был осужден гр. Н. за убийство своей парализованной матери. Ухаживая за ней и узнав от врачей, что вылечить мать, они не могут, он предложил ей прекратить мучения. Якобы заручившись ее согласием, он пытался задушить ее руками, но, не достигнув смерти, он нанес ей кухонным ножом несколько проникающих в грудь ран. На суде, заявив, что знает об эвтаназии, решил ее применить из сострадания

Можно ли признать действия гр.Н. эвтаназией? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

7.Больная девочка: возраст – 1 год и 8 месяцев, рост - 58 см., масса тела – 9 кг. Диагноз: гидроцефалия, лихорадка неясной этиологии. Один раз в неделю ребенку «выкачивали» жидкость из головы, но она становилась все больше и еще быстрее увеличивалась в размерах. Ежедневно внутривенно вводились растворы через подключичный катетер, плюс лекарственные препараты, поддерживающие жизнедеятельность головного мозга. Девочка день ото дня слабела. Глаза она уже почти не открывала, внутричерепное давление было постоянно повышено. По просьбе матери жидкость из головы перестали выкачивать. Через три с половиной месяца девочка умерла. Означает ли прекращение выкачивания жидкости из головы ребенка проведение эвтаназии? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

8.Молодой человек, 19 лет, термические ожоги лица, дыхательных путей, ампутированные руки, полностью ослепший. Лечение не помогает. Мать-врач по профессии, ухаживая за ним, постоянно испытывала муки от беспомощности, так как обезболивающие препараты не помогали, а сын одолевал ее просьбами помочь уйти из жизни, которая стала для него невыносимой. В конце концов, мать поддалась на уговоры, написала завещание, сделав сыну смертельный укол, сама в целях самоубийства выпила горсть таблеток снотворного. Можно ли оценить действия матери как эвтаназию? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

9.Девушки, Патрина К.. (16 лет) и Шкерманова М. (13 лет), задушили соседку по дому, 32-летнюю Н.Баранникову. На суде они показали, что Б.Н. попросила их об этом, дабы не быть обузой мужу и дочери, так как находилась в парализованном состоянии после ДТП. Она обещала девочкам свои золотые изделия на сумму 8103 рубля. Девочки сначала пытались шприцем ввести пузырек воздуха для воздушной эмболии, не получилось; затем они задушили ее веревкой; взяли золото и в ломбарде получили за него 4750 рублей. Можно ли оценить их действия как эвтаназию? Если да, то какие её формы используются? Является эвтаназии юридически и морально обоснованной в данной ситуации?

10. Надо ли в нашей стране по примеру некоторых западных государств ввести в практику составление больными "прижизненных завещаний", в которых оговаривалось бы право пациентов на отказ от экстраординарных методов поддержания жизни в случае наступления клинической смерти, необратимого вегетативного состояния и т.п.?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Свой выбор обоснуйте.

11. Как Вы полагаете, надо ли пытаться продлить жизнь больного новорожденного, анатомические и психо-морфологические дефекты которого тотальны и неустранимы?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Свой выбор обоснуйте.

12. Целесообразно ли прекращать поддержание жизни больных, находящихся в необратимом вегетативном состоянии?
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
Право решения должно принадлежать:
· врачам;
· родственникам больного;
· судебным органам;
· кому-то еще. (напишите). Свой выбор обоснуйте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.012 с.)