Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи обучения и его результаты

Поиск

Эта глава основывается на посылке, что образовательный смысл любого учебного курса, в том числе и клинического, должен быть четко определен. Это необходимо для того, чтобы и преподаватели, и студенты поняли основные задачи курса и требования к его участникам.

Основными задачами клиник, обслуживающих реальных клиентов, являются следующие:

 Интенсификация учебного процесса, а также углубление понимания студентами материального права, судебного процесса и судебной этики, а также роли закона в жизни общества.

 Подготовка таких студентов, которые могут приложить навыки и знания, полученные в клиниках, работающих с реальными клиентами, для того, чтобы понять каким образом и почему были успешно разрешены те или иные дела и определить их место в контексте изучаемых правовых дисциплин.

 Обеспечение студентам возможности активно участвовать в процессе обучения.

 Использование способствующих обучению методов оценки, которые сами по себе являются стратегической неотъемлемой частью обучения.

 Обеспечение студентам возможности овладеть передающимися (передаваемыми) правовыми навыками, которые помогут студентам в изучении правовых дисциплин.

Результаты обучения – это те цели, которые студенты должны достичь в результате изучения данного курса, а также процесс, обеспечивающий их достижение. Эти результаты должны учитывать академический уровень обучения студента, а также индивидуальные потребности, которые могут появиться у студентов в процессе достижения этих результатов.

CLEO не ставит перед собой задачу определить, к каким именно результатам обучения должна привести каждая клиническая программа. Задачи и результаты обучения можно, к примеру, сформулировать следующим образом:

Данный курс предназначен для того, чтобы во время учебы познакомить студентов с концепцией клинического юридического образования, рассчитанного на обслуживание реальных клиентов.

Под строгим контролем кураторов студенты смогут познакомиться с различными правовыми проблемами реальных клиентов. Предполагается, что благодаря этому студенты смогут осознать и лучше понять роль закона и юристов в современном обществе, а также материально-правовых законов и процедур, которыми им придется пользоваться в рамках данного учебного курса. Кроме того, студенты, изучающие данный курс, должны овладеть навыками правовой деятельности (составление документов, сбор материалов, навыки адвокатской деятельности, ведение допросов и переговоров), а также навыками, которые можно определить как «передаваемые» или «передающиеся» (включая такие как общение, принятие решений, групповая работа, организационные и учебные навыки, а также использование новых технологий).

Студенты будут разделены на небольшие группы («компании»), и предполагается, что внутри группы студенты будут обмениваться полученными знаниями и приобретенными навыками. Это имеет особое значение в тех случаях, когда в состав группы входят студенты, как второго, так и третьего года обучения.

Хотя данный вид обучения может представлять особый интерес для студентов, собирающихся стать юристами, предполагается, что клиническое образование будет полезно и для других студентов.

Оценка неразрывно связана с результатами обучения (а может даже и определяется ими). Специалисты, занятые разработкой программ клинического образования, должны проанализировать педагогическое влияние оценки на учебный курс и определить предмет оценки (распространяется ли она на знание правовых норм, концепций, навыков и/или процедур?).

Форма оценки также должна быть определена, так чтобы и преподаватели, и студенты хорошо понимали, что именно от них ожидается. Будет ли оценка выставлена на основании экзамена (явного или скрытого)? Будет ли она даваться на основании оценки работы в течение учебного курса (задания, отчеты, доклады, подборка материалов)? Кто будет оценивать работу (преподаватель, куратор или сам студент)? Будет ли она даваться в устной или письменной форме? Будет ли работа студента оцениваться в баллах или по принципу зачет-незачет? Предлагается, чтобы независимо от формы оценки, она носила развивающий, способствующий обучению характер и, тем самым, стала неотъемлемой частью учебного процесса.

Модель оценки может следующей:

Каждый студент должен предоставить подборку материалов (портфолио), состоящую из:

1. Журнал регистрации деятельности студента в клинике с данными о делах, в которых он или она принимали участие (не нарушая принцип сохранения конфиденциальности).

2. Подробный разбор одного из дел, которым занимался студент.

3. Критические замечания о работе студента в юридической клинике, составленные им самим.

Папка с подборкой материалов должна быть представлена к 8 неделе второго семестра обучения.

Преподаватели-кураторы юридической клиники также должны следить за работой студентов и периодически оценивать их деятельность.

В конце каждого семестра преподаватели-кураторы встречаются со студентами, чтобы обсудить их достижения. И содержимое подборки материалов, и работа студента в юридической клинике обязательно должны быть оценены. Куратор обязательно должен принять во внимание точку зрения студента на уровень его или ее работы в юридической клинике, а также учесть мнение о его/ее деятельности студентов той же группы. Однако в соответствии с требованиями экзаменационного совета факультета решение куратора будет иметь окончательный характер.

Включение клинической деятельности в программы профессионального совершенствования или программы подготовки к получению ученой степени служит, с точки зрения CLEO, педагогическим задачам клинических программ. Интеллектуальная ценность клинического образования заключается в том, что оно позволяет студентам лучше понять концепции и принципы права и контекст, в котором они применяются. Важно, чтобы клинические программы дополняли и дополнялись остальным курсом обучения. Благодаря этому, клиническое образование станет составной частью учебного курса, что гарантирует правильную постановку и достижение учебных задач.

Для того, что понять, возможно ли такое слияние вообще и каким образом его можно добиться, могут быть использованы следующие признаки:

 клиники становятся необходимой частью учебной программы, также как критерии оценки работы в них;

 клиники доступны в течение всех лет обучения; каждое учебное заведение, в зависимости от имеющихся у него ресурсов, самостоятельно решает, должны ли клинические программы носить обязательный или факультативный характер;

 навыки, необходимые для работы в клиниках, непосредственно связаны и могут быть использованы в других разделах программы обучения, в той мере, в какой они могут помочь студентам достичь учебных задач данного курса;

 материал, полученный в процессе работы в клинике, должен использоваться (не нарушая принципа конфиденциальности) для более глубокого изучения других разделов посредством анализа материалов дела и моделирования;

 сотрудники, занятые в клинических программах, должны иметь возможность сделать непосредственный вклад в другие дисциплины, входящие в курс обучения; это обеспечивает более рациональное использование имеющихся ресурсов и более глубокое изучение вопросов, встречающихся как в курсе клинического обучения, так и в других курсах учебной программы. Кроме того, это не дает клинической деятельности превратиться в сугубо профессиональную деятельность, оторванную от ежедневной жизни факультета.

Задачи обучения и услуги, предоставляемые клиниками, чреваты определенными конфликтными ситуациями и спорными моментами. Должна ли клиника выделить определенные группы клиентов и брать на себя дела определенного типа или она должна оказывать помощь всем, кто переступает ее порог? Именно такие вопросы традиционно тревожат разработчиков подобных учебных программ.

По мнению CLEO, как бы не желали клиники оказать содействие и дать консультацию всем членам общества, которым требуется правовая помощь (например, в отношении жилищных проблем, социального страхования или иммиграционных вопросов), основная задача клинических программ – образовательная. Именно потребности студентов должны определять, каким клиентам и в каких областях следует оказывать помощь и поддержку. Это может вызвать серьезные сомнения при принятии решения, особенно в тех случаях, когда у потенциального клиента имеется реальная проблема, зачастую требующая срочных действий. Если задачи клиники четко определены, принять решения относительно ее деятельности будет гораздо легче (хотя и не всегда легко осуществить). Следует особо подчеркнуть, что если дело клиента берут в работу (консультируют и/или представляют его интересы), то это должно осуществляться на определенном профессиональном уровне. Отдельные важные проблемы, связанные с вышесказанным, рассматриваются далее в разделах, посвященных профессиональным требованиям и практической деятельности.

Профессиональные требования

Клиники, обслуживающие реальных клиентов, могут иметь различный вид, предоставляя различные услуги от простого консультирования, оказания помощи и частичного представления в суде до полного ведения дела. Клиники могут также принадлежать учебному заведению или постороннему агентству (например, независимому агентству или правовому центру). В каждом случае имеются свои специфические проблемы и требования, связанные со стандартами и правилами профессиональной деятельности.

По мнению CLEO, представленные далее стандарты гарантируют соответствие профессиональным нормам тех клиник, где они являются обязательными. В других случаях стандарты обеспечивают хорошую практическую работу и поэтому им следуют. Необходимо подчеркнуть, что стандарты устанавливают минимальные требования, которые вполне могут быть расширены в тех случаях, когда позволяют имеющиеся ресурсы и образовательные задачи.

Профессиональные требования излагаются в сжатой форме. Соответствующие правила профессиональной деятельности представлены в «Руководстве по профессиональному поведению юристов» (Лондон, Юридическое общество, 1996 г.), исправленном и дополненном, а также в «Правилах поведения юристов Англии и Уэльса» (Лондон, Генеральный совет барристеров, 1990), также исправленных и дополненных.

Следующие далее требования установлены в соответствии с профессиональными стандартами, однако они имеют большое значение и для практической работы.

Руководство клиникой

 Руководство любой клиники должно осуществляться лицом, компетентным и имеющим достаточный опыт, как в области материального права, так и в практической правовой деятельности, осуществляемой клиникой.

 Данное лицо (или лица) должно быть назначено инспектором (инспекторами) или директором (директорами) данной клиники.

 В случае если клинику курирует практикующий юрист, именно он и должен осуществлять общее руководство ее деятельностью. Этот юрист должен иметь лицензию на юридическую практику, не менее чем трехлетний опыт работы в данной области после окончания учебного заведения и обязательно находиться в клинике в то время, когда она открыта для клиентов.

 Руководство подразумевает не только руководство деятельностью студентов, но и контролирование досье клиентов, регистрационного журнала клиники, корреспонденции (входящей и исходящей), а также общего положения дел в клинике и поведения ее сотрудников.

Записи и информация

 Все заметки и записи, приветствия и поздравления, а также другие деловые бумаги, имеющиеся в клинике должны:

- определять характер и диапазон услуг, предоставляемых клиникой,

- говорить о том, что правовая деятельность осуществляется студентами под руководством куратора,

- информировать о том, кто является куратором (кураторами) или директором (директорами),

- сообщать название, адрес, номер телефона и факса, адрес электронной почты (при наличии),

- сообщать о том, предоставляет ли клиника юридические услуги.

 Каждому клиенту должен быть выдан стандартный документ о предоставляемых услугах, в котором говорится:

- о характере и диапазоне услуг, предоставляемых клиникой,

- о том, что вся работа осуществляется студентами под руководством кураторов,

- о том, что в основе деятельности клиники лежит принцип соблюдения конфиденциальности,

- о том, предоставляет ли клиника юридическую помощь,

- о том, кто занимается данным делом,

- и под чьим руководством,

- каким образом клиент может подать жалобу,

- каким образом осуществляется компенсация убытков,

- если предоставляются какие-либо услуги, кроме консультирования, диапазон предоставляемых услуг и порядок оплаты расходов.

 Каждый клиент должен в течение 14 дней и в зависимости от обстоятельств дела получить первичный консультативный документ, в котором:

- дается краткое изложение обстоятельств дела, как их понимает представитель клиники,

- рекомендации клиенту (в том числе информация о том, будет ли клиника и далее помогать ему),

- в случае если дело требует дальнейших действий и если клиент согласен на помощь клиники и если клиника способна ее оказать, условия, на которых клиника может представлять его интересы или оказывать помощь.

 Каждый клиент, в интересах которого действует клиника (кроме первоначального письма с рекомендациями), должен получить и возвратить подписанной форму о поручении адвокату ведения дела, свидетельствующую о том, что клиент понимает и принимает условия клиники.

Средства защиты. Все клиники должны быть застрахованы от риска ответственности в связи с консультацией, помощью и/или представлением интересов клиента, а также от ответственности третьей стороны. В случае с клиниками, созданными на основе юридических контор, это должно соответствовать пунктам «Правил юридической практики» и связанными с ними нормам ее осуществления. Естественно, что эти правила должны распространяться на студентов и их кураторов.

Конфиденциальность. Сотрудники клиник и студенты должны понимать необходимость соблюдения принципа конфиденциальности на уровне консультант/клиент. В связи с этим:

 Помещения клиники и используемые в ней средства должны гарантировать соблюдение принципа конфиденциальности в отношении отдельных деталей дела клиента.

 Беседа с клиентом должна проводиться в комнате, куда во время ее проведения имеют доступ только студенты, работающие с клиентом, и их кураторы.

 Все записи о делах (текущих и уже законченных) должны храниться в безопасном месте и быть доступны лишь для ведущих данные дела студентов и их кураторов.

 Все кураторы и студенты должны изучить вопросы, связанные с соблюдением принципа конфиденциальности, этой цели должен служить вводный курс, посещение которого является обязательным, а также специальное руководство по работе клиники, в котором всесторонне рассматривается данный вопрос.

 Различные устройства, обеспечивающие связь с клиентами (телефон, факс, компьютерные диски, электронная почта и т.д.), должны использоваться таким образом, чтобы гарантировать установленный уровень конфиденциальности.

 Все записи, обсуждения, оценки и руководство работой юридической клиники должны находиться в соответствии с основным принципом соблюдения конфиденциальности.

 Должны быть установлены специальные устройства для правильного уничтожения и избавления от ненужных бумаг, носящих конфиденциальный характер.

Этика. Кураторы и студенты должны быть ознакомлены с профессиональными этическими требованиями. Они должны рассматриваться в руководстве по работе клиники и во вводном курсе.

Профессиональный уровень услуг. Хотя услуги и предоставляются студентами (под руководством кураторов), они обязательно должны соответствовать тому профессиональному уровню, который обязан предоставить практикующий юрист-профессионал. Этот вопрос подробнее рассматривается в следующем разделе, посвященном вопросам практической деятельности.

Конфликт интересов. Кураторы и студенты должны хорошо понимать профессиональные правила, имеющие отношение к конфликту интересов, а также уметь распознавать как реальные, так и потенциальные конфликты, и действовать соответственно. Эти вопросы также должны рассматриваться в руководстве по работе клиники и во вводном курсе.

Практика

В этом разделе представлен ряд стандартов. Они делятся на те, которые CLEO считает основными (или минимальными) стандартами, и рекомендованные специалистами в области клинического образования в Великобритании и других странах.

Стандарты представлены в кратком виде и включают в себя следующее:

Руководство и кадры

Минимальные стандарты:

 Руководство клиникой и выполнение ее сотрудниками других видов деятельности должно осуществляться на основе разумно составленного графика работы. Опыт показал, что 12 студентам, факультативно занимающимся клинической работой в течение двух семестров, требуется куратор на, минимум, 8 часов в неделю. Эта работа ведется вне учебных часов.

 Каждый куратор должен вести не более 12 студентов. Американские модели пропагандируют пропорцию 8:1 при условии, что кураторы заняты, в основном, в рамках программы клинического образования. CLEO считает, что при наличии минимального восьмичасового контакта в неделю между куратором и студентами, имеется возможность освободить данное лицо для выполнения им на факультете на регулярной основе (естественно, в ограниченных пределах) преподавания, научной или административной работы.

 В каждой клинике должно иметься не менее двух кураторов - это гарантирует постоянный контроль и непрерывность работы.

 Куратор должен находиться в клинике в течение всего того времени, когда она открыта для клиентов, включая и то время, когда с ними ведутся беседы. (В случае, когда клиники основаны на базе юридических консультаций, таким лицом является юрист, имеющий право вести практику).

 Студенты не должны давать никаких рекомендаций без предварительного обсуждения и разрешения куратора (то же самое верно и для юридических контор). Это касается и рекомендаций, даваемых во время консультации, по телефону, факсу или электронной почте.

 Вся корреспонденция, поступающая в клинику, должна вскрываться, прочитываться и распределяться между студентами куратором (то же самое верно и для юридических контор).

 Корреспонденция, отправляемая клиникой, должна прочитываться, утверждаться, подписываться второй подписью и отправляться куратором (то же самое верно и для юридических контор).

 Каждой клинике должна иметь соответствующие административные и канцелярские средства, устройства электронной обработки текстов и печатающие устройства, а принцип конфиденциальности должен строго соблюдаться.

 Сотрудники факультета (преподаватели, администраторы, канцелярские работники) должны быть проинформированы относительно того, кто именно выступает в качестве кураторов в клиниках и когда их можно застать, а также когда клиника открыта для клиентов.

 Должны иметься планы обеспечения работы клиники в непредвиденных обстоятельствах (в случае отсутствия кураторов или студентов и в периоды, когда присутствие студентов нельзя гарантировать – например, в каникулы или во время экзаменов).

 Деятельность сотрудников, не имеющих юридического образования, чье участие в работе клиник должно приветствоваться и поощряться, должна находиться под контролем специалиста, имеющего лицензию на право заниматься профессиональной практикой.

Рекомендации:

 Административная и канцелярская работа выполняется сотрудником, работающим в клинике полный или неполный рабочий день. Опыт CLEO показывает, что это не только помогает в работе с документами, но и обеспечивает непрерывность деятельности клиники. Это также способствует организации юридической практики.

 Назначения должны фиксироваться в специальном журнале куратором или студентом с разрешения куратора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.014 с.)