Теория и практика профессиональной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика профессиональной коммуникации



МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Пятигорске

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой СТиР

________________ С.Б.Узденова

«____»________________20___ г.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Направление подготовки 43.03.01 Сервис

Профиль подготовки: Автомобильный сервис

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

Пятигорск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3

 

Учебно-тематический план дисциплины 4

 

План семинарских занятий 6

 

Список рекомендуемой литературы 12

 

Приложение 1. Методические указания по написанию и оформлению реферата 13


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Включение дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» в рабочий учебный план нового поколения отвечает насущным запросам общества и обусловлено осознанием необходимости гуманитаризации образования.

Коммуникативная компетентность рассматривается сегодня как одна из важнейших составляющих гуманитарной подготовки бакалавра. Ее формирование – важнейшая социальная и социокультурная задача, поскольку путь к профессиональному успеху личности возможен лишь через язык и с помощью языка.

Владение грамотной речью, нормами литературного языка (языковая компетенция), умение коммуникативно оправданно и эффективно отбирать языковые средства в соответствии с целями коммуникации, владение правилами речевого воздействия (коммуникативная компетенция), умение пользоваться словарями для решения конкретных коммуникативных задач (лексикографическая компетенция) – вот важнейшие компетенции, которые формируются в процессе освоения дисциплины.

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только семинар, но и предваряющая и заключающая его части являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Семинарское занятие является средством проверки знаний, отработки навыков самостоятельного изучения материалов по дисциплине, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. Выступая на семинарском занятии, слушатели должны показать умение выделить основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений.

Ко всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов, необходимых для усвоения, а также приведен список основной и дополнительной литературы, необходимой для изучения.

Для лучшего усвоения материала необходимо вести конспект в отдельной тетради. Такой конспект может быть в форме плана ответов по каждому вопросу темы, а в некоторых случаях и кратким ответом (со ссылками на соответствующий источник: нормативный материал или литературу).

На семинарском занятии большое внимание уделяется рассмотрению не только теоретических вопросов, но и выполнению практических упражнений, направленных на выработку умений и навыков культурной речи. К каждому семинарскому занятию студент подбирает материалы из методической литературы, СМИ, Интернета.

Рекомендуется в тетради для самостоятельной работы вести словарь терминов (в алфавитном порядке) с пояснениями к ним.

Если слушатель не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие в группе. При возникновении трудностей при изучении курса, необходимо посетить консультацию преподавателя, ведущего занятия, в соответствии с графиком консультаций, который имеется на кафедре СТиР.

При подготовке к семинарским занятиям по всем темам слушатели должны изучить:

- рекомендованную в плане семинарских занятий специальную литературу;

- рекомендованную в плане семинарских занятий дополнительную литературу;

- практикумы по деловому общению.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
Раздел 1. Основы профессиональной коммуникации   4 (0,11) 4 (0,11)   (0,22) Опрос
  Тема 1. Профессиональная коммуникация как механизм взаимодействия в сфере деловых отношений.           -
  Тема 2. Виды речевой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация.           -
Раздел 2. Психология личности: ее значение в сфере профессионального общения   (0,17) (0,17)   (0,22) Опрос, выполнение упражнений
  Тема 3. Психолингвистические аспекты профессиональной коммуникации.           -
  Тема 4. Основы межкультурной коммуникации.            
Раздел 3. Профессиональная этика   (0,11) (0,11)   (0,28) Опрос, проверка конспекта
  Тема 5. Деловой этикет в профессиональной коммуникации.           -
  Тема 6. Конфликтные ситуации и споры в профессиональной среде.           -
Раздел 4. Формы деловой коммуникации   (0,13) (0,13)   (0,22) Опрос, реферат
  Тема 7. Типичные коммуникативные ситуации.           -
  Тема 8. Ведение переговоров. Организация совещаний.           -
  Тема 9. Официально-деловая письменная речь.            
  Форма контроля           зачет
ИТОГО   19 (0,52) 19 (0,53) - (0,94)  

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема занятия 1: Профессиональная коммуникация как механизм взаимодействия в сфере деловых отношений.

Цель: Изучить сущность речевой коммуникации, проанализировать ее модель, функции и виды. Рассмотреть составляющие компоненты успешной речевой коммуникации.

Организационная форма занятия: групповая дискуссия.

Вопросы для обсуждения: Сущность речевой коммуникации, ее модель. Функции речевой коммуникации. Виды коммуникации. Составляющие компоненты успешной речевой коммуникации. Речевой подтекст. Метаязык.

Методические рекомендации: студент должен иметь представление о специфике речевой коммуникации, ее составляющих. Для подготовки к данному семинару необходимо выполнить следующие упражнения:

1. Для успешной подготовки и проведения деловой беседы необходимо:

- иметь привлекательный внешний вид

- уметь правильно говорить

- быть профессионалом в своей области

- вызывать доверие партнера

- быть вежливым

- знать национальные особенности партнера

- знать речевые приемы воздействия на собеседника

- правильно рассадить собеседников

- рационально определить перечень обсуждаемых вопросов

- не упускать инициативу из своих рук

- ясно представлять цель, которую нужно достигнуть

- создать удобные условия для беседы

- не спорить с партнером.

Прономеруйте приведенные факторы в порядке значимости, с Вашей точки зрения (на первое место поставьте самое важное, на последнее – самое незначительное).

2. Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть в процессе беседы (переговоров)? Какие затруднения Вы испытываете чаще всего в процессе а) бытового общения, б) делового общения.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Март, 2010. – 488 с.

2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

3. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Март, 2010. – 488 с.

2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

3. Долгова И.В. Практика ведения внешнеторговых переговоров / И.В.Долгова, А.А.Малышев; Всерос. акад. внеш. торговли. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие / Н.И.Ивакина. – М.: Норма, 2011. – 448 с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

6. Кузнецов И.Н. Деловой этикет: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 348 с.

7. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

8. Шарухин А.П. Психология делового общения: учебник / А.П.Шарухин, А.М.Орлов. – М.: Академия, 2012.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru


Приложение 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

 

В процессе изучения дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации» студенты очной формы обучения пишут реферат. Цель реферата – ознакомиться с ведущими понятиями и определениями дисциплины, ее целями и задачами, изучить психологические основы речевой коммуникации.

Приступая к выполнению реферата, необходимо, прежде всего, подобрать литературу по теме, изучить ее, при этом не следует ограничиваться изучением только обязательной литературы. Рекомендуется использовать материалы, публикуемые в периодической печати, вновь вышедшую литературу по вопросам данной дисциплины, источники Интернета.

Не следует дословно переписывать текст учебника или других источников. Приводя цитаты, цифровые данные необходимо указывать источники, в которых они были приведены. Для более полного раскрытия вопроса возможно использование графического материала, таблиц, рисунков.

Реферат выполняется на листах формата А4. Поля: левое – 30 мм., верхнее – 15 мм., правое – 10-15 мм., нижнее – 10-15 мм. Отступ красной строки – 0,7-1,25. Шрифт – 14 Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5. Объем работы 5 – 8 печатных листов. Нумерация внизу страницы справа или по центру. Заголовки располагают по центру листа, точки в конце заголовков не ставят.

В конце работы приводится перечень фактически использованной литературы. Источников должно быть не менее 5. Для правильного оформления библиографического списка необходимо свериться со списком рекомендуемой литературы для данного курса.

В случае затруднений при написании реферата студенту следует обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный курс.

 

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Пятигорске

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой СТиР

________________ С.Б.Узденова

«____»________________20___ г.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Направление подготовки 43.03.01 Сервис

Профиль подготовки: Автомобильный сервис

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

Пятигорск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3

 

Учебно-тематический план дисциплины 4

 

План семинарских занятий 6

 

Список рекомендуемой литературы 12

 

Приложение 1. Методические указания по написанию и оформлению реферата 13


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Включение дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» в рабочий учебный план нового поколения отвечает насущным запросам общества и обусловлено осознанием необходимости гуманитаризации образования.

Коммуникативная компетентность рассматривается сегодня как одна из важнейших составляющих гуманитарной подготовки бакалавра. Ее формирование – важнейшая социальная и социокультурная задача, поскольку путь к профессиональному успеху личности возможен лишь через язык и с помощью языка.

Владение грамотной речью, нормами литературного языка (языковая компетенция), умение коммуникативно оправданно и эффективно отбирать языковые средства в соответствии с целями коммуникации, владение правилами речевого воздействия (коммуникативная компетенция), умение пользоваться словарями для решения конкретных коммуникативных задач (лексикографическая компетенция) – вот важнейшие компетенции, которые формируются в процессе освоения дисциплины.

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только семинар, но и предваряющая и заключающая его части являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Семинарское занятие является средством проверки знаний, отработки навыков самостоятельного изучения материалов по дисциплине, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. Выступая на семинарском занятии, слушатели должны показать умение выделить основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений.

Ко всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов, необходимых для усвоения, а также приведен список основной и дополнительной литературы, необходимой для изучения.

Для лучшего усвоения материала необходимо вести конспект в отдельной тетради. Такой конспект может быть в форме плана ответов по каждому вопросу темы, а в некоторых случаях и кратким ответом (со ссылками на соответствующий источник: нормативный материал или литературу).

На семинарском занятии большое внимание уделяется рассмотрению не только теоретических вопросов, но и выполнению практических упражнений, направленных на выработку умений и навыков культурной речи. К каждому семинарскому занятию студент подбирает материалы из методической литературы, СМИ, Интернета.

Рекомендуется в тетради для самостоятельной работы вести словарь терминов (в алфавитном порядке) с пояснениями к ним.

Если слушатель не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие в группе. При возникновении трудностей при изучении курса, необходимо посетить консультацию преподавателя, ведущего занятия, в соответствии с графиком консультаций, который имеется на кафедре СТиР.

При подготовке к семинарским занятиям по всем темам слушатели должны изучить:

- рекомендованную в плане семинарских занятий специальную литературу;

- рекомендованную в плане семинарских занятий дополнительную литературу;

- практикумы по деловому общению.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
Раздел 1. Основы профессиональной коммуникации   4 (0,11) 4 (0,11)   (0,22) Опрос
  Тема 1. Профессиональная коммуникация как механизм взаимодействия в сфере деловых отношений.           -
  Тема 2. Виды речевой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация.           -
Раздел 2. Психология личности: ее значение в сфере профессионального общения   (0,17) (0,17)   (0,22) Опрос, выполнение упражнений
  Тема 3. Психолингвистические аспекты профессиональной коммуникации.           -
  Тема 4. Основы межкультурной коммуникации.            
Раздел 3. Профессиональная этика   (0,11) (0,11)   (0,28) Опрос, проверка конспекта
  Тема 5. Деловой этикет в профессиональной коммуникации.           -
  Тема 6. Конфликтные ситуации и споры в профессиональной среде.           -
Раздел 4. Формы деловой коммуникации   (0,13) (0,13)   (0,22) Опрос, реферат
  Тема 7. Типичные коммуникативные ситуации.           -
  Тема 8. Ведение переговоров. Организация совещаний.           -
  Тема 9. Официально-деловая письменная речь.            
  Форма контроля           зачет
ИТОГО   19 (0,52) 19 (0,53) - (0,94)  

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.053 с.)