Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Профессиональная ответственностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отталкиваясь от основы, заложенной в „праве, регулирующем деятельность юристов”, я понимаю „профессиональную ответственность” как понятие более широкое, берущее начало и проистекающее из фундамента правовых принципов. По-моему, „профессиональная ответственность” заключает в себе не только проблему ответственности перед клиентом, но и вопрос о совмещении ответственности по отношению к клиенту с обязательствами по отношению к суду, другим адвокатам и другим сторонам в повседневных контактах с ними. Кроме того, этот термин подразумевает также ответственность перед адвокатским сословием и всей системой правосудия. Доверие общественности к юристам влияет на доверие, которое люди в обществе питают к системе правосудия. Термин „профессиональная ответственность” подразумевает целую философию, лежащую в основе юридических правил, и теории, в которые эти правила складываются. Американских адвокатов учат, что они являются представителями „публичной профессии” и что они - служащие суда. Американское право, регулирующее деятельность адвокатов, отражает идею неизменной верности клиенту, однако ни на день не прекращаются споры о том, как эту верность совместить с ответственностью перед судом и с уважением к правам лиц, противостоящих клиенту. Суд по-прежнему правомочен назначать адвокатов, которые должны представлять клиентов, даже в случае неадекватного вознаграждения или отсутствия такового вообще. Одним из обоснований такого положения дел может служить то, что подобные обязанности вытекают из факта исключительного доступа адвокатов к отправлению правосудия. В. Этика юриста Некоторые курсы на юридических факультетах носят название „Этика юриста”. Этот термин также часто употребляется для определения желаемого профессионального поведения в рамках профессии. Так, например, орган, консультирующий адвокатов по толкованию Правил профессионального поведения Округа Колумбия, носит название Комитет по Этике Юристов. Я предпочитаю называть курс для студентов юридического факультета „Профессиональная ответственность”, а не „Этика юриста” по нескольким причинам. Термин „этика юриста” уместно используется для описания этического кодекса этой профессии, однако подобные кодексы составляют лишь часть сферы правовых актов, регулирующих деятельность юристов. Наименование предмета „этика юриста” может стать причиной слишком узкого понимания студентами этой области регулирования деятельности адвокатов. Во-вторых, обычно слово „этика” употребляется по отношению к личным кодексам поведения людей, к общим принципам корректного поведения и к понятиям морали, вытекающим из философских и религиозных традиций. Для многих слово „этика” вызывает именно такие ассоциации. И в самом деле, трудность в различении этих двух понятий может оказаться нормативной - если есть „этика юриста”, отличающаяся от „обычной этики”, значит, она должна быть плохой. Вот почему появляются шутки типа: „Этика юриста - самая тонкая книга в мире”. Энциклопедия философии дает три разных, но связанных друг с другом, значения слова этика: „(1) общий образец или «образ жизни», (2) собрание правил поведения или «моральный кодекс», (3) исследование образов жизни и принципов поведения”. Что касается второго определения, то в Энциклопедии читаем, что мы „говорим о профессиональной этике и неэтичном поведении”. Энциклопедический словарь религии относит этику к (1) „кодексу поведения, регулирующему данную профессию” или к (2) „моральной философии, значение которой на протяжении веков меняется почти непрерывно”.17 С учетом этих определений уместно назвать кодекс поведения юристов „этикой юриста”. Определение из Энциклопедии философии в своем втором варианте охватывает как профессиональные кодексы, вытекающие из выполняемой профессией роли, так и индивидуальные моральные кодексы. Этика как более широкое понимание морали присутствует в первом определении, которое содержит формулировку „христианская этика”. Для целей моего курса я рассматриваю этику юриста в третьем значении слова «этика», приводящемся в Энциклопедии философии – то есть, как исследование того, каким должно быть поведение юристов. Я поощряю своих студентов к тому, чтобы они рассматривали право, регулирующее деятельность юристов, и понятия профессиональной ответственности на фоне их собственной „обычной” этики и этических теорий, известных им из философии и религии. Однако они должны понять, что кодификация этики юриста, вытекающая из профессиональной роли юриста, может вступать в противоречие с понятиями этики, произрастающими на других основаниях. Как уже говорилось выше, американские кодексы поведения становятся все более и более конкретными в стремлении уравновесить противоречивые предписания соблюдать верность клиенту и выполнять свои обязательства перед судом и другими лицами. Типовой кодекс ААЮ от 1969 года содержит больше конкретики, чем Каноны Этики, принятые в 1908 году. Типовые правила 1983 года еще более конкретны, чем Кодекс, а последовавшие поправки идут в русле дальнейшей конкретизации. 18 Правила поведения для округа Колумбия, третьей по количеству членов ассоциации юристов в США (более 70000 членов), в некоторых отношениях существенно более конкретны, чем Типовые Правила. Я ознакомилась с несколькими проектами кодексов поведения для Программы правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы ААЮ. Все они, в основном, провозглашают много похвальных принципов, однако обычно в них отсутствуют конкретные рекомендации по реализации этих принципов на практике, особенно в случаях, когда при применении эти принципы могут противоречить друг другу. Приводимый ниже пример взят из проекта Правил Профессионального Поведения одной из стран Центральной Европы. Перевод первого правила звучал так: „Задача адвоката состоит в предоставлении помощи в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц”. Второе правило гласит: „Выполняя свой профессиональный долг в органах правосудия и иных правительственных, общественных и коммерческих организациях, адвокат обязан защищать интересы клиента и общества, а также обеспечивать исполнение правовых норм”. Четвертое правило вводит еще одну обязанность: „Обязанностью адвоката является защита своей профессиональной чести. Поведением, порочащим профессиональную честь, считается поведение, заставляющее общество терять доверие к юридической профессии и позорящее имя адвоката”. Шестое правило запрещает адвокату рекламировать свои услуги, приглашать клиентов или искать „клиентов способами, которые портят хорошие отношения с его/ее коллегами или умаляют их достоинство”. В Проекте Правил признаются эти серьезные проблемы, но дается слишком мало конкретных рекомендаций о том, как уравновешивать обязательства перед клиентами, обществом, правоохранительными органами, защиту профессиональной чести и хороших отношений с коллегами в ситуациях, когда на практике они противоречат друг другу. В предыдущей части настоящей статьи обсуждался вопрос, который был задан в Варшаве нашей малой группой преподавателей права: Чем отличается этика юриста от „обычной” этики? Немалая часть курса профессиональной ответственности на юридическом факультете касается ситуаций, в которых заповеди „обычной” этики противоречат друг другу. Например, сохранение тайны доверившихся нам людей является нормой „обычной” этики. У юристов требование сохранять конфиденциальность информации своих клиентов еще более жестко. Однако, если речь идет о безопасности других людей (как минимум угроза жизни или опасность причинения тяжких телесных повреждений) или о возможности коррупции в системе правосудия, то „этика юриста” устанавливает критерии, согласно которым этическую норму хранить конфиденциальность информации своих клиентов следует обойти. Этика юриста заключается в применении принципов „обычной” этики в отношении лица, выступающего в роли адвоката с учетом функции этой роли в системе права. Определение правильного поведения в рамках этой роли зачастую требует установления объема совмещения и взаимного уравновешивания противоречащих друг другу этических норм. Таким образом, я считаю, что термин „профессиональная ответственность” лучше других описывает обязательный курс, который я веду. Боюсь также, что термин „этика юриста” вводит студентов в заблуждение, потому что многое из того, чему я учу, касается способов самозащиты адвоката. Здесь я не имею в виду защиту адвокатов от дисциплинарной или публичной ответственности. Я хочу научить студентов пониманию того, что верность клиенту имеет пределы, диктуемые правом. Действия, которые адвокат мог бы захотеть сделать, чтобы помочь нуждающемуся лицу, и действия, к которым адвоката может подталкивать клиент, порой выходят за эти пределы и подвергают адвоката опасности потерять лицензию или того хуже. Один адвокат из округа Колумбия оставил государственную службу и начал частную практику. Бесплатно помогал многим клиентам, которых к нему направляла церковь. Одним из клиентов была женщина из Пакистана, которая сбежала от жестокого мужа и которой он помог получить статус иностранца-резидента. Когда пришло время ехать в Пакистан для официального оформления изменения ее статуса, женщина запаниковала. Она опасалась бюрократических трудностей, которые могли бы помешать ей вернуться в США, и умоляла юриста помочь ей получить американский паспорт. Он поддался на уговоры и помог клиентке получить паспорт США, подписав фальшивую справку о том, что она – якобы другое лицо, чьи паспорт и свидетельство о рождении она позаимствовала. За нарушение соответствующего федерального уголовного закона адвокат был наказан 100 часами бесплатных общественных работ, а провозглашавший приговор судья сказал, что „он допустил, чтобы сердце овладело умом”. Вследствие поведения, результатом которого стало это уголовное наказание, адвокат в 1989 году был лишен лицензии на работу по профессии. После пяти лет обжалований и пересмотров дела, наказание было смягчено до одного года временного лишения лицензии (начиная с 1989 г.),однако к тому времени адвокат был лишен права работать по профессии уже в течение пяти лет. Другой преподаватель профессиональной ответственности говорит о том же, приводя историю женщины-адвоката, лишенной лицензии в штате Колорадо за оказание клиентке с ребенком помощи в бегстве от правосудия в нарушение судебного приказа. „Клиентка показала на следствии, что адвокат как ее поверенный посоветовала ей, чтобы она осталась, а как мать - чтобы сбежала. Оказав содействие клиентке в снятии всех денег с банковских счетов и помещении ее вещей в камеру хранения, адвокат заявила суду, что ребенок оставался под юрисдикцией суда. Она приняла от мужа клиентки заверение о дальнейшей выплате алиментов, несмотря на то, что суд присудил опеку над ребенком именно ему. Позже клиентка признала себя виновной в совершении преступления – в нарушении постановления суда. Суд решил, что адвокат, пользуясь своей лицензией, нарушила основные этические и профессиональные правила.” Студентов следует готовить к практике по профессии с опорой на твердое понимание правил, регулирующих деятельность юристов, и последствий, которые могут наступить в результате их нарушения. Они должны понимать, что их личная интуиция в определении добра и зла может отличаться от правовых норм, предписывающих поведение юристов в тех или иных обстоятельствах. Они должны понимать, что решение руководствоваться личным моральным кодексом, который противоречит требованиям, предъявляемым к поведению адвоката, может иметь очень серьезные последствия. Оба вышеуказанных примера могут стимулировать живое обсуждение со студентами стоящего перед адвокатом выбора, когда адвокат боится, что закон может недостаточно надежно защитить людей, которые, по его глубокому убеждению, должны быть защищены. Следующая часть статьи описывает организацию моего учебного курса, который включает 42 часов аудиторных занятий. Этот курс обязателен для всех моих студентов-юристов. Для студентов, которые работают в клинике, занятия по этике в рамках клинического обучения дополняют этот обязательный учебный курс, однако многие студенты работают в клинике до начала изучения обязательного курса. Ниже приводятся темы, освещаемые в рамках курса. Студенты получают список тем по предмету с заданиями к каждой теме. Некоторые темы в этом списке помечены,которым я помечаю материал, на обсуждение которого у меня не будет времени в течение 15 недель курса. Таким образом студенты видят, что эти темы входят в рамки предмета. В приложении к этой статье я привожу список вопросов, основанных на темах из моего списка, которые преподаватели из других стран могут взять на вооружение при оценке законодательства, регулирующего деятельность юристов в их странах, и при составлении перечня тем для курсов обучения в юридических клиниках. На первом занятии я задаю студентам следующие вопросы: Что, по-вашему, население думает о юристах? Что значит быть профессиональным юристом?. Затем мы переходим к определению правовых актов, регулирующих поведение юристов, и сфер применения каждого правового акта. Мы анализируем процедуры приема в юридические ассоциации и дисциплинарное производство, которое может, в конечном счете, привести к потере лицензии на юридическую деятельность, а также к менее серьезным санкциям, таким как временное отстранение от практики, система испытаний, практика под надзором, публичное замечание, личное замечание или неформальный выговор. Мы обсуждаем вкратце основания исков против адвокатов о взыскании убытков в гражданском порядке в пользу клиентов и иных лиц, пострадавших от деятельности адвокатов. Мы выделяем правовой акт, в котором чаще всего говорится о стандартах поведения адвокатов в уголовных делах - заявления с просьбой об оправдании на основании неэффективной работы адвоката. После этих вводных замечаний на тему правовых актов, регулирующих деятельность адвокатов, возможного наказания за разного рода ненадлежащее поведение, и источников полномочий устанавливать и исполнять правовые акты мы переходим к обсуждению основополагающих обязательств адвоката перед клиентом. Эти основополагающие обязательства я описываю следующим образом: · конфиденциальность, включающая в себя право адвоката не разглашать информацию клиента, фигурирующее в доказательственном праве; · компетентность; · безусловная верность клиенту (и, соответственно, недопущение конфликтов интересов); · информирование клиентов о ходе дела; · надлежащее распределение между адвокатом и клиентом сфер полномочий по принятию решений; · надлежащее использование денег клиента. Мы также говорим о праве адвоката соглашаться или не соглашаться на ведение дела клиента, об обстоятельствах, при которых адвокат имеет право прервать представительство клиента. В этой части курса, посвященной обязательствам адвоката перед клиентом, мы начинаем уделять пристальное внимание стандартам, закрепленным в Типовых Правилах Профессионального Поведения ААЮ. Очередность изучения тем в целом соответствует структуре Правил. От обязательств перед клиентом мы далее переходим к „объему представительства”, то есть к тем границам, переступить которые представляющий клиента адвокат не может. Проблема объема представительства затрагивает следующие темы: · ответственность за правдивость заявлений юриста, возможные последствия по существу правдивых, но неполных заявлений, и ситуации, в которых адвокат может молчанием ввести в заблуждение; · объем ответственности адвоката за правдивость высказываний клиента; · обязанность сохранять и представлять доказательства; · когда законное право истребования информации и документов граничит со злоупотреблением; · допустимые и недопустимые высказывания в правовом споре; · обязательство цитировать в суде противоположное правовое мнение; · что должен делать адвокат для ускорения судебного производства, даже если клиент заинтересован в его замедлении; · грань между правовой помощью клиенту и участием в противозаконном поведении клиента; · принципы вежливости: надлежащее поведение по отношению к другим адвокатам, к суду, к противной стороне, к свидетелям и всем прочим участникам системы; · ограничение контактов с людьми, представляемыми другими адвокатами; · положения, запрещающие вступать в контакт с судьями без уведомления других адвокатов, принимающих участие в деле; · комментарии для прессы о предстоящих делах.
Мы обсуждаем также, чем нормы поведения прокуроров отличаются от норм поведения адвокатов по уголовным делам и чем отличаются некоторые принципы уголовной защиты от гражданского представительства. В следующей части курса рассматриваются проблемы, возникающие в связи со стремлением сделать частную практику права прибыльной, а также вопросы организации и управления юридической фирмой. Здесь рассматривается: · информирование потенциальных клиентов об оказываемых адвокатом услугах · определение величины гонорара · допустимые и недопустимые способы взимания гонорара · разделение гонорара и использование в качестве компаньонов лиц, не имеющих юридического образования · обязанности адвокатов курировать начинающих адвокатов и представителей других профессий, работающих в фирме, с тем, чтобы обеспечить выполнение всех обязательств перед клиентами. На следующем этапе курса мы изучаем долг адвокатов оказывать юридические услуги всем, кто в них нуждается: · право отказать клиенту, ничем не ограниченное для американских адвокатов, за исключением случаев, когда адвокат назначается судом или негласным соглашением адвокатов справедливо распределять между собой непопулярных клиентов; · обязательство принимать дела pro bono publico (на общее благо, т.е., бесплатно). Заключительная часть курса касается особых проблем представительства коллективного клиента, напр., предприятие или правительство. В таких случаях возникают особые вопросы, касающиеся сохранения конфиденциальности и конфликтов интересов. Во многих учебных курсах некоторое внимание уделяется Кодексу Поведения Судьи. Я не нахожу для себя возможным выкраивать на это время из наших 42 учебных часов. Завершая курс, я возвращаюсь к вопросам, с которых я его начинала: · Что, по-вашему, население думает о юристах? · Что значит быть профессиональным юристом? Как уже говорилось выше, аккредитационные стандарты требуют от юридических факультетов преподавание студентам курса профессиональной ответственности. Это требование привело к разработке значительного объема материалов на эту тему. Недавно на своей книжной полке я насчитала 38 учебников и монографий. К учебникам обычно прилагается дополнительный том с исходным текстом Типовых Правил Профессионального Поведения ААЮ и другими оригинальными источниками соответствующих норм. За те шестнадцать лет, что я веду этот курс, количество текстов, статей, научных исследований и книг на эту тему неизмеримо выросло. В США преподаватели профессиональной ответственности спорят о том, что должно быть их главной целью: обучить студентов совокупности правовых актов, регулирующих деятельность адвокатов, или вовлечь их в диалог на темы морали? Преподаватели также спорят над вопросом, что важнее - широта охвата или глубина понимания: Стоит ли изучать широкий круг тем, относящихся к регулированию поведения адвоката, или уделить основное внимание обсуждению меньшего количества проблем, сосредоточившись на применяемом способе принятия этических решений? Я считаю, что преподаватели наиболее успешно обучают тому, что они считают важным. Разные преподаватели юридических клиник, скорее всего, по-разному расставят акценты в своих курсах. Независимо от конкретных подходов, которые, в конечном счете, выбирает для себя каждый преподаватель сам, очень важным первым шагом в его работе будет оценка имеющихся правил поведения адвокатов и их исполнения. Это общее понимание поля профессиональной ответственности является еще относительно новым явлением, начав развиваться фактически лишь в начале 70-х годов. В дополнение к составлению полного перечня существующих в своей стране правил для адвокатов преподаватели также должны знать, исполняются эти правила или нет, и если исполняются, то в каких сферах и с каким результатом. Если принципы поведения определены, но они игнорируются, то преподаватели и студенты могут поразмышлять над тем, почему так получается. Когда преподаватель юридической клиники составит представление о сфере права, регулирующего в его стране поведение адвокатов, и об объеме его исполнения, он сможет принять решение о том, чему надо обязательно учить студентов во благо клиники и ее клиентов с учетом того, чем студенты занимаются в настоящий момент. Затем преподаватель может поразмышлять над тем, чему еще следует учить студентов во благо их образования и с целью расширить диалог о желательных этических стандартах для юристов в данной стране. Подобно американским преподавателям преподаватели в вашем регионе будут по-разному подходить к выбору между широтой охвата областей права, регулирующего поведение адвокатов, и глубиной исследования моральных аспектов конкретных проблем. Однако я считаю, что любой подход должен базироваться на платформе знаний о текущем состоянии регулирования деятельности адвокатов. II. Почему надо обучать профессиональной ответственности в студенческой юридической клинике? В предыдущем разделе мы говорили о том, что может пониматься под правом, регулирующим деятельность юристов, под профессиональной ответственностью и этикой юристов. В ней был очерчен объем материала, который я стремлюсь преподать студентам в ходе 42-часового курса по этому предмету. В следующем разделе мы стараемся показать, почему обучение профессиональной ответственности в юридической клинике является и необходимым, и желательным. Во-первых, если студенты оказывают юридические услуги клиентам, необходимо обеспечить соблюдение ими надлежащих профессиональных стандартов. Одна из задач состоит в том, чтобы не допустить возможности наступления ответственности за нарушение дисциплинарных стандартов и недобросовестную практику. В американских юридических клиниках студентов часто просят заполнить форму-бланк специального разрешения практиковать право и таким образом обязывают их соблюдать нормы поведения адвокатов. Но даже и без такого «крючка» студенты выполняют свои юридические поручения под присмотром лицензированного адвоката. Клиника должна следить за тем, чтобы любые действия, выполняемые от имени опекающего адвоката, соответствовали требованиям профессиональных стандартов, так как американский наблюдающий адвокат несет дисциплинарную ответственность за действия лиц, которые не являются адвокатами, а выступают лишь представителями. Опекающий юрист и клиника также должны опасаться гражданско-правовой ответственности за недобросовестную практику или обращения против них иных средств гражданско-правовой защиты за нарушения стандартов поведения адвокатов. Естественно, вопросы дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности адвоката возникают крайне редко, а студенты-клиницисты будут стремиться следовать высоким стандартам поведения адвокатов, так как именно это нужно клиентам и именно это является надлежащим примером для подражания в учебном заведении. Во-вторых, как мне показалось, участники варшавской конференции были убеждены в том, что включение этических стандартов в программу студенческой юридической клиники может оказать благотворное влияние на совершенствование стандартов юридической практики в каждом отдельном государстве. Я выступаю за планирование клинического образования, после того, как будут собраны воедино все существующие на бумаге законодательные акты, регулирующие поведение адвокатов, независимо от того, исполняются они на практике или нет. Под законодательными актами я имею в виду закон о юридической профессии, любой существующий кодекс поведения и положения закона в других законодательных актах, напр., нормы доказательственного права, касающиеся конфиденциальности информации, гражданско-правовые средства защиты клиентов, пострадавшим от недобросовестных адвокатов. Очевидно, что такие кодексы поведения и иные положения законодательства в разных странах отличаются друг от друга уровнем разработанности. Польша имеет хорошо разработанное законодательство по большинству вышеупомянутых аспектов поведения адвокатов, хотя эти темы еще не собраны в единый комплексный текст. Недавно адвокаты пересмотрели свой кодекс поведения. Юридические клиники Варшавского и Ягеллонского университетов использовали этот новый кодекс поведения в качестве проекта кодекса поведения студентов клиники. В Польше, как и в США, существует возможность подать деликтный иск против адвоката по делам о недобросовестной практике, хотя на практике иски подаются крайне редкостью. Нормы Польского доказательственного права, гражданского и уголовного кодексов, касающиеся конфиденциальности информации клиента, схожи с соответствующими американскими нормами права. Сборники материалов, касающихся норм поведения адвокатов каждой отдельно взятой страны, составляемые юридическими клиниками при университетах соответствующих стран, могли бы оказаться полезным материалом для обучения адвокатов-стажеров и для целей непрерывного юридического образования. Сбор в рамках университета материалов, касающихся норм поведения адвокатов, мог бы заставить преподавателей и студентов критически взглянуть на нормы, регулирующие поведение юристов в их стране, и на проецируемые этими нормами понятия профессиональной ответственности и правовой этики. Еще тридцать лет назад в США было мало научной литературы на эту тему, а сегодня ведутся широкие научные исследования. Исследовательский подход к нормам поведения адвокатов и к реальному поведению адвокатов может стать ценным вкладом юридической клиники в анализ состояния проблемы. Третьей причиной уместности обучения правовой этике в юридической клинике, является то, что клиника подходит для этого как нельзя лучше. Во время предоставления правовых услуг неизбежно возникают вопросы этического порядка. В той степени, в какой обучение в клинике, основывающееся на личном опыте, эффективно для передачи навыков практической работы и работы с правовой теорией, применение полученных знаний в конкретных делах полезно тем, что питает интерес студентов к изучению этических вопросов и закрепляет полученные ими знания в области этики. Преподаватели права в США часто испытывают трудности, пытаясь заинтересовать студентов в обязательном учебном курсе. Проблемы возникают из-за сопротивления студентов обязательному после первого года обучения курсу, который на многих юридических факультетах зачастую к тому же еще и безальтернативный. Похоже, многие студенты с трудом осознают, насколько часто в практике возникают этические проблемы. В юридической клинике студенты, прошедшие обучение по этим темам, и их наставники, постоянно следящие за этической корректностью, убеждаются в том, что этические проблемы возникают постоянно. Кроме того, в юридической клинике этические проблемы проявляются в конкретном контексте. Это помогает студентам и преподавателям убедиться в том, что многие этические дилеммы не имеют простых и однозначных решений. Чтобы найти способ соблюсти противоречащие друг другу принципы, приходится проявлять изрядную рассудительность.Можно выучить правила профессионального поведения на занятиях обязательного курса, но на лекции, при решении письменной задачи или даже во время ролевой игры нелегко смоделировать сложный контекст, иллюстрирующий возникновение этических проблем в реальной жизни. Неоднозначность практики стимулирует осознание студентами и значения правильного понимания закона о профессиональной ответственности, и способа принятия решений, необходимого при исполнении этого закона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.013 с.) |