Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа в юридических клиниках с реальными клиентамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этические аспекты Характерной чертой работы в юридических клиниках с реальными клиентами является то, что в большинстве случаев студенты сталкиваются с правовыми проблемами обездоленных, малообеспеченных граждан. При этом многие студенты-юристы приобретают новый и необычный для себя опыт, и это — больше, чем ценная практика. Студенты непосредственно знакомятся с последствиями социального и экономического неравенства, а это воздействует гораздо сильнее, чем чтение соответствующей литературы. Кроме того, студенты учатся видеть проблемы с точки зрения людей, оказавшихся в неблагоприятном положении, и хотя это не обязательно вынуждает студента делать некие предопределенные выводы, он попадает в условия, которые способствуют пересмотру тех или иных предубеждений. В таких условиях становится очевидной и роль юриста. Саймон Райс писал: “Работа в общественной юридической приемной дает студентам возможность критического осмысления права, позволяет им увидеть роль юриста в рамках системы, являющейся консервативной по своей природе, и проанализировать ее. Важнейшей целью стажировки в юридической клинике является достижение понимания ценностей и таких ролей.”** Профессиональная этика Практически во всех реальных делах имеется этический аспект. Студент Колледжа округа Куинс Мартин на собственном опыте понял, что значит ставить интересы клиента выше собственных. Он пишет: “Я всегда знал это, но только теперь почувствовал, что главное значение имеют проблемы моего клиента, а не мои собственные; о моих успехах и неудачах следует судить по тому, обеспечил ли я беспристрастное рассмотрение дела моего клиента в суде и вынесения справедливого решения, а не по тому, насколько сильное впечатление произвели на присяжных мои доводы и речи. И как только я это осознал, напряжение, связанное с этим, хотя и осталось, но перестало меня угнетать. Таким образом данный курс оказал на меня гораздо более глубокое воздействие, чем я мог себе представить в начале.” В сущности, Мартин сделал важнейшие шаги по пути формирования профессионального, этичного и практического отношения к юридической практике. Моделирование ситуаций Моделирование ситуаций может применяться при преподавании этики для достижения целого ряда различных целей. Традиционно такой предмет, как этика, изучался и изучается путем обсуждения в классе различных этических аспектов и анализа проблем, рассмотрения возможностей реализации тех или иных этических вариантов решений той или иной конкретной проблемы, обсуждения альтернативных теорий этичного поведения. Все это — необходимые элементы процесса изучения этики и достижения понимания этичного поведения. Однако этого недостаточно. Во время занятия сформулировать этичный вариант решения проблемы может каждый. Возможно, мы будет спорить относительно того, какой из вариантов решений является наиболее этичным; возможно также, мы будем спорить о теориях, на которых основаны принимаемые нами решения. Однако на занятии вряд ли у нас возникнет искушение предпринять те или иные неэтичные действия, а в практической деятельности такие искушения вполне возможны, и в этой связи возникает один из главнейших вопросов понимания этики юридической практики. Четкое объяснение этого можно найти в вводной части к практическому курсу “Юридическая профессия” юридического факультета Колумбийского университета. “Когда на экзамене вас попросят сформулировать этичную линию поведения, вам ничего не стоит выбрать из множества возможных вариантов один из наиболее этичных. А вот в повседневной практике принимать этичные решения гораздо труднее(а это приходится делать постоянно), т. к. этичное поведение зачастую обходится недешево. Этически безупречное поведение может навредить интересам клиентов, привести к сокращению доходов юристов, нарушить их семейную жизнь, подорвать их репутацию среди коллег и в более широком плане, в результате таких действий они могут остаться без работы и без средств к существованию. Лишь научившись предвидеть некоторые проблемы, связанные с возможными издержками этичного поведения, вы поймете, как трудно — и как важно — выработать привычку и способность определять этичную линию поведения и следовать ей. Заключение Итак, мы попытались рассмотреть некоторые возможности, которые имеются в методике юридических клиник, по разработке морально-этических аспектов в изучении права. Если бы изучение этики вводилось лишь на этапе практического обучения, без предварительного обсуждения указанных проблем на более ранних этапах обучения, возникла бы серьезная опасность того, что данные проблемы будут изучены довольно поверхностно (ведь у большинства практических курсов для юридических клиник имеются и другие важные цели и задачи), а это может привести к мнению, что этические аспекты не имеют прямого отношения к изучению вопросов права в рамках общих учебных программ юридических вузов. Все это требует комплексного, интегрированного подхода к обучению. Отчасти этого можно было бы достичь путем включения анализа этических аспектов в материал по отдельным отраслям права и правовым нормам, а кроме того, путем разработки вводных курсов (не обязательно для практического изучения на базе юридических клиник), в которых рассматривались бы соответствующие понятия и концепции. Наконец, совсем простое замечание относительно применения методики практического обучения и этики. Мы уже указывали, что самый надежный способ глубокого освоения юридических знаний и методов компетентного применения этих знаний на практике — это ведение реальных дел в реальных условиях или в условиях, приближенных к реальным. Компетентность — это этический долг. Какой смысл знать четкие этические нормы, если вы не в состоянии достичь тех целей, которые диктуются этими нормами? Методы практического обучения способствуют критическому осмыслению этических проблем, а также формированию способности и умения претворить понимание этих проблем в своей практической деятельности с учетом соблюдения этических норм и критериев эффективности. Клиническое юридическое образование. Методический семинар для преподавателей. Февраль 1999 г. Ставрополь. Семинар организован Фондом Форда Перевод сделан по публикации в материалах коллоквиума по клиническому юридическому образованию, проведенного Центром права общественных интересов (Public Interest Law Initiative) осенью 1998 г. в США, с любезного разрешения Центра. Источник: Brayne Hugh et al. Clinical Legal Education: Active Learning in Your Law School. London. 1998. * Ослер Ф., Шлюфли А. “Феномен тонкой черты: оказание помощи стажерам банков в формировании собственной социальной и морально-нравственной индивидуальности”. [Osler F., Schlufli A.: “The thin line phenomenon: helping bank trainees form a social and moral identity”, in: G. Lind, H.A. Hartmann and R. Wakehurst (eds) Moral Development and the Social Environment (Chicago: Precedent Pub., 1985), p. 150 at p. 166]. ** Райс С. Руководство по практическому применению методики обучения для юридических клиник в рамках учебных планов юридических вузов. [Rice S. A Guide to Implementing Clinical Teaching Method in the Law School Curriculum (Sydney: Center for Legal Education, 1996]. * Юридическое общество. Руководство по профессиональному поведению адвокатов. [Law Society, Guide to the Professional Conduct of Solicitors, 7th ed., principle 12.02.] См. также примеры в книге: С. Натансон. Что такое профессия юриста. [S. Nathanson, What Lawyers Do: (London: Sweet & Maxwell, 1997), pp. 143-4]. Обучение профессиональной ответственности Лиа ворсам В марте 1999 года в Польше состоялась конференция по проблемам клинического юридического образования, в ходе которой группе из двадцати человек, среди которых были преподаватели, уже преподающие или только собирающиеся преподавать в юридических клиниках стран Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, был поставлен вопрос: Какие задачи, по-вашему, являются наиболее важными для юридической клиники? Самыми типичными ответами были: обучение этике и совершенствование этических стандартов юридической практики в странах участников конференции посредством особого акцента на этой теме в юридическом образовании. На последовавшем за этим двухчасовом обсуждении затрагивались, в основном, следующие вопросы: Чем отличается „этика юриста” от „обычной этики”? Какие аспекты этики юриста стоило бы улучшить в отдельных государствах? Как можно эффективно обучать правовой этике в юридической клинике? Настоящая статья начинается с характеристики системы таких связанных друг с другом понятий (как их понимают в США), как этика адвоката, профессиональная ответственность и правовое регулирование деятельности адвокатов. Здесь не будет представлена полная характеристика этой системы, так как сущность принципов этики адвоката в США есть или должна быть такой же, как и в любой другой стране. Предлагаемое здесь определение может служить лишь исходной точкой для рассуждений о регулировании деятельности адвокатов и о профессиональной ответственности адвоката, которые могут быть предметом обучения на юридических факультетах и в юридических клиниках. Тематическая наполненность обучения должна разрабатываться в соответствии со спецификой каждой конкретной страны, на территории которой работает юридическая клиника. Рассуждения из первой части статьи на тему трех связанных друг с другом понятий, касающихся профессионального поведения адвоката, также относятся и к вопросу, поставленному варшавской группой участников конференции, о различиях между специфической „этикой адвоката” и „обычной этикой”. В 1997 году я вместе с профессором Лисой Лерман вела сравнительный курс на тему юридической профессии и этики адвоката для американских и польских студентов права в рамках действующей в Ягеллонском университете летней школы Католического Университета Америки. Поскольку необходимые материалы не были заранее переведены на английский язык, девять групп, каждая из которых состояла из одного польского и одного или двух американских студентов, работая вместе, искали положения польского законодательства, регулирующие самые важные аспекты профессиональной ответственности, переводили соответствующие материалы на английский язык и готовили доклады, в которых проводили сравнительный анализ польских и американских норм по каждой теме. С помощью профессора Фридерика Цолла из Ягеллонского университета польские студенты смогли найти необходимые материалы. Исходной точкой для нас был список вопросов, обозначенных в настоящей статье, который оказался полезным для анализа законов, регулирующих деятельность юристов в Польше. Используемое в этой статье понятие „этика юриста” включает в себе принципы поведения для всех юридических профессий в данном государстве. В Соединенных Штатах Америки юристы могут работать только по одной юридической профессии. В Польше, как и во многих других странах, существует несколько юридических профессий, каждая из которых имеет свою функцию. Юридические профессии в Польше - это адвокат, юрисконсульт, прокурор и нотариус. После окончания вуза выпускники юридических факультетов могут, как и в других странах континентальной системы права, начинать обучение судейской профессии. Каждый из штатов США имеет собственный этический кодекс, применяемый в отношении всех юристов, у которых есть разрешение на работу по профессии на территории данного штата. Специализированные суды, такие, как, напр., Комиссия по ценным бумагам и биржам Соединенных штатов, обладают правом устанавливать специальные правила для работающих с ними юристов. Федеральные суды США обладают полномочиями устанавливать собственные своды правил поведения адвокатов, а также имеют право устанавливать собственные критерии для предоставления права выступать перед ними. Однако федеральные суды отказались от проведения федерального адвокатского экзамена, и условием выдачи разрешения выступать в них ставят наличие права практиковать в данном штате. Подобным же образом, большинство окружных федеральных судов применяют этические кодексы штата, в котором они расположены, отказываясь от создания собственных. Каждая юридическая профессия в Польше имеет собственное регулирующее законодательство. В отличие от Соединенных штатов, где полномочия выдавать лицензии и регулировать принципы поведения юристов предоставлены судам, в Польше эти полномочия принадлежат законодательному органу. Польские адвокаты, юрисконсульты и нотариусы разработали свои внутренние этические кодексы. Как уже поминалось раньше, в США кодексы поведения для адвокатов устанавливаются судами, обычно судами высшей инстанции данного штата. Большинство из таких кодексов составлены по образцу Типовых Правил Профессионального Поведения Американской Ассоциации Юристов (AAЮ). ААЮ является добровольной частной организацией, членство в которой для американских юристов не является обязательным. Этические кодексы отдельных штатов возникают обычно в результате совместных усилий ассоциации и юристов. В большинстве штатов суд высшей инстанции сотрудничает с ассоциацией юристов данного штата для создания комиссии юристов, задачей которой является изучение Типовых Правил ААЮ и вынесение рекомендаций по подготовке соответствующей версии для принятия в штате. Затем, суд оценивает работу подобных органов, вносит свои поправки и утверждает кодексы. Большинство этических кодексов штатов подобны Типовым Правилам, но все они отличаются друг от друга. Как в США, так и в Польше существенные положения, регулирующие деятельность юристов, можно найти и в других сводах законов, таких как, например, гражданско-процессуальный кодекс и правила доказывания. Начиная с 1974 года аккредитационные стандарты ААЮ требуют от юридических факультетов обучения профессиональной ответственности. Большинство юридических факультетов выполняют это требование и читают курс профессиональной ответственности (с присвоением двух или трех баллов), который выливается в 30-42 часов лекционных занятий.9 С 1983 года я веду занятия по профессиональной ответственности, за который студенты получают три балла, для групп численностью 55-70 студентов. Некоторые факультеты выполняют это требование в рамках занятий в юридических клиниках. Немногие учебные заведения преподают профессиональную ответственность “рассредоточено,” т.е. они включают элементы этого курса в другие курсы учебного плана. Все студенческие юридические клиники в США осознают необходимость заниматься проблемами профессиональной ответственности, они отличаются лишь количеством времени, уделяемого изучению этой темы. Одним из важных факторов является объем знаний студента, полученных им до прихода в клинику. Некоторые клиники требуют, чтобы студент раньше окончил курсы по профессиональной ответственности или участвовал в них во время работы в консультации. Я веду семинар для студентов, которые работают в юридических клиниках. Кто-то из участников семинара уже прошел курс профессиональной ответственности, а кто-то еще нет. Обычно этой тематике я посвящаю два из девяти 90-минутных занятий. Американские студенты знакомятся с кодексами поведения во время курсов по этике юристов, в основном, на примере Типовых Правил Профессионального Поведения ААЮ, а не на примере кодексов штатов, которые реально регулируют деятельность юристов. Упор на Типовые Правила объясняется тем, что большинство выпускников будет сдавать адвокатский экзамен и начинать профессиональную деятельность в разных штатах. Типовые Правила используются в качестве общего знаменателя в обучении точно так же, как и Единый Коммерческий Кодекс применяется вместо кодексов отдельных штатов. Это готовит студентов к Экзамену по Профессиональной Ответственности (MPRE), сдача которого требуется при поступлении на работу по профессии в 47 штатах, в округе Колумбия, а также в четырех территориях США. Поскольку этот экзамен проводится во многих штатах, он также сосредоточивается больше на Типовых правилах, чем на версиях этих правил в конкретных штатах. Учебники по профессиональной ответственности и программа большинства курсов выходят за рамки этических кодексов ассоциаций юристов и освещают и другие важные правовые акты, которые регулируют деятельность юристов, касающиеся, например, отношений между адвокатом и клиентом и закона о недобросовестной практике. Начиная с 1999 года Экзамен по Профессиональной Ответственности (MPRE) также шагнет за рамки Типовых Правил и будет включать в себя эти и другие аспекты права, регулирующего юридическую деятельность. Как и в случае с Типовыми правилами, в каждом штате имеются свои оттенки и специфика и в этих отраслях права, однако студентам преподают основные принципы, во многом повторяющиеся в разных юрисдикциях. В 1998 году престижный Институт Американского Права (The American Law Institute) утвердил окончательный проект Свода Права, регулирующего юридическую деятельность и являющегося исчерпывающим источником по этой теме. Учебные курсы в рамках студенческих юридических клиник в США сосредоточиваются чаще всего на законах конкретного штата, в котором работает клиника, а не на общегосударственных моделях, изучаемых в ходе обязательных университетских занятий, т.е., преимущественно на этическом кодексе штата, а не Типовых Правилах, на законе данного штата о праве адвоката не разглашать полученную от клиента информацию, а не общих понятиях этого права. Этический кодекс каждого конкретного штата непосредственно применяется в работе американских студентов. Юридической клинике в стране, в которой имеется несколько юридических профессий, рекомендуется сосредоточиваться на положениях законодательства, применимых к юристу, занимающемуся тем видом деятельности, которую выбрали для себя студенты. В польских юридических клиниках студенты чаще всего выступают в роли адвоката или юрисконсульта. Однако в некоторых случаях может оказаться целесообразным в ходе клинического обучения ознакомиться с этическими принципами профессий, с которыми клиника взаимодействует. К примеру, в клиниках, которые работают с заключенными или подсудимыми и в которых студенты выполняют роль адвокатов, возможно, имеет смысл ознакомиться с правилами, действующими в отношении прокуроров и судей. Во второй части настоящей статьи ставится вопрос о том, почему в юридической клинике надо уделять так много внимания вопросам этики юриста. В этой части мы, во-первых, пытаемся доказать, что юридические клиники должны обучать студентов профессиональной этике для того, чтобы обеспечить соблюдение ими в своей работе требований профессиональных норм. Во-вторых, мы рассматриваем способы, посредством которых обучение профессиональной ответственности могло бы оказаться полезным для совершенствования стандартов профессиональной практики в данной стране. В-третьих, мы говорим о том, почему американский опыт позволяет сделать вывод о том, что работа в студенческой юридической клинике - это один из самых эффективных способов обучения профессиональной этике. В третьей части дается обзор мер, которыми может воспользоваться преподаватель юридической клиники, для совершенствования обучения правовой этике в юридических клиниках. В Приложении для преподавателей приводится список вопросов, которые должны помочь им решить, по каким проблемам обучение в клинике необходимо, а по каким - желательно. I. Что входит в обучение профессиональной ответственности? В США три термина: этика юриста, профессиональная ответственность и право, регулирующее юридическую деятельность, иногда используются как взаимозаменяемые. Я придаю каждому из этих терминов отдельное значение, однако все три словоупотребления фигурируют в курсе, который я веду с 1983 года и который озаглавлен „Профессиональная ответственность”. Право, регулирующее деятельность юристов, означает имеющиеся в различных правовых актах правила и доктрины, регулирующие деятельность юристов. Термин „профессиональная ответственность” я понимаю как более широкое понятие, которое заключает в себе множественные обязанности, обязательства и задачи юриста - по отношению к клиенту, по отношению к судам, в контексте отправления правосудия и доступа к нему, в контексте общественного восприятия юридической профессии, по отношению к другим юристам, а также к сторонам и свидетелям, с которыми юрист имеет дело. В большинстве из американских правил поведения юристов уделяется особое внимание тому, как уравновесить эти различные обязанности, когда в каждой конкретной ситуации разные обязанности направляют поведение юриста в разные русла. Термин „этика юриста” адекватно служит для описания совокупности профессиональных сводов норм поведения юристов. Я думаю, что, с одной стороны, применение этого термина для обозначения области изучения надлежащего поведения юристов приводит к слишком узкому определению того, чему должны учиться студенты. Однако, с другой стороны, этот термин иногда трактуется слишком широко, что приводит к смешению понятия надлежащего поведения юриста и других понятий этики. А. Право, регулирующее деятельность юристов Я использую термин „право, управляющее деятельностью юристов” или „право, регулирующее деятельность юристов” как основу для всех обсуждений во время занятий. Термин этот означает материально-правовые принципы, управляющие поведением юристов, анализ полномочий, в соответствии с которыми такие правовые принципы создаются, а также механизм, посредством которого нормы проводятся в жизнь. Первый вопрос, который мне задают студенты при изучении любой темы курса профессиональной ответственности, звучит так: Что такое правовая норма и где ее найти? В третьей части статьи, посвященной методам организации обучения профессиональной ответственности, речь пойдет и о том, как серьезно воспринимаются отдельные аспекты этих норм, и какие проблемы они вызывают у юристов. В каких типах дел проявляются отдельные положения этих норм? Какие последствия влечет за собой нарушение различных положений этого права? Рассмотрим в качестве примера американский закон о конфликте интересов. Типовые Правила 1.7-1.11 и их соответствия в каждом штате устанавливают правила разрешения конфликтов интересов. Правила конфликта интересов предписывают, как следует защищать обязанность адвоката сохранять конфиденциальность информации клиента и безусловную верность ему в ситуации, когда имеется конфликты между его действительными клиентами, между потенциальными и действительными клиентами, между потенциальными и бывшими клиентами, между личным интересом адвоката и интересом клиента, а также между прежней ролью адвоката по отношению к правительству и его действительными или потенциальными клиентами. Редко случается, что заявления о конфликте интересов становятся предметом дисциплинарного производства в отношении адвокатов. Однако адвокаты часто становятся мишенью ходатайств об их отводе, что может заставить их отказаться от представительства интересов клиента. Угроза отвода по таким основаниям может возникнуть на той стадии представительства интересов клиента, когда отвод может повлечь за собой серьезные финансовые последствия как для юриста, так и для клиента. Осуществление представительства несмотря на изначально очевидный конфликт интересов также может послужить основанием для иска в отношении адвоката за злоупотребление доверием или за нарушение фидуциарной обязанности. Поэтому этой проблеме уделяется столько внимания, и многие крупные юридические фирмы, в которых возникает много вопросов потенциального конфликта интересов, назначают специального партнера, надзирающего за представительствами, осуществляемыми адвокатами фирмы, в плане выявления в них конфликтов интересов. Таким образом, несмотря на то, что вытекающие из конфликта интересов проблемы редко бывают предметом дисциплинарного производства в отношении американских адвокатов, нормы материально-правового характера очень важны и потенциально имеют серьезные последствия для адвокатов. В некоторых случаях «правило», фигурирующее в законе о профессиональной ответственности, является лишь мотивирующим стандартом. Типовое Правило 6.1 гласит, что юрист „должен стремиться к тому, чтобы посвятить по меньшей мере 50 часов в год профессиональной практике на общественное благо” (количество часов в разных штатах может быть разным). Некоторые ассоциации юристов приняли «стандарты вежливости», которые определяют, как юристам следует вести себя в ряде повседневных ситуаций. Иногда правовые нормы содержат рекомендации и одновременно положение о том, что юристы могут по своему усмотрению поступать в пределах установленных рамок. Типовое Правило 1.6 гласит, что адвокат „может раскрыть” конфиденциальную информацию клиента „в той степени, в какой он сочтет это необходимым для того: (1) чтобы не допустить совершения клиентом преступления, могущего, по мнению адвоката, повлечь чью-либо смерть или тяжкие телесные повреждения”. В некоторых штатах считают, что подобная защита конфиденциальности заходит слишком далеко в смысле защиты клиента в противовес прочим соображениям. Другая группа штатов заменяет слова „может раскрыть” словами „обязан раскрыть”, чтобы сделать обязательным раскрытие информации о преступлениях, которые могут привести к гибели людей или к тяжким телесным повреждениям. Третья группа штатов приводит дополнительные обстоятельства, при которых юрист может по своему усмотрению раскрывать конфиденциальную информацию клиента. В других же случаях Правила накладывают абсолютное обязательство разглашать конфиденциальную информацию, хотя обычно для определения, применимо это правило в конкретном случае или нет, необходимо решение суда. Типовое Правило 8.3 гласит, что адвокат „обязан информировать соответствующий профессиональный орган” в случаях, когда „ему известно, что другой адвокат нарушил Правила Профессионального Поведения таким образом, что это вызывает серьезные сомнения в его честности, добросовестности и способности работать в качестве адвоката…”. Хотя это и является абсолютной обязанностью, все же должно быть вынесено судебное решение, которое определит, можно ли в данном случае ссылаться на эту обязанность. В таком случае адвокат обязан подать рапорт, только если он располагает достаточными знаниями, касающимися нарушения Правил, и в связи с этим нарушением встают перечисленные выше вопросы. Многие важные правила, касающиеся деятельности адвокатов, находятся вне кодексов поведения конкретных штатов (которые студенты изучают посредством их заменителя – Типовых Правил). И опять здесь можно снова привести пример конфликта интересов. Типовые Правила 1.7-1.11 касаются конфликтов интересов, однако многие ставшие достоянием гласности случаи конфликта интересов появились в результате постановлений судов по ходатайствам об отводе адвокатов и обвинений их в злоупотреблениях или в нарушении фидуциарной обязанности. Закон о праве адвоката не разглашать полученную от клиента информацию, является важным правовым актом, регулирующим поведение адвокатов, который подкрепляется положениями этического кодекса о защите тайны клиента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.015 с.) |