Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Етичний кодекс асоціації юридичних клінік України

Поиск

Загальна корпоративна культура

Стаття менеджмент корпор культури початкове

ЕТИКА ЮРИСТА І ЮРИДИЧНА КЛІНІКА. ПРЕКЛАДНІ ПРАЦІ

Хью Брейн, Найджел Данкан, Ричард Граймс*

(фрагменты)

Что такое “этика юридической практики”?

Этика — важнейшая часть философии. Можно сказать, что это — изучение нравственной философии. Этика как таковая связана с постановкой вопросов о нравственной правильности тех или иных действий и относится к любой человеческой деятельности. Увлекательный предмет для преподавания и изучения. Однако у нас цель иная, мы исследуем более узкий вопрос об этике юридической практики.

В рамках вопроса об этике юридической практики мы предлагаем изучить два направления: 1) этика и закон, 2) этика и профессиональное поведение.

Этика и закон

В данном контексте этика связана с критическим анализом морально-нравственного содержания законодательно-правовых норм и процедур, сопоставления их с принятыми этическими нормами (о которых у нас с вами могут быть разные представления).

Важнейшим критерием при анализе различных правовых норм является влияние того или иного закона на жизнь рядовых граждан, и это следует учитывать при рассмотрении любого закона на основе морально-нравственных критериев. Достижению этой цели может во многом способствовать обсуждение со студентами гипотетических ситуаций. Однако истинная эффективность рассматриваемых здесь методов работы юридической клиники достигается на следующем этапе, когда при проведении ролевых игр студенты анализируют моделируемые проблемы, приближенные к реальным ситуациям, или сталкиваются с этическими проблемами, возникающими при ведении реальных дел. В этих случаях значительно повышается степень личного участия и сопереживания, мотивации, реальности задач и актуальности проблем.

На каком этапе изучения данного курса следует обсудить вопросы этики юридической практики?

Нам представляется, что составные части права всегда должны рассматриваться с учетом этических аспектов. При изучении любой области права студенты должны проводить критический анализ возможных последствий действия этого права для реальных, живых людей. Такой анализ отчасти зависит и от тех этических принципов, которые, преподаватели, подчеркиваем при изложении материала по каждой области права. Например, при узком подходе к изучению обязательственного права, очевидно, необходимо затронуть тему небрежности, но при этом можно ограничиться лишь информацией о законах, предусматривающих ответственность за небрежность и халатность. Однако истинное понимание предполагает рассмотрение с позиций этики оснований и пределов ответственности, установленных действующим законодательством. Особенности альтернативных подходов к проблеме (например, системы безусловного возмещения ущерба, обязательного страхования) также не вполне понятны без учета этических аспектов. Почему человек (или страхователь) обязан нести ответственность, если он не виновен в причинении ущерба? Почему пострадавший не получает компенсации в случае, если невозможно установить виновного? Просто потому, что у этих людей нет денег на подачу иска? Или потому, что в силу неких формальных особенностей правил представления доказательств какая-та важнейшая информация не может быть принята судом? На все эти вопросы, возможно, найдутся более чем убедительные ответы (в общем-то, эти ответы существуют, только они противоречат друг другу), но проанализировать их достаточно глубоко невозможно без учета этических аспектов. При этом необходимо указать характер субъективных оценок: высказывания в поддержку действующего законодательства, высказывания в поддержку предложений по реформе и высказывания, отражающие собственные мнения студентов и преподавателей.

Поэтому неотъемлемой частью любого грамотного исследования той или иной области права с учетом всей имеющейся информации должно быть рассмотрение этических аспектов. Данный элемент этики юридической практики, на наш взгляд, должен неизменно присутствовать в исследованиях проблем права в вузах и в аспирантуре.

При рассмотрении проблемы профессиональной этики возникают иные вопросы. Если высшее юридическое образование не обязательно связано с подготовкой студента непосредственно к юридической практике, есть основания утверждать, что изучение профессиональной этики на данном этапе не требуется, хотя, возможно, это будет необходимо впоследствии, в рамках курса практического обучения. Действительно, глубокие правовые знания можно получить и без изучения профессиональной этики, но, как указывалось выше, понимание правовых норм в контексте конкретных реальных ситуаций предусматривает понимание практических аспектов деятельности юриста. Поэтому имеются убедительные аргументы в пользу преподавания тех или иных элементов профессиональной этики на всех этапах юридического обучения, начиная с первой ученой степени и на всем протяжении профессионального роста после прохождения квалификационного экзамена. [...] Учебные курсы по правовым дисциплинам должны в случае необходимости предусматривать критический анализ места и роли юриста в обществе, а также того влияния, которые оказывают действия юристов на клиентов и других людей. Такой анализ невозможен без ссылок на те или иные кодексы. Данный подход к изучению предмета не только делает абстрактный анализ более реальным и конкретным. Он также инициирует процесс критического осмысления кодексов, и когда будущий юрист приступает к изучению законов с целью освоения практических профессиональных навыков, он уже не принимает их содержание безусловно. Таким образом элемент конструктивной критики законов вводится в процесс юридического обучения на относительно ранней стадии, что несомненно способствует профессиональному развитию на основе учета всей имеющейся информации.

Роль юридических клиник как формы обучения

Мы уже указывали, что при прохождении курсов профессиональной подготовки слушатели должны знакомиться с соответствующим кодексов поведения и усвоить, каким образом положения данного кодекса поведения должны применяться при ведении реальных дел. Однако только знания кодексов поведения и умения их применять недостаточно. Это может привести к некритичному принятию сложившейся практики и к автоматическому применению стандартов и норм профессионального поведения, без раздумий и рассуждений. Как указано выше, студенты должны понимать, как и почему те или иные кодексы сформировались в том виде, в каком они существуют в настоящее время, и научиться воспринимать их критически. Можно также утверждать, что студенты должны участвовать в серьезных дискуссиях об этических принципах, прежде чем они столкнутся с этическими проблемами в реальных ситуациях.

Опыт работы по морально-нравственному воспитанию в других областях деятельности указывает на то, что изменения в морально-нравственных оценках и суждениях происходят под воздействием “кризисных” ситуаций, которые заставляют вас пересмотреть свои убеждения*. Это и есть наиболее ценная функция, которую выполняет стажировка в юридической клинике, когда человек, будь то студент или преподаватель, сталкивается с необходимостью принимать неприятные решения (в моделируемых ситуациях либо при работе с реальными клиентами). Такой опыт не только позволяет конкретизировать проблему морального выбора. Порой он также помогает усвоить критическое отношение к правовой системе, к ожиданиям в отношении юридической практики и к законам, применяемым в рамках этой практики. Такой опыт также может поставить нас в “кризисные” условия, которые будут способствовать серьезному переосмыслению наших собственных морально-нравственных оценок и суждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.009 с.)