Профессиональная этика и этикет в туристической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная этика и этикет в туристической деятельности



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мезенцев Александр Трофимович

 

14.09.11

Д\з: определение слова «выбор»

Этика – от греч. «этос». Первоначально под этосом понимались: дом-жилище, звериное логово, место совместного проживания. Затем оно стало означать устойчивую природу какого-либо явления, обычая, нрав, характер. У Гераклита говорится, что этос человека есть его божество, и оно определяет связь м\у кругом общения этого человека и его характером.

Этические добродетели являются св-вами хар-ра, темперамента, и их также называют душевными кач-вами.

Аристотель образовал – «этический» для того, чтобы обозначать особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.

Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой области знаний Аристотель ввел понятие «этика».

Для точного перевода понятия Аристотеля с греч. на лат. Цицерон сконструировал термин «morales» - латинского аналога «ctos», обознач хар-р, темперамент, моду, покрой одежды, обычаи.

Цицерон также говорил о понятии моральной философии, которую Аристотель называл этикой.

Наряду с этим в ряде языков образуются термины, обозначающие ту же самую реальность, что этика и мораль. В русском – нравственность.

Этикой будем называть науку, область знаний, интеллектуальную традицию. А моралью (нравственностью) – то, что изучает этика – ее предмет.

Мораль это не то, что есть, а то, что должно быть.

Философов-моралистов можно уподобить архитекторам, профессиональное назначение которых состоит в том, чтобы проектировать здание морали.

* Петросян – дом, в котором

Моральные изменения личности

Мораль, начиная с греч. античности понималась как мера господства человека над самим собой. Показатель того, на сколько человек ответственный за себя и за свои поступки.

* Гагин (читать) + Хомолиады

В понятиях мораль хар-ся:

1) как хар-ка личности, совокупность моральных кач-в и добродетели, например, правдивость, честность, доброта.

2) как хар-ка отношений м\у людьми, совокупность моральных норм (требований), заповедей, правил.

I. Да не будет у тебя других Богов

II. Не сотвори себе кумира

III. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно

IV. Соблюдай день субботний

V. Почитай отца и мать

VI. Не убий

VII. Не прелюбодействуй

VIII. Не укради

IX. Не произноси ложного свидетельства

X. Не желай жены ближнего твоего

Профессиональные виды этики

Проф виды этики – специфические особ-ти профессиональной деят-ти, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях жизни и деят-ти общ-ва.

Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные проф моральные нормы. Это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

 

 

21.09.11

Мораль в отношении человечества всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью.

К след занятию составить корпоративный кодекс организации на 3 человек.

 

Иерархия ценностей

Ценности – обобщенное устойчивое представление как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям, целям человека (общ-ва).

Ценности различаются:

1) По содержанию:

· наслаждение;

· польза;

· слава;

· власть;

· безопасность;

· красота

· истина;

· добро;

· счастье.

2) По знаку:

· положительные;

· отрицательные.

Пример: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло.

Практические и духовные.

Высшие и низменные.

Глеб Архангельский «Стратегическая картонка».

То, что ценно для человека как такового вообще и отвечает его назначению, Аристотель назвал высшим благом.

Высшее благо безусловно, т.е. абсолютно и универсально. Абсолютное – независящее от приходящих обстоятельств (принципы). Универсальное – должно быть принято каждой личностью.

В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом.

 

 

28.09.11

Этика пользы

Польза с экономической точки зрения – это общественно признанная хар-ка предметов, товаров, услуг, годных к удовлетворению потребностей и интересов.

В представлениях о пользе обобщаются требования, с которыми сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразовательной деят-ти.

Говоря об узнаваемых образах, прагматизм представляет собой тип сознания, который вырабатывается благодаря развитию предпринимат-ва в широком смысле этого слова.

Предпринимат-во с соц-этической точки зрения представляет собой деят-ть, посредством которой преобразуются соц отношения, и является разновидностью созидательной деят-ти.

Два вида предпринимательства

1. Торговое

2. Промышленное

Торговое или авантюристское предпринимат-во финансово-спекулятивное по хар-ке Макса Вебера (Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»). Читать в неделю по одной умной книге.

1546 г. в Женеве проходил суд, судили двух богатых граждан города.

Торговому предпринимат-ву присущи черты лихости, оборотистости, рвачества, приспособленчества.

Промышленное или продуктивное предпринимат-во. С ним ассоциируются все положительные хар-ки феномена предпринимат-во, поскольку оно было вдохновлено идеей протестантской этики. Предпринимат-во в целом можно рассматривать как модель прагматического морального сознания. Хар-ся бережливостью, расчетом, дисциплиной.

Книги Лия Коки

Предпринимат-во, в особенности промышленное, формирует деятельного, самостоятельно мыслящего, имеющего развитое чувство собственного достоинства человека.

Успех

Что является показателями успеха:

· апробация усилий, тактики и техники действий;

· подтверждение того, что субъект сумел управлять ситуацией и заставил ее служить своим целям;

· успешная деят-ть изменяет обстоятельства, микросреду, модифицирует действующее правило и нормы;

· позволяет человеку освободить себя от предписанных правил и ввести свои установления в том социальном пространстве, которое им завоевано благодаря собственному успеху;

· достижение успеха дает возможность отрешиться от стереотипов.

Книги Гагина

Конкуренция

Конкуренция – соревнование товаров и услуг, в ходе которого осуществляется отбор партнеров и потребителей.

Плюс: является фактором повышения эффективности производства.

Минусы:

· столкновение амбиций, стремление конкурентов не просто одержать верх, но и подчинить, подавить противника;

· сталкивает фундаментальную, для демократического сознания, политико-правовую идею равенства с фактическими различиями в способностях и возможностями людей (стартовый капитал);

· заставляет игнорировать социальные различия, но вместе с тем подвергает сравнению всех со всеми;

· политика двойной морали.

Принцип функциональности

Его суть заключается в том, что человек, стремясь к удовлетворению своего частного интереса, вступает во взаимоотношения с другим человеком (обществом), реализуя при этом собственный интерес.

Польза и добродетель

Польза ни под каким видом не может заменить добродетель. Любые ценности, сориентированные исключительно на пользу, признаются второстепенными. Протестантская этика выразила в осознании необходимости нравственных ограничений принципа полезности.

 

 

05.10.11

Добро и зло

Соотнесенность с идеалом

Важным при этом является различение добра в относительном и абсолютном смысле. Относительное – это хорошее, ценное для данного индивида, часто в материальном отношении. Абсолютное – выражение добра, ценного само по себе и не служащего средствам ради иной цели (см. благодеяние). Добро в этом значении этическое понятие. Оно выражает положительные значения явлений или событий по отношению к высшей ценности – идеалу.

Зло есть противоположность добра.

Особ-ти проявления добра и зла:

1) Добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, может иметь благие или неблагоприятные последствия для человека. Эти события лежат по ту сторону добра и зла.

2) Добро и зло обозначают не просто свободные поступки, а действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом – идеалом.

Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него.

3) Добро и зло как моральные понятия связаны с душевным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Добро и зло творятся человеком по мерке его внутреннего мира.

Природа и содержание добра и зла

По своему ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Поэтому иногда существование зла кажется обоснованным.

Тимати Ферил «Как работать 4 часа в неделю»

Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга.

Согласно менее распространенной точке зрения добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве – дуализм. В ходе их борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла, и посланники Бога должны навсегда утвердить четкие границы м\у добром и злом.

Свет и тьма

Другая распространенная точка зрения – соотношение добра и зла как противодействие света и тьмы.

 

 

12.10.11

Добро и зло, вероятно, соответствуют свету и тьме. Но на Земле в деяниях людей, их земных свершениях можно принять подобие свету и тени.

Добро и зло взаимосвязаны в отношении третьего.

Добро представляет собой путь к божеству, зло есть отпадение от божества. А для атеистов понятия добра и зла абстрактны.

Абсолютное зло

Добро всегда абсолютно и имеет своим воплощением Бога. Дьявол же заблудший сын Бога и всегда относителен; он обусловлен Богом и поэтому не безусловен.

Культ Дьявола называется сатанизмом.

За разговорами об абсолютном зле скрывается:

1) Растерянность человека перед действительным множеством того, что может нанести ему вред.

2) Нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла и добра находится в самом человеке.

Выводы:

· добро утверждается в преодолении отчужденности, разобщенности м\у людьми и установлении взаимопонимания и согласия;

· как человеческое кач-во добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии и любви, а зло (злобность) во враждебности и насилии.

Совесть и долг

Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать свое соответствие исполненности долгу.

Долг – категория этики, в которой выражается нравственная задача индивида или группы лиц в конкретных социальных обстоятельствах и становящаяся для них обязательным.

Совесть человека независима от мнения окружающих.

Стыд – осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих, следовательно, вины.

Субъективно совесть может восприниматься как внутренний, но чужой голос, голос «другого Я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести:

1). Совесть – голос Бога.

2). Совесть – это обобщенный и интериоризированный (перенесенный во внутренний план) голос значимых других.

Совесть – ответственность человека перед самим собой, но как носителем высших универсальных ценностей.

Чистая совесть – факт, осознание человеком исполнения своих обязательств в данной ситуации.

Адвокат дьявола – фильм

 

 

19.10.11

Справедливость

Справедливость – принцип, регулирующий отношения м\у людьми как членами сообщества и в кач-ве таковых имеющими определенный статус, наделенными правами и обязанностями. Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения м\у людьми по поводу распределения социальных ценностей (свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения).

Современный социальный философ Джерольд Ролз сравнивает справедливость с истиной: как истина является главной добродетелью мысли, так и справедливость первая добродетель общественных институтов (справедливость – это то, что содействует общему благу).

Деловая этика

Деловая этика – система общих принципов и правил, поведение субъектов, их общение и стиль работы проявляющихся на микро и макро уровне деловых отношений.

Задачи деловой этики

1) Изучение исторического опыта деловых отношений (36 принципов еврейской деловой этики).

2) Изучение взаимовлияния корпоративной и деловой этики.

3) Интеграция с международной культурой предпринимательства (*).

4) Моральное и нравственное воспитание субъектов предпринимательской деят-ти.

5) Выработка этических принципов по определенным деловым ситуациям (см. этический кодекс).

 

Компоненты современной деловой этики:

· наивысшая производит-ть и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окр. среды;

· конкуренция должна осуществляться по честным правилам;

· техника должна служить человеку, а не человек технике;

· разумные формы участия служащих в делах предприятия (проблема фрилансеров);

· экономика должна подчиняться действующим моральным нормам.

Свобода.

3. Бесконфликтность общения:

1) терпимость е слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных;

2) тактичность;

3) деликатность;

4) справедливость (см. предыдущую лекцию).

Система этических критериев в деловых отношениях:

1) общечеловеческие этические принципы (10 заповедей);

2) этические принципы конкретной страны;

3) этика поведения определенной профессиональной группы («цеховые нормы»);

4) правила игры, задаваемые конкретной ситуацией.

Д\з: принцип морального выбора (найти тему и разобрать) + примеры деловых ситуаций – где применяется.

Этика делового общения

Этика делового общения – совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение людей в процессе их деят-ти.

Общий нравственный принцип создается в категорическом императиве Канта (настоятельное требование, необходимость): «Поступай так, чтобы max твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства» (max – это личный принцип).

Золотое правило этики: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

3 вида делового общения:

Лояльность персонала

Благонадежность – законопослушность в широком смысле слова.

Лояльность – чувство преданности по отношению к чему-то конкретному.

Лояльность – поведение определенного заранее оговоренного типа.

Уровни лояльности

Каждый последующий уровень лояльности обеспечивает более высокую степень вовлечения и преданности сотрудников.

1). Лояльность на уровне внешних атрибутов. При наличии внешней атрибутики человек, вероятнее всего, будет воспроизводить ожидаемое поведение.

2). Лояльность на уровне поступков и поведения. Сотрудники делают все, что принято в данной компании (см. корпоративный кодекс + негласные правила поведения).

Однако внутренние убеждения сотрудника могут отличаться от предписываемых правил.

+ Для этого уровня лояльности практически не требуется усилий и ресурсов. Новый работник может автоматически копировать поведение остальных сотрудников компании. Но может перенимать поведение старых сотрудников, которые руководствуются внутренними убеждениями.

3). Лояльность на уровне способностей подразумевает, что человек обладает определенными умениями и способен воспроизводить ожидаемое поведение.

+ Лояльность этого уровня настолько прочна, что способна противостоять давлению группы. Эта лояльность самодостаточна. Такой сотрудник гораздо более ценен для компании. Он способен предлагать решения возникающих проблем. Он знает себе цену.

4). Лояльность на уровне убеждения. Это мах уровень лояльности, которого может достигнуть большинство людей в процессе своей работы. Часто встречается в партиях и религиозных организациях.

Для лояльности на этом уровне необходимо иметь 10-15 %.

+ Таких людей не переманить большей з\п, они не ведут тайные переговоры.

5). Лояльность на уровне идентичности. Человек перестает разделять себя и объект лояльности – владелец компании. Директор и фирма единое целое.

 

Уровни секретности

Сведения особой важности – отнесены сведения, разглашение которых нанесет ущерб интересам РФ в 1 или нескольких областях:

· военной;

· внешнеполитической;

· экономической;

· разведывательной;

· контрразведывательной;

· оперативно-розыскной.

Совершенно секретно – сведения из тех областей, разглашение которых нанесет ущерб интересам одного ведомства или одной отрасли экономики.

Секретные – все остальные сведения, составляющие гос тайну.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах, производственно-хозяйственной, управленческой и финансовой деят-ти фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и экономической безопасности.

Защита деловой информации

Выделение засекреченной информации – утечка которой может привести фирму к банкротству.

Не подлежит огласке:

· адреса руководителей и сотрудников;

· номера их телефонов;

· текущие планы работы;

· внутрифирменная информация и т.д.

Особое внимание охране договоров (не только суть, но часто и сам факт заключения).

Первые экземпляры договоров («с синими печатями»). Пропажа первых экземпляров ведет к невозможности доказания судебных исков.

Этикет

Деловой этикет

Деловой этикет – система норм поведения, при помощи которой человек считается с достоинством других людей и защищает собственное достоинство, создавая условия для достижения своих целей.

Комплекс норм поведения

1) Ориентация участников деловых отношений на конструктивный результат.

2) Формирование правил поведения, способствующих взаимопониманию в общ-ве.

3) Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

4) Формирование имиджа предпринимателем и всей фирмой в целом.

В.: правила делового этикета указывают на единство двух его сторон (см. тему Выгода):

1. Морально-этическое: вежливость, корректность, скромность.

2. Эстетическое: изящество форм поведения.

 

16.11.11

Общие принципы этикета

1. Основные подходы:

1.1. Любезность – способность человека быть приветливым, обходительным предупредительным. По определению Плутарха: с охотником говорить о собаках, с болельщиком – о гимнастических состязаниях, с влюбленными – о красавицах. Привести примеры самост.

1.2. Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

1.3. Тактичность – чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, чтобы не переступить ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Примеры самост.

1.4. Скромность – умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя.

1.5. Точность – умение ценить свое слово, т.е. выполнять то, что обещано (приходить вовремя, пунктуально выполнять взятые обязательства).

Точность – вежливость королей, и должность всех добрых людей.

2. Принцип целесообразности действий. Все разумное просто и современный этикет предполагает, что в нестандартной ситуации необходимо исходить из принципа целесообразности, удобства.

3. Красота или эстетическая привлекательность поведения. См. общие принципы этикета.

4. Принципы, обусловленные историческими прецедентами (традиции).

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мезенцев Александр Трофимович

 

14.09.11

Д\з: определение слова «выбор»

Этика – от греч. «этос». Первоначально под этосом понимались: дом-жилище, звериное логово, место совместного проживания. Затем оно стало означать устойчивую природу какого-либо явления, обычая, нрав, характер. У Гераклита говорится, что этос человека есть его божество, и оно определяет связь м\у кругом общения этого человека и его характером.

Этические добродетели являются св-вами хар-ра, темперамента, и их также называют душевными кач-вами.

Аристотель образовал – «этический» для того, чтобы обозначать особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.

Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой области знаний Аристотель ввел понятие «этика».

Для точного перевода понятия Аристотеля с греч. на лат. Цицерон сконструировал термин «morales» - латинского аналога «ctos», обознач хар-р, темперамент, моду, покрой одежды, обычаи.

Цицерон также говорил о понятии моральной философии, которую Аристотель называл этикой.

Наряду с этим в ряде языков образуются термины, обозначающие ту же самую реальность, что этика и мораль. В русском – нравственность.

Этикой будем называть науку, область знаний, интеллектуальную традицию. А моралью (нравственностью) – то, что изучает этика – ее предмет.

Мораль это не то, что есть, а то, что должно быть.

Философов-моралистов можно уподобить архитекторам, профессиональное назначение которых состоит в том, чтобы проектировать здание морали.

* Петросян – дом, в котором



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.093 с.)