Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Понятие и сущность морали

Поиск

ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Преподавание учебной дисциплины «Профессиональная этика» ставит своей целью формирование, развитие и закрепление у студентов профессиональ­ного отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, нравственных основ осуществления буду­щей практической деятельности, стойкого иммунитета к профессио­нально - нравственной деформации.

Важность изучения дисциплины обусловлена необходимостью уяснения всеми учащимися норм морали и нравственности, повышения морального уровня, выработки нетерпимого отношение к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закон.

Задачами изучения дисциплины являются:

- глубокое изучение учащимися разработанных философскими науками этических понятий и категорий, лежащих в основе профес­сиональной морали юриста;

- уяснение учащимися нравственных ценностей деятельности юриста и особенностей их проявления;

- обучение учащихся элементам межличностного, по­все­днев­ного общения;

- формированиеу учащихся устойчивых умений и пер­вона­чаль­ных навыков соблюдения профессионального этикета в конкретных жизнен­ных ситуациях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности,

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

- понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;

уметь:

- находить эффективные организационно-управленческие решения;

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть:

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

в правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

способен управлять самостоятельной работой обучающихся;

способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестра      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Семинарские занятия      
Самостоятельная работа      
Всего часов на дисциплину      
Виды итогового контроля экзамен экзамен экзамен

 

Форма обучения - очная (4 года)

 

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия Самосто- ятельная работа
Лекции Семинары
  Основы общей этики          
  Понятие и сущность морали          
  Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура        
  Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности        
  Нравственные основы осуществления правосудия        
  Этика судебных прений        
  Этические и нравственные основы деятельности представителей отдельных юридических профессий        
  Этикет в профессиональной деятельности юриста        
  Итого        

Форма обучения – заочная

 

№ п/п Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия Самосто- ятельная работа
Лекции Семинары
  Основы общей этики       -  
  Понятие и сущность морали          
  Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура     -  
  Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности   - -  
  Нравственные основы осуществления правосудия   - -  
  Этика судебных прений   - -  
  Этические и нравственные основы деятельности представителей отдельных юридических профессий   -    
  Этикет в профессиональной деятельности юриста   - -  
  Итого        

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы общей этики

Этика как наука о морали. Объект и предмет этики. Структура и функции этики как науки. Этапы развития этики как науки. Предэтика. Античная этика. Средневековая этика. Этика Нового времени. Современная этика. Развитие учений о сущности морали.

Этика и ее разновидности. Основные категории этики. Добро и зло. Совесть. Долг и его виды. Честь и достоинство. Нравственный долг, специфика его проявления в профессиональной деятельности

Соотношение понятий “этика”, “мораль”, “нравственность”.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Основные учения об этике в Древней Греции.

2. Основные этические учения в эпоху Средневековья.

3. Основные методологические проблемы профессиональной этики юриста и возможные пути их разрешения.

4. Значение и роль этикета в работе юриста.

5. Способы предотвращения конфликта в профессиональной деятельности юриста.

6. Парадокс моральной оценки.

7. Реализация воспитательной функции морали в работе юриста.

8. Соотношение морали и права.

9. Соотношение целей и средств их достижения с позиции моральных норм современности.

10. Особенности реализации юридического этикета.

11. Презумпция невиновности в России – миф или реальность?

12. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

13. Основа содержания судебного решения (приговора) – закон или мораль?

14. Моральные особенности выступлений защитника.

15. Особенности нравственной оценки поведения следователя во время осмотра места происшествия

16. Этические требования, предъявляемые к следователю при проведении обыска.

17. Нравственные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

18. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.

19. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

20. Этические особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

21. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

22. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших

23. Этика судебной защиты по уголовным делам.

24. Цель и средства в уголовном судопроизводстве

25. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями

26. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

27. Этикет в профессиональной деятельности юриста

28. Этика предварительного следствия

29. Этические основы использования отдельных видов доказательств

30. Личная жизнь: пределы вмешательства.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Этика как философская наука. Объект изучения и структура.

2. Соотношение понятий “этика”, “мораль”, “нравственность”.

3. Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.

4. Структура морали.

5. Основные функция морали.

6. Нравственная деятельность. Ее характеристика.

7. Нравственные отношения. Их характеристика.

8. Моральное сознание. Понятие и структура.

9. Нормы и принципы морали. Сравнительная характеристика.

10. Соотношение морали и права.

11. Нравственное содержание правовых норм.

12. Социальный характер моральных норм.

13. Соотношение правовых норм и норм нравственности.

14. Нравственные чувства. Их характеристика.

15. Возникновение учений о нравственности. Эпоха Античности (Аристотель, Эпикур).

16. Развитие учений о нравственности в эпоху Средневековья (Фома Аквинский, Августин Блаженный).

17. Развитие учений о нравственности в Новое время (Гоббс, Спи­ноза, Кант).

18. Современные этические концепции.

19. Категории этики - как основа формирования мировоззрения.

20. Этические категории “добро” и “зло”, “благо”.

21. Этические категории “совесть”, “долг”.

22. Этические категории “честь” и “достоинство”.

23. Этические категории “смысл жизни” и “нравственный идеал”,“счастье”.

24. Этические категории “справедливость”, “нравственность”, “нравствен­ная справедливость”.

25. Соотношение профессиональной и общей морали.

26. Функции категорий этики.

27. Нравственная свобода выбора.

28. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

29. Понятие и виды профессиональной этики.

30. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста

31. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

32. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

33. Понятие истины. Установление истины по уголовному дел как нравственная цель доказывания.

34. Этика производства следственных действий.

35. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

36. Нравственное содержание судебных прений.

37. Этика обвинительной речи прокурора.

38. Этика речи защитника.

39. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

40. Нравственное содержание презумпции невиновности.

41. Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.

42. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

43. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

44. Служебный этикет юриста.

45. Нравственные начала гражданского судопроизводства.

46. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.

47. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

48. Нравственные основы деятельности следователя.

49. Нравственные основы деятельности адвоката.

50. Нравственные основы избрания мер пресечения.

51. Нравственные основы обыска.

52. Этические основы допроса потерпевшего.

53. Этические основы допроса несовершеннолетнего.

54. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.

55. Нравственные основы очной ставки.

56. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

57. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.

58. Нравственные основы деятельности судьи.

59. Нравственные основы деятельности прокурора.

60. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.

61. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

62. Соотношение общей и профессиональной этики.

63. Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста.

64. Этика профессиональных отношений в служебном коллективе.

65. Причины профессионально-нравственной деформации.

66. Этикет и культура взаимоотношений начальника и подчиненного.

67. Нравственные требования к представителям юридических профессий.

68. Понятие, принципы, структура и значение этикета.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа необходима для активного приобретения студентами новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, а также для выработки юридического мышления.

Процесс самостоятельной работы можно разделить на 4 этапа.

1 этап – подготовительный. Он заключается в поиске необходимых источников для изучения учебных вопросов.

2 этап – основной. Он заключается в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных студентами на лекции. Студентам прививается профессиональное мышление, навыки поисковой и творческой деятельности. Обучающийся должен найти в имеющихся у него источниках ответ на поставленный вопрос, проанализировать проблему, углубить и расширить имеющиеся у него знания. Данный этап проходит в устной форме.

3 этап – закрепляющий. Он заключается в закреплении приобретенных знаний по изучаемым вопросам путем изложения дополнительных сведений. Этот этап проходит в письменной форме. Студент дополняет конспект, отвечая письменно на учебные вопросы. Рекомендуется конспектирование различных точек зрения, что развивает самостоятельность мышления.

4 этап – завершающий. Он заключается в проверке приобретенных знаний. Осуществляется этот этап в виде устного ответа без конспекта и литературы.

Таким образом, в процессе самостоятельного изучения дисциплины студентам рекомендуется:

1. Внимательно прочесть лекции по изучаемой дисциплине.

Изучить учебную и специальную литературу, нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения.

Ознакомиться с дополнительной литературой, конспектируя наиболее важные места.

Составить план прочитанных источников.

Провести самоконтроль усвоения материала через соответствующие вопросы и решение задач.

 

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ, НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

Самостоятельная работа студента складывается, главным образом, из изучения учебников и учебных пособий, научных работ, действующего законодательства и практики его применения. Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в экзаменационные билеты. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета и расширения кругозора студентов.

В процессе самостоятельной работе очень важно уметь ориентироваться в книгах. Этому помогает титульный лист, на котором указываются автор, заглавие, редактор, издательство, год и место издания, а также заглавие, в котором дается наименование разделов, глав и параграфов книги. Очень часто в книгах дается введение или предисловие, где говорится, с какой целью они написаны, на какой круг читателей рассчитаны, а иногда основные выводы по произведению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. В предметном указатели в алфавитном порядке перечисляются вопросы, рассматриваемые в данной книге, сборнике или собрании сочинений. Пользуясь предметным указателем,студент может узнать, что и где ему можно прочитать по интересующему вопросу. Это особенно бывает нужно, когда требуется найти материал по конкретному вопросу или теме в большом по объему произведении или в нескольких книгах. Большую помощь студентам могут оказать библиографические указатели, которые даются в сборниках нормативных актов, учебниках, программах и методических указаниях. Умение работать с учебником и первоисточниками предполагает, прежде всего, вдумчивое и внимательное чтение. При этом надо сосредоточить внимание в первую очередь на уяснение вопросов, которые поставлены в программе курса. Чтобы чтение было осмысленным и осознанным, необходимо каждое новое положение связывать с ранее изученным материалом. Читая книгу, важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги. При чтении необходимо обращать внимание на встречающиеся в тексте обороты: «во-первых», «во-вторых», «далее», «наконец», «таким образом» и др., ими авторы пользуются для выделения главной мысли, вывода или определения, разграничения однородных предложений и т.д. В целях уяснения смысла отдельных слов, выражений или понятий рекомендуется обращаться к справочникам, словарям и энциклопедиям.

Для глубокого понимания книги следует сделать анализ прочитанного раздела, темы или параграфа, который включает в себя:

во-первых, уяснение того, что в прочитанном тексте является основным, т.е. какая главная мысль развивается автором;

во-вторых, выделение из общего текста проводимых автором пояснений главной мысли, а также доказательств, в числе которых нередко приводятся конкретные факты, данные статистики, ссылки на законы или иные нормативные акты, а также на научные источники (нужно уметь не только воспроизвести определенное утверждение автора, но и самому его доказать);

в-третьих, подробный разбор сделанных автором выводов и уяснение их значения для практической деятельности. В том случае, когда выводов в книге не сделано, надо постараться сделать их самому.

В ходе самостоятельной работы особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов. Общие рекомендации по работе с книгой приемлемы и для работы над нормативным материалом, но имеются и некоторые особенности. Изучая нормативные акты, надо точно запомнить их название и дату принятия соответствующими органами государства. Это необходимо для того, чтобы при решении конкретного вопроса иметь возможность сослаться на нормативный акт.

 

СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ЗАПИСИ

 

Составной частью самостоятельной работы студентов является составление рабочей записи прочитанного. Значение рабочей записи определяется в первую очередь тем, что сам процесс записывания способствует более глубокому уяснению и лучшему запоминанию прочитанного, а также выработке навыков кратко и точно излагать материал своими словами. Рабочие записи помогают без большой затраты времени вспомнить ранее изученный материал, что особенно важно при непосредственной подготовке к экзаменам на учебно-экзаменационной сессии. Рабочие записи в зависимости от содержания источника, степени знакомства с ним, его значения в изучаемом курсе и других обстоятельств могут делаться студентом в различных видах. Наиболее распространенными видами записи являются: простой (или развернутый) план, выписки (цитирование), тезисы и конспект.

Простой план - это перечень основных вопросов, записываемых в последовательном, логически обоснованном порядке, т.е. так, как они освещены в книге. Составление плана предполагает внимательное прочтение книги, выделение ее основных вопросов и краткую запись. В плане следует указывать точное название произведения, автора, издательство и год издания. При составлении плана изученного нормативного акта необходимо указать, кроме полного и точного названия, его номер и дату, а также где опубликован.

Несколько иначе составляется развернутый план. В нем перечисляются не только основные вопросы произведения, но и подвопросы, развивающие главные идеи данной работы. Развернутый план дает более полное представление о прочитанном произведении и его основных положениях. В работе над рекомендованным источником иногда требуется сделать подробную запись отдельных частей изучаемого текста. Наиболее часто такая необходимость возникает у студентов при подборе материала по какой-нибудь определенной теме, в частности, при подготовке к выполнению курсовых или контрольных работ.

Эта система рабочей записи называется выписками. Дословная выписка авторского текста носит название цитата. Выписка и цитаты часто приводятся для подтверждения излагаемой мысли или для опровержения утверждения автора. При выписывании не следует увлекаться цитатами, лучше изложить соответствующее положение книги своими словами, стремясь передать авторскую мысль возможно точнее. Правильное изложение содержания изученных источников своими словами - один из показателей понимания студентом рассматриваемых вопросов. При цитировании следует придерживаться определенных правил, а именно, сохранять полностью авторский текст и его форму.

Одним из распространенных видов рабочей записи являются тезисы. представляющие собой краткую запись основных положений и выводов изучаемого источника. В тезисах в самом сжатом виде формулируются все основные идеи книги без доказательств, аргументов и фактов. Такой вид записи может использоваться в отношении тех материалов, которые достаточно хорошо усвоены, в частности, при подготовке к семинару или собеседованию по теме семинара, а также при подготовке к сдаче устного зачета.

В процессе самостоятельной работы студентам чаще всего приходиться делать рабочие записи в виде конспекта, представляющегося собой краткое, систематическое изложение своими словами содержания изученного источника, доклада или лекции с выводами автора и доказательствами, но без деталей и подробностей. В конспекте можно приводить для иллюстрации таблицы, сравнительные и иные цифровые данные, взятые из изученного или иного источника, или из анализа практики. По своему объему конспект должен быть кратким, примерно в 10-12 раз меньше конспектируемого текста.

Ввиду краткости изложения следует особо обращать внимание на четкость и ясность формулировок конспекта. Конспект в большей мере, чем все другие виды записи, помогает усвоить содержание изучаемого источника, выработать навыки краткого, ясного и логически последовательного изложения мыслей своими словами. Однако этим не ограничивается значение конспектирования. Хорошо составленный конспект позволяет в краткое время восстановить в памяти содержание законспектированного источника.

Для удобства пользования конспектом в нем можно применить различные приемы выделения отдельных частей текста путем пометок (например, простых, квадратных, фигурных скобок), подчеркивания текста жирной, волнистой, вертикальной чертой или цветными фломастерами. Все это поможет быстро и правильно найти нужную мысль, отличить выводы от доказательств и т.п.

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Важным этапом в самостоятельной работе студентов является подготовка к семинарским занятиям. Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов самостоятельной учебы студента, проверка приобретенных им знаний, их закрепление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний студентов, научить их ориентироваться в нормативном материале, творчески подходить к изучению соответствующей дисциплины, а также пользоваться приобретенными знаниями на практике. На семинарах студенты учатся правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положения, защищать свои убеждения, овладевать культурой речи. Готовясь к семинару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники следует не только изучать, но и законспектировать. Одновременно надо продумать, какими фактами из личной практики или практики работы государственных органов и общественных организаций, из жизни своего города, района, области можно подтвердить теоретические положения темы. Если есть возможность, рекомендуется подобрать соответствующий цифровой и статистический материал.

Опыт показывает, что некоторые студенты являются на семинарские занятия подготовленными только по одному вопросу темы или во все неподготовленными, но стремятся создать впечатление у преподавателя, что они знают весь материал, бросая отдельные реплики или выступая с «дополнениями» по вопросам, уже освещенным предыдущими товарищами. Другим серьезным недостатком семинаров является то, что многие студенты в своих выступлениях, рассчитанных на 7-10 минут, охватывают много вопросов, разбрасываются, и поэтому их выступления оказываются поверхностными. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления, конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов можно приводить соответствующие цитаты, положения нормативных актов и статистические данные. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяснить то, чего студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов. После обсуждения каждого вопроса плана семинара студент должен подумать, какие положения остались ему непонятны, и при необходимости попросить преподавателя остановиться на них в своем заключительном слове. То же следует сделать и в конце семинара.

Словарь ТЕРМИНОВ

Абсолютизм (этический) - методологический принцип истолкования природы нравственности. Моральные принципы, понятия добра и зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Авторитет - власть, влияние.

1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (так называемые носители авторитета).

2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, профессиональный, научный, моральный и др. виды А. Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет - духовная власть над сознанием людей, которой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств.

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение “ближнему”, готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм -моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогий. Наконец, А. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм -моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся Б. лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные Б.

Материальные Б. - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные Б. - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).

Общественные Б. - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.

Личные Б. - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного Б. - моральная ценность, добро (иногда слова “Б.” и “добро” в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство -моральноекачество, характеризующее поступки людей с т.зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотвер­женность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость- моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. В. - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь -отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние В. является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою В., он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние -вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное В. издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого В. возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Воля -этоспособность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:

- во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

- во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача и решается путем В.н., которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести В.м. с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В.м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

Выдержка - моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает:

- умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.43 (0.014 с.)