Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Понятие и сущность моралиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие морали. Структура и функции морали. Мораль и право. Понятие морали. Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) является одним из способов нормативного регулирования по- ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства. Мораль — это один из способов регулирования поведения лю- дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли- вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре- бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще- ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведе- ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея- тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо- раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен- ные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз- даваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз- ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб- разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не- достойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова- ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея- тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас- совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако- нам. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют − регулятивную, − воспитательную, − познавательную, − оценочно-императивную, − ориентирующую, − мотивационную, − коммуникативную, − прогностическую и некоторые другие ее функции4. 4 Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37—46. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей- ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин- дивидуальное поведение. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву- ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна- нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали. Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест- венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин- дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от- ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу- лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули- руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет- ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе- ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы). Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз- нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об- ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав- ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти- вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо- ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу- ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не- нависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по- следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.). Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Выступая против отождествления нравственности и нравствен- ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе соци- альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо- отношения»5 Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст- венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис- теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя- занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно- шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич- ный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента- ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его че- ловеком и оценка со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна- чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе- нием. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ- фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо- вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д. В структуре морали принято различать образующие ее элемен- ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие по- ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об- ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного 5 Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7. мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще- стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо- сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан- ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ- ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо- бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво- дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об- щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп- ределенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип- но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде- ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы- полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо- дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си- туации. В основу формулирования моральных норм как разумных, целе- сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об- ществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис- полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со- стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо- ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду- смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во- инских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре- щающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо- гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра- жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ- ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде- ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как − гуманизм — признание человека высшей ценностью; − альтруизм — бескорыстное служение ближнему; − милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра- жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; − коллективизм — сознательное стремление содействовать об- щему благу; − отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собствен- ных интересов интересам всех других. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та- ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак- теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна- тельно выполняются нравственные требования. Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в кото- рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест- ва. Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен- ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов- леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно- сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризо- вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже- ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ- ные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со- держание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс- шей справедливости, гуманизма. Мораль и право Соотношение морали и права — один из важных аспектов изуче- ния этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рас- смотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регули- рования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает под- чинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мо- раль выполняет эту функцию совместно с другими формами общест- венной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и вы- полнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаимо- проникающие системы регуляции общественной жизни. Они возника- ют в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию — ре- гулирование поведения людей в обществе. Они представляют слож- ные системы, включающие общественное сознание (моральное и пра- вовое); общественные отношения (нравственные и правовые); обще- ственно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регу- лировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфиче- скими для каждого из регуляторов средствами. Единство обществен- ных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем Мораль и право находятся в постоянном взаимо- действии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззре- ний и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положи- тельного законодательства». Законодательство не может декретиро- вать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы оп- ределенных социальных групп. Общность морали и права проявляет- ся и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требо- вания справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закреп- ляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие облас- ти единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право — составные части духовной культуры челове- чества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные разли- чия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более то- го, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно зна- чимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулиро- вания — правовой акт, создаваемый государственной властью, ре- ально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах пра- вовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным госу- дарственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окру- жающих, а также самооценки человека, его совесть. Вопросы для самопроверки: 1. Проследите генезис понятия «мораль» 2. Чем определяется сущность морали? 3. Выделите основные функции морали. 4. В чем специфика оценочной функции морали? 5. В чем отличие регулятивной функции морали от регулятивной функции права? 6. Дайте понятие и назовите признаки моральных норм Рекомендуемая литература: 1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985. 2.2. Структура И функции морали.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.015 с.) |