Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Как обучать профессиональной ответственности в юридической клинике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, как говорилось выше, я бы определила источники права по основным категориям норм, регулирующих поведение адвокатов, для системы права, в которой функционирует юридическая клиника. Список тем из моего курса в предыдущем разделе и более подробное Приложение предоставляют точку отсчета для раздумий над кругом проблем в этой области. В случаях, когда имеется несколько юридических профессий, сконцентрируйтесь на нормах, применяемых к профессии или профессиям, с которой (которыми) работа студентов имеет больше всего общего. Однако возможно, что полезно будет также собрать нормы, касающиеся и других юридических профессий. В некоторых случаях бывает важно обсудить нормы поведения для профессий, с представителями которых взаимодействуют студенты, напр., нормы поведения прокуроров или судей. Также может оказаться полезным выявление различий между нормами поведения для разных профессий как способ лучше понять эти нормы и критически осмыслить их. Если материалы еще не были собраны, то можно поручить студентам провести исследование и собрать нужные материалы. Как будет сказано в следующем разделе, предпочтение должно отдаваться в первую очередь проблемам, которые с большой вероятностью будут возникать в работе клиники. Сбор норм и правил на бумаге также необходимо совмещать с анализом того, исполняются ли они на практике, кем они исполняются и каковы последствия нарушения этих норм. Во-вторых, определитесь с тем, какие темы наиболее важны для работы клиники. К примеру, я полагаю, что нормы, касающиеся права адвоката не разглашать конфиденциальную информацию клиента и недопущения конфликта интересов, являются основополагающими для любой юридической клиники. Некоторые темы, предлагаемые в ходе комплексного учебного курса студентам, собирающимся заниматься всеми видами юридической практики, могут не представлять интереса для клиник или проявляться лишь время от времени. К примеру, большинство клиник предлагает бесплатные юридические услуги, поэтому нормы, касающиеся назначения гонорара, скорее всего, в них не понадобятся. В Приложении вам предлагается точка отсчета для размышлений о том, на каких темах клинике стоит сосредоточиться. Преподаватель может прочесть помещенные в Приложении вопросы и отметить те, которые покажутся ему самыми важными для работы клиники, или те, которые стоит наиболее активно обсудить со студентами. В-третьих, собирайте выдержки из нормативных актов или их полные тексты по темам, которые, по мнению преподавателя, будут иметь наивысший приоритет. Раздавайте их студентам в виде учебников в начале курса или по частям по мере изучения конкретных тем. Четвертый этап представляется нам наиболее важным: преподаватель юридической клиники выявляет этические проблемы по мере их возникновения в работе клиники и предлагает их для обсуждения студентам. Точно также как и при работе с вопросами материального права или процесса, можно поручить студентам провести исследование по теме, сделать доклад с выводами или, возможно, составить краткий письменный анализ проблемы. Для студента полезным будет не только подобное исследование само по себе, но и диалог с преподавателем и с другими студентами по предмету исследования. Преподаватели американских юридических клиник иногда говорят о „дидактическом моменте”, то есть о моменте времени, когда какая-либо проблема возникает как бы сама по себе в повседневной работе клиники и предлагает студентам конкретный контекст и мотивацию к учебе. Такие моменты для обсуждения проблем профессиональной ответственности могут возникать во время работы наставника со студентом «один на один» или во время обсуждения ведущихся дел с целой группой. Учитель может решить, что некоторые темы являются настолько основополагающими, что имеет смысл давать студентам задания для дополнительного чтения и поручать им делать на занятиях устные или письменные доклады, готовить учебные проблемы для обсуждения в классе, поднимать этические вопросы во время ролевых игр и т.п. Вполне вероятно, что со временем в клинической практике возникнут реальные ситуации, которые станут основой для подготовки учебных материалов. Можно приглашать практикующих юристов, которые могут делиться со студентами своими взглядами на часто возникающие проблемы и предлагать свои решения этических проблем, возникающих в делах клиники. В клинике Ягеллонского университета вместе с преподавателями, отвечающими за данный курс, работают и практикующие юристы. Эти практики часто высказываются по этическим вопросам. Подобные диалоги с практиками помогают и преподавателям, и студентам лучше понять то, что же реально происходит в плане соблюдения норм поведения юристов. В Ягеллонской клинике также побывал и беседовал со студентами председатель Ассоциации адвокатов г. Кракова. Юридическая клиника по делам гражданского права Ягеллонского университета включила предмет „Профессиональная ответственность” в программу обучения. Приведу два примера проблем профессиональной ответственности, которые возникли в делах, проводившихся клиникой. Первый - сравнительно простой, а второй потребовал более глубокого анализа. В клинику обратилась женщина за консультацией по вопросу права на наследование некоего имущества. В результате опроса оказалось, что в действительности наследником был ее отец, но он не был заинтересован в получении правовой консультации. Эта ситуация позволила наставнику студентов заняться вопросами связи с лицом и получения от него согласия на формирования отношений адвокат-клиент и недопущения конфликта интересов. Более сложные вопросы возникли по одному из дел, в котором клиника была назначена опекуном отсутствующего лица. Одна женщина ходатайствовала о повышении суммы алиментов, взыскиваемых с ее отсутствующего бывшего мужа на содержание детей. Деньги поступали из государственного источника, так как местонахождение бывшего мужа было неизвестно, однако по закону иск об истребовании алиментов должен подаваться на родителя, несущего алиментную ответственность. Государство сохраняет за собой право требовать возмещения выплаченных детям сумм от родителя, на которого подан иск, если ответчик будет найден. Студентка, выступавшая в роли опекуна, внесла возражение против увеличения суммы алиментов на том основании, что из-за отсутствия мужа суд не может определить, какую сумму алиментов можно будет назначить пропорционально его доходам. Суд принял решение об увеличении суммы алиментов, но до суммы, меньшей, чем та, о которой просила бывшая жена, но большей, чем прежняя сумма алиментов. Студентка не захотела подавать апелляцию, так как считала, что решение суда справедливо и отец должен участвовать в содержании своих детей. Наставник студентов в клинике поставил вопрос об обязанности активно защищать интересы клиента. Кодекс адвокатской этики в Польше гласит, что адвокат должен заручиться согласием клиента на апелляцию. Наставник и студенты рассуждали о том, как следует применять этот принцип в отношении лица, которое невозможно найти и интересы которого представляет студент. Им пришлось поразмышлять над тем, а корректна ли в этой ситуации опекунства аналогия с отношениями адвокат-клиент. Дальнейшее рассуждение касалось вопроса о том, что апелляция могла привести не только к уменьшению суммы алиментов для клиента, но и к ее увеличению, как об этом просила бывшая жена, поскольку она обладает правом встречной апелляции. В американской клинике этот сценарий также не имел бы простого и однозначного решения. «Право, регулирующее поведение адвокатов» в подобной ситуации, предлагает некоторую полезную информацию, однако принять решение о том, следует ли ее применять, и если следует, то как, очень не просто. Приведенный пример очень напоминает рассказ Любана и Миллеманна о том, как ведется обсуждение этических вопросов, с которыми они столкнулись в юридической клинике университета Мэриленд. Преподаватели, работающие в юридических клиниках Ягеллонского и Варшавского университетов, выступили с инициативой полезного совместного проекта. Они совместно изучили вопросы по теме профессиональной ответственности, с которыми студенты с большой долей вероятности будут сталкиваться в своей повседневной работе. На базе существующих кодексов профессиональной этики юристов и опыта юридических клиник работники краковской и варшавской консультаций подготовили проект закона о студенческих юридических клиниках, в котором особое внимание уделяется вопросам защиты тайны клиента, поскольку существующий польский аналог права адвоката не разглашать полученную от клиента информацию не распространяется на студентов юридических клиник. Заключение Некоторые ошибочно характеризуют клиническое юридическое образование как „практическое” в противовес „теоретическому” образованию. Учеба на реальных жизненных делах влечет за собой построение аналитических теорий, которые должны будут пройти проверку в мире. Более точным определением клинического образования служит термин „теория практики”, а не «практика как противовес теории». Право, регулирующее поведение адвокатов, профессиональная ответственность и этика юриста являются предметами, важными для благополучия клиентов, адвокатов и правовой системы в любом государстве. Естественно, что конкретное наполнение права, регулирующего поведение адвокатов, будет разным в разных странах, но проблемы, для решения которых существуют и должны существовать нормы и правила, очень схожи во всех правовых культурах. Эта статья предлагает общие подходы и метод анализа тем, которые могут быть включены в преподавание профессиональной ответственности юриста в юридических клиниках всего мира. В статье также содержатся предложения о том, как преподаватели клиник могли бы организовать обучение своих студентов в этой области. Клиники должны вести обучение стандартам профессиональной ответственности своих стран так, чтобы работа клиники соответствовала стандартам для юристов, выполняющих подобную работу. Это важно, даже если принять во внимание одну единственную причину – желание не допустить наступления ответственности за ошибки. На самом же деле нами руководят стремления более высокого порядка. Клиники стремятся оказывать услуги на высоком уровне, а как учебные заведения они стремятся к тому, чтобы приобретаемые студентами навыки стали эталоном, который студенты после окончания университета смогли бы взять с собой в большую жизнь. Создаваемые в клиниках учебные материалы по профессиональной ответственности юристов могут пригодиться при обучении юристов-стажеров и в системе непрерывного юридического образования практикующих юристов. Кроме того, преподаватели и студенты, в силу их склада ума, будут внимательно изучать право, регулирующее поведение юристов, нормы профессиональной ответственности и этику юристов своей страны в теоретическом и критическом аспектах. Изучение этих тем преподавателями и студентами может привести к серьезным научным изысканиям и обмену мнениями между разными юридическими профессиями по вопросу о том, какими должны быть право, регулирующее поведение юристов, нормы профессиональной ответственности и этика юристов данного государства. Приложение Настоящее приложение повторяет структуру восьми частей моего 42-часового курса профессиональной ответственности. На прохождение каждого из восьми разделов требуется разное количество времени. Так, на изучение первых четырех частей курса уходит более трех четвертых семестра. Для моих студентов после заголовков разделов курса приводится список тем и заданий к каждой теме. Некоторые темы напечатаны со знаком зачеркивания, что означает, что данная тема является неотъемлемой частью раздела, но из-за недостатка времени мы не будем разбирать ее на занятиях. Цель настоящего Приложения - помочь преподавателям из других стран решить, какие вопросы по темам норм права, регулирующих поведение адвокатов, профессиональной ответственности и этики юристов следует включить в учебный план юридической клиники. Предполагаю, что преподаватель начнет с выбора проблем, которые, по его мнению, делают необходимым донесение до студентов информации о правовых нормах внутри страны, и вопросов, обсуждению которых в клинике будет уделено особое внимание. Затем преподаватель соберет сам (или поручит собрать своим студентам) правила и нормы поведения адвокатов на эту тему их всех возможных источников права своей страны. После завершения этой работы для своей страны можно поделиться результатами с другими преподавателями и клиниками. На практике может оказаться, что для нужд данной конкретной страны надо иначе сформулировать приводимые ниже вопросы или задать свои. Анализ того, почему тот или иной вопрос неактуален, и какие вопросы можно задать вместо них, может стимулировать осмысление контекста и структуры норм поведения юристов и понятий профессиональной ответственности и этики юристов в данной стране. Некоторые курсы в США объединяют 30-42 часов обычного университетского курса с курсом обучения в юридической клинике, где для обсуждения возникающих этических проблем специально выделяется время. Подобный формат желателен и для раскрытия большинства вопросов из приводимого ниже списка. Если клиника не располагает дополнительным временем за счет аудиторного курса, необходимо значительно сократить список приводимых ниже вопросов. Преподаватель должен отобрать те из них, которые наиболее важны для работы клиники, и те, обсуждение которых будет сочтено необходимым для образования будущих юристов. Эти вопросы обычно формулируются так: В каком законе говорится о …? – что подразумевает постановку дополнительных вопросов типа: Где содержится этот закон? Исполняется ли он? Кто может подать иск на его нарушителя? Какой орган будет рассматривать этот иск? Какие предусмотрены санкции, если нарушение будет доказано?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.008 с.) |