Тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано



С бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается

Не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиоз-

Ном истолковании нравственности таким законодателем выступает

Бог.

Зло - категория __________этики, по своему содержанию являющаяся

Противоположностью добру, и понятие морального сознания, кото-

Рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о

безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи-

Вающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой

Отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отли-

чать от социального зла (противоположности блага). Последнее яв-

Ляется не только моральным, а более широким понятием, которое

Охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам

И жизненным потребностям человека, препятствующих обществен-

Ному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрица-

Тельные поступки людей.

Золотое правило - одно из древнейших нормативных требо-

ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственно-

Сти. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай

По отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они посту-

Пали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в

Ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция,

В древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит

В общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего

Времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего

В других не любишь, того и сам не делай».

Идеал нравственный - понятие морального сознания, в кото-

ром предъявляемые к людям нравственные требования выражают-

Ся в виде образа нравственно совершенной личности, представле-

Ния о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие мораль-

Ные качества (добродетели).

Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого ут-

Верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно

Обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигают-

Ся человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический

Интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том,

Что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в дока-

Зательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм - методологический принцип истолкования

Природы нравственности, характерный для ряда теорий морали.

Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни

Было общих законов и нравственности, преувеличение значения

Особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следст-

Вием этого является вывод, что разум и наука, способные устанав-

Ливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к

Области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая,

Что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного

Человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают

вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно

Различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформу-

Лировать какие-либо общие принципы нравственности, на основа-

Нии которых человек мог бы принимать конкретные решения в раз-

Личных практических ситуациях.

Искренность - моральное качество, характеризующее лич-

Ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово-

Рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображе-

Ний, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность

Противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра-

Вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руково-

Дствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требова-

Ний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради соб-

Ственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории - это универсальные формы человеческого мыш-

Ления.

Категории этики - основные понятия этики, отражающие наи-

Более существенные стороны и элементы морали и составляющие

теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание ка-

Тегорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей

Системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимо-

Сти от понимания природы нравственности. В истории этики основ-

ными __________категориями обычно считались понятия добра и долга, совес-

Ти, чести и др.

Категорический императив - основная категория этики Канта;

Сформулированный им «нравственный закон», который гласит: по-

Ступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь ко-

Торой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеоб-

Щим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему

Следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и

приемлемые для всех менее общие моральные требования (если

Избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то

Она не является правильной).

Качества моральные - понятие нравственного сознания, с

Помощью которого выделяются в общественной жизни и характери-

Зуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты пове-

Дения людей. Качества моральные характеризуют как поступки не-

Зависимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны

Поведения определенной личности, выступающие как свойства ее

Характера. Качества моральные разделяют на положительные и от-

Рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписывае-

Мых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составлен-

ном определенным автором, отражаются нравственные требования,

Которые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-

Щества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы пове-

Дения, которые практикуются подавляющим большинством людей,

Так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее,

Обязательными.

Конфликт моральный - специфическая ситуация морального

Выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в

Своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбран-

Ных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одно-

Временно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для

Данного человека определенную моральную ценность. В конфликт-

Ной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися

Моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение

Противоречия реализовать нравственную цель.

Разрешение морального конфликта базируется на осознании

иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например,

Рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Конформизм - социально-психологическая ориентация, скла-

дывающаяся не в результате самостоятельных решений общест-

Венных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного

Принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает

Собственной моральной позиции при решении объективно обуслов-

Ленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам пове-

Дения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления

На него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно

(внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен

Отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от

Собственного выбора и возложению ответственности на внешние

Факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, харак-

Тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматрива-

Ет и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружаю-

Щими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие

Есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль-

Ным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочте-

Ния личному материальному интересу перед общественным.

Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых

Человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых,

Используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения - совокупность форм повседневного по-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.038 с.)