Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная этика юриста↑ Стр 1 из 47Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА Учебно-методический комплекс по дисциплине Челябинск Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Профессио- нальная этика юриста» предназначен для студентов, обучающихся по спе- циальности «Юриспруденция». УМК включает: рабочую программу дис- циплины, календарно-тематический план для самостоятельной работы студентов, теоретический материал, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы, методические указания по изучению теоретическо- го материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, перечень нормативно-методических материалов, а также основных и до- полнительных информационных источников. Автор учебно-методического комплекса (УМК) Васильева Галина Ас- каровна, доцент кафедры «Конституционное и административное право» ЮУрГУ. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Го- рода Южного Приуралья во второй половине XIX в.». Имеет 12 научных и 14 учебно-методических работ. Наиболее значимой работой является учебное пособие «Развитие местного самоуправления в городах Южного Приуралья во второй половине XIX в.» для студентов, обучающихся по специальности: «Юриспруденция», Контактный телефон: (8-3512) 67-93-41 (рабочий), e-mail: ur-dek@susu.ac.ru. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………………………………....……. Программа дисциплины ………………………………………………… Календарно-тематический план работы студента ………...………… Методические указания ………………………………………………….. Рекомендации по изучению теоретического материала ………………... Указания по выполнению контрольных заданий ……………………….. Теоретический материал Тема 1. Основы общей этики 1.1. Понятие и предмет этики…………………………………………... 1.2. История развития этики……………………………………………. 1.3. Характеристика основных этических категорий…………………. Тема 2. Понятие и сущность морали 2.1. Понятие морали …………………………………………..………... 2.2. Структура и функции морали……………………………………... 2.3. Мораль и право …………………………………………………….. Тема 3. Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура 3.1. Понятие и виды профессиональной этики …………..…………… 3.2. Специфика нравственных проблем юридической деятельности... 3.3. Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста…………………….………………………………………… Тема 4. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 4.1. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека ……………………………………………………………. 4.2. Нравственное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г. ………………………………………………………………. 4.3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации ….……………………. Тема 5. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 5.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. 5.2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте……………………………………………… 5.3. Нравственное значение свободной оценки доказательств………. 5.4. Этические основы использования отдельных видов доказательств………………………………………………………. Тема 6. Этические и нравственные начала проведения отдельных следственных действий 6.1. Общие правила производства следственных действий …………. 6.2. Нравственные требования при производстве следственных действий …………………………………………………………… 6.3. Нравственные основы избрания меры пресечения………………. Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия 7.1. Нравственные требования к деятельности судебной власти…….. 7.2. Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса…………………………………………………………….. 7.3.Этические основы в содержании выносимых решений…………... Тема 8. Этика судебных прений 7.6. Нравственное содержание судебных прений:……………………. 7.7. Этика обвинительной речи прокурора …………………………… 7.8. Этика речи защитника ……………………………………………... Тема 9. Этические и нравственные основы деятельности представителей отдельных юридических профессий …………... 9.1. Этические и нравственные основы деятельности адвоката…..…. 9.2. Этические и нравственные основы деятельности нотариуса…..... 9.3. Нравственные основы деятельности юриста фирмы ……………. Тема 10. Этикет в профессиональной деятельности юриста 10.1. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета…………………………………………………...…………. 10.2. Виды и особенности юридического этикета ……………………. Контрольные задания …………………………………………………… Словарь ……………………………………………………….........…….... Рекомендуемая литература ……………………………………………... Основная литература ……………………………………………………… Дополнительная литература ……………………………………………… Приложение ПРЕДИСЛОВИЕ Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множе- ство профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ог- раничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека. Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юри- ста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профес- сии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нрав- ственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации об- щественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: су- дьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь. В представленном курсе лекций делается попытка познакомить слу- шателей с нравственными основами законодательства о правосудии и пра- воохранительной деятельности, нравственными началами осуществления правосудия, нравственной сущностью юридической профессии, нравст- венными требованиями к ее представителям, как в профессиональной дея- тельности, так и во внеслужебном поведении. Перед началом каждой лекции приводится ее план, а в конце - вопро- сы для самоконтроля и список литературы по теме. При подготовке курса лекций были использованы законодательные акты Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 г. (с исполь- зованием справочно-консультационной системы «Консультант-плюс»), Международные правовые акты, исторические источники, а также труды А.Ф. Кони, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, А.С. Кобликова и других ученых, внесших весомый вклад в развитие этической науки. Использованные источники полностью или в извлечениях приведены в приложении к данному курсу лекций. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА Календарно-тематический план работы студента представлен в табл. 1. Таблица 1 Тема лекции Тема практиче- ского занятия Виды учеб- ной работы Срок освоения темы Вид контроля Срок предос- тавле- ния на про- верку Тема 1. Основы общей этики. СРС 1-я нед. Тема 2. Понятие и сущность мо- рали. СРС 2-я нед. Тема 3. Профессиональная этика юриста: понятие предмет, струк- тура СРС 3-я нед. По темам 1,2,3,5,6, 7,8,10 – предос- тавляется на выбор 1 реферат 12 не- деля Тема 4. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельно- сти Занятие 1. семи- нар 4-5-я нед. Выступ- ление на семинаре 5-я нед. Тема 5. Нравственные начала уголовно-процессуального дока- зывания. СРС 6-я нед. Тема 6. Этика предварительного следствия СРС 7-я нед. Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия. СРС 8-я нед. Тема 8. Этика судебных прений СРС 9-я нед. реферат 12 не- деля Тема 9. Этические и нравствен- ные основы деятельности пред- ставителей отдельных юридиче- ских профессий. Занятие 2. семи- нар 10-11 нед. Выступ- ление на семина- ре, про- верка за- дания 11 нед. Тема 10. Этикет в профессио- нальной деятельности юриста. СРС 12-я нед. реферат 12 не- деля Итоговое занятие экзамен 12 не- деля ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ Понятие и предмет этики История развития этики Характеристика основных этических категорий Понятие и предмет этики Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» — привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое су- ществительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Слово «мораль» — от латинского слова «moris» —нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова употребляют как синонимы. Но это неверно. Этика — это наука о морали, нравственности. Мораль — форма обще- ственного сознания, в которой отражаются идеи, пред- ставления, принципы и правила поведения людей в об- ществе. Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы. В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы — общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определен- ной ситуации. Нормы представляют собой главный регу- лятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий. Для того чтобы лучше понять сущность моральных норм, рассмотрим другие виды социальных норм. Обычаи — общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поко- лению. Ритуалы — правила поведения людей при соверше- нии обрядов и форм деятельности (например, ритуал по- священия в воины). Традиции — наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, ко- торые выверены временем и длительно существуют. Права — правила поведения, которые устанавлива- ются и охраняются государством. Религия — духовно-нравственные правила челове- ческого общежития, основанные на представлении лю- дей о Боге как творце мироздания. Нормы общественных организаций — представляют собой правила поведения, которые устанавливаются са- мими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмот- ренных уставами этих организаций. В отличие от всех вышеперечисленных норм нрав- ственности или морали — это правила поведения, кото- рые устанавливаются в обществе в соответствии амо- ральными представлениями людей о добре и зле, спра- ведливости и несправедливости, долге, чести, достоин- стве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «пре- ступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т.п. Нравственные нормы содержатся в документах не- нормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. Ярким при- мером такого свода морально-нравственных норм явля- ется Кодекс поведения должностных лиц по поддержа- нию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов и в первую очередь осуществляющих расследо- вание по уголовному делу, уважать и защищать челове- ческое достоинство, поддерживать и защищать права человека (ст. 2), применять силу только в случаях край- ней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получае- мые в процессе осуществления своей деятельности, ес- ли исполнение их обязанностей или требования право- судия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие досто- инство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц (ст1072 а{. б)1. Существуют разные уровни этического знания о природе морали: описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический («как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть доброде- тельным), теоретический (зачем быть нравственным, за- чем быть добрым?) и нормативно-педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?). На разных уровнях развития этических знаний ре- шаются разные задачи: а) на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе; б) на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать; в) на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику; г) на нормативно-педагогическом — учить морали, т.е. способствовать нравственному совершенствованию людей. В современном понимании этика — философская наука, изу- чающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, законо- мерности возникновения и развития, место в системе других общест- венных отношений, теоретически обосновывает определенную мо- ральную систему. Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начи- нала складываться как школа воспитания человека, научения его доб- родетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идео- логами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о форми- ровании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д. В отечественных публикациях современного периода преобла- дающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни. В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоре- тические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принци- пами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали. В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую про- блемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль то- го или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профес- сиональную этику. Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способст- вует выработке таких моральных представлений, которые в макси- мальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утвер- ждению в нем принципов гуманизма и справедливости. Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникно- вения и историческом развитии морали, о ее специфических функци- ях, моральных ценностях общественной жизни. 1.2. История развития этики Основателем этики признаётся великий древнегреческий фило- соф Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории чело- вечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Бла- женный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задон- ский (1724 – 1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Со- ловьёв (1853 – 1900), Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Досто- евского и Л.Н. Толстого. Уже с очень древних времен, а особенно со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Были сделаны попытки научного объяснения того, что принято называть нравственным в че- ловеке. Именно в эту эпоху перехода к классовой цивилизации проис- ходит оформление этики в относительно самостоятельную область философского знания. В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности мора- ли: − предэтика, − античная этика, − средневековая этика, − этика Нового времени, − современная этика. Предэтика. Уже в поэмах Гомера, отражающих высшую стадию имущест- венного расслоения первобытного общества, обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей сте- пени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борются за его благо, и это является смыслом их жизнедеятельности. Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу их поведения. С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лише- ны назидательного этического начала, а моральная терминология на- ходится в зачаточном состоянии: выражения, обозначающие положи- тельные и отрицательные качества личности и общие моральные по- нятия - немногочисленны. Иная картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпохе клас- совой цивилизации. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В ка- честве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и вообще все, что ведет к укреплению собственности. Обособление моральных норм получает дальнейшее развитие в изречении Семи мудрецов. Заключенные в них моральные требова- ния имеют общезначимую, абсолютную форму: «Чти старших» (Хи- лон), «Неправды убегай» (Клеобул), «Богам - почет, родителям-честь» (Солон). В этих заповедях предписывается почитание законов, богов, предков. «Ничего слишком» (Солон), «Мера - это лучшее» (Клеобул), «Соблюдай меру» (Фалес), «Наслаждением властвуй» (Клеобул), «Обуздывай гнев» (Хилон), «Распущенность - это недостаток» (Фалес) - эти изречения требуют самоограничения, сдерживания, подавления страстей. Античная этика. Наметившийся в 5 в. до н.э. поворот философии к проблемам человека имел решающее значение для становления этики. В антич- ной этике можно выделить два основных направления: − первое - софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований; − второе - учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Со- крата, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура (Зв. до н.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности. По мнению одного из представителей школы софистов - Прота- гора (конец 5-4 вв. до н.э.), нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло - понятия относительные. Против софистов выступил Сократ (469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гар- монии между разумом и различными чувствами и страстями. Добро- детель понималась Сократом как способность преуспевать в умствен- ном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо зна- ние и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Не являясь внушением богов, добродетель заключается в обоснованном знании того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справед- ливо: способным служить обществу, а не себе одному. Без этого об- щество немыслимо. Еще более глубоко сущность нравственного объяснил ученик Сократа - Платон (428-348 гг. до н.э.), считавший, что в природе суще- ствуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Полагая, что основы нравственного заключены вне мира - в Идее, заложенной в устройстве мировой жизни и пронизы- вающей весь мир, все мироздание, в том числе и человека, Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости, имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашего по- знания, чувств и опыта. Таким образом, Платон внес в этику идеаль- ное понимание нравственного. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), который первым сис- тематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил ог- ромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях, Этические добродетели Аристотель называет приобретенными свойствами души. Он обращает внимание на то, что они в решающей степени являются делом привычки. Кроме того, Аристотель определя- ет добродетель как известного рода середину. Речь идет о знамени- той «золотой середине» Аристотеля, который отмечал, что есть как бы три душевных состояния, два из них порочны, одно в силу избытка, другое - в силу недостатка. И только третье, среднее состояние, есть душевное расположение добродетели. Например, мужество есть се- редина страха и отважности, умеренность есть середина бесстрастия и невоздержанности, щедрость есть середина скупости и расточи- тельства. Но середина эта не арифметическая. Добродетель хоть и середина, но отстоит от крайностей на разных расстояниях. Так, на- пример, умеренность ближе к бесстрастию, чем к невоздержанности, мужество ближе к безумной отваге, чем к страху. У каждого действия есть своя середина. Если действия совершаются вовремя, при соот- ветствующих обстоятельствах, направлены на лиц, которые заслужи- вают таких действий, возникли из причин и существуют в подобающей форме, то они соответствуют середине, являются совершенными, добродетельными. Аристотель считал, что справедливыми являются только те дей- ствия, которые совершает справедливый человек. Недостаточно дей- ствиям иметь определенные добродетельные качества, чтобы их можно было назвать справедливыми. Для этого надо выяснить, не яв- ляются ли эти действия случайными для человека, стремился ли он к этим действиям сознательно. Нравственный поступок есть поступок нравственного человека, т.е. добродетельными или порочными могут быть конкретные люди, но не поступки сами по себе. Аристотель несомненно был прав, когда говорил, что по отдель- ному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Да и несчастного человека мы не назовем счастливым, если он прожил счастливо всего один день. В учении о добродетелях Аристотель углубил представление о морально совершенной добродетельной личности. Такая личность не является рабом наслаждений, а подчиняет свои страсти голосу разу- ма, придает страстям разумный вид. Аристотель создает этику добро- детельной личности. При этом он, как и его предшественники, рас- сматривает личность в живой взаимосвязи с другими людьми, с госу- дарством. Так, он считает, что для счастья нужно обладать опреде- ленными внешними благами (здоровьем, богатством и т.д.), пользо- ваться благосклонностью судьбы. Но наиболее важное значение име- ет мнение Аристотеля о неотделимости счастья личности от счастья общества, т.к., по его мнению, стремление к благу общества дает го- раздо высшее, гораздо более «прекрасное» «блаженство», чем стремление к удовлетворению своих личных порывов. Учения Платона и Аристотеля резко расходились в понимании нравственного, имея в качестве общего представление о том, что нравственное и человеке - не случайное явление, оно имеет свою глубокую основу в природе человека и что существуют нравственные понятия, свойственные всем человеческим существам. В послеаристотелевский период добродетельность личности от- рывается от гражданской, политической жизни, что явилось следстви- ем кризиса полисной организации античного общества. В 3 в. до н.э. появились две новые школы - стоиков и эпикурейцев. Стоики учили, подобно Платону и Аристотелю, что жить следует согласно со своей природой, т.е. со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье. Причем, человек находит свое счастье не в погоне за внешними благами - богатством, почестями и т.п., а в стремлении к чему-то выс- шему, идеальному, в развитии душевной жизни для блага самого че- ловека, его семьи и общества, и, главным образом, в достижении внутренней свободы. В противовес стоикам софисты считали основ- ной чертой человека и всякого живого существа искание удовольст- вия, наслаждения, счастья (гедонизм). Однако они не акцентировали внимание на том, что могут быть всякие искания счастья - от чисто животного себялюбия до самого идеального самопожертвования, от узко личных стремлений до стремлений широко общественных. Задача этики состоит в том, чтобы разобрать эти различные ви- ды искания счастья и указать, к чему они приводят и какую степень удовлетворения дают те и другие. Эту проблему исследовал Эпикур, живший в 3 в. до н.э. и достигший широкой известности в тогдашнем греко-римском мире, благодаря разработанному им эвдемонизму - нравственному учению, построенному на искании счастья, но с разбо- ром того, что лучше ведет к счастливой жизни. Началом и концом счастливой жизни Эпикур называет удоволь- ствие. В нем он видит критерий всякого блага. Что же он понимал под удовольствием? Эпикур прежде всего различает телесные и духовные наслаждения. Духовные он ставит выше телесных, характеризуя удо- вольствие как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Эпикур разделяет удовольствия на три типа: естественные и не- обходимые (не голодать, не жаждать, не зябнуть); естественные, но не необходимые (изысканная пища); неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы, стремление, чтобы награждали венками, ставили статуи). Эпикур считал, что для добродетельной и счастливой жизни дос- таточно естественных и необходимых желаний, т.к. они легко удовле- творяются. Человек, ограничивающий себя ими, получает независи- мость от обстоятельств и других людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их, в принципе, нельзя насытить. Ограничение желаний в этике Эпикура - это условие, позволяю- щее придать жизни нравственный смысл, а именно достичь безмятеж- ного состояния. Вообще, по мнению Эпикура, основой поведения че- ловека должно быть то, что приносит ему наибольшее удовлетворе- ние, но такой основой не могут быть поползновения к личной пользе, так как наибольшее счастье достигается согласованностью стремле- ний личности со стремлениями других. Счастье есть свобода от зол, но она не может быть достигнута, если жизнь каждого не согласована с интересами всех. Глубокий след в этическом мышлении оставила школа стоиков, развивавшаяся в Древней Греции, а потом в Риме. Основателем ее считают Зенона (4-3 вв. до н.э.), а затем в Римской империи эти уче- ния развивали Сенека (54г. до н.э. – 36 г.н.э.), Эпиктет и Марк Аврелий (1-2вв. н.э.). Цель стоиков - дать человеку счастье, развивая в нем доброде- тель, которая состоит в жизни, согласной с природой, развитием разу- ма и с no-знанием жизни вселенной. Они утверждали, что сама приро- да содержит в себе правила, а, следовательно, и образцы нравствен- ного - то, что люди называют нравственным законом, вытекает из ми- ровых законов, управляющих жизнью природы. Разум человека, в учении стоиков, и наши понятия о нравственности - не что иное, как одно из проявлений сил природы. Зло в природе н в человеке - также естественное последствие жизни природы, как и добро. Все учение стоиков направлено на то, чтобы помочь человеку развить в себе доб- ро и бороться со злом, тем самым достигая наибольшего счастья. Таким образом, античная этика утверждает образ уравновешен- ного, гармоничного человека, и внутри себя, и в общении с миром. Средневековая этика. Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религи- озной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопря- женными с христианством. Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, ко- торый создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредст- венный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредствен- ным участием бога. На вопрос учеников: "Так кто же может спастись?» Иисус отвечает; «Человекам это невозможно, богу все возможно». Выражением такого божественного вмешательства, призванного ука- зать путь к спасению, является приход Христа. Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела. Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Августин Блаженный считал, что бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра. Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они ис- тинны и гуманны, а потому, что они божественны, божественность их происхождения является залогом их истинности и гуманности. По- скольку все создано богом, то вес есть добро, зла не существует. Зло - это свойство ангелов и людей, которые отказались от бога и сосре- доточились на собственном бытии. «Радуйся богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им», таков основной эти- ческий мотив Августина. По утверждению Августина, греховны все люди. Однако некото- рых из них бог отмечает своей милостью. Кроме того, в день страшно- го суда, когда бог призовет всех для произнесения окончательного приговора, он одних обречет на вечные муки, а других - на вечное блаженство, одних -низвергнет в ад, других - вознесет в небеса. Кри- терий, на котором основывается бог, принимая свои решения - это тайна бога. Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который за- имствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопря- жена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болез- нями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженство воз- можно лишь в загробном мире. Фома Аквинский пытается дать рацио- нальный ответ на вопросы, которые по существу противоразумны. Он рассуждает о том, что едят ангелы, могут ли быть воскрешены одно- временно тела людоеда, который питался человеческим мясом и его жертв и т.д., пытался дать однозначные ответы на все частные вопро- сы брачных отношений, воспитания детей и т.д. Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога. Этика Нового времени. Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объ- яснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми и в умственном и в физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Поэтому, поскольку разные люди стремятся к обладанию одними и теми же вещами, между ними возникает недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображе- ний чести нападать друг на друга. Гоббс считал, что естественное со- стояние - это война всех против всех, игра эгоистических наклонно- стей. Эгоизмом пронизана вся жизнь, отправляясь в путь, мы воору- жаемся, отправляясь спать, мы запираем двери, даже в своем доме запираем ящики. Из этого состояния человек выходит только тогда, когда он бывает покорен другими, более сильными и более коварными или же, когда группа людей, видя опасность взаимной борьбы, заклю- чает соглашение между собой и основывает общество. Поэтому суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, че- ловек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольство- ваться такой степенью св
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.178 (0.02 с.) |