ТОП 10:

Тема занятия 1: Профессиональная коммуникация как механизм взаимодействия в сфере деловых отношений.



Цель:Изучить сущность речевой коммуникации, проанализировать ее модель, функции и виды. Рассмотреть составляющие компоненты успешной речевой коммуникации.

Организационная форма занятия:групповая дискуссия.

Вопросы для обсуждения:Сущность речевой коммуникации, ее модель. Функции речевой коммуникации. Виды коммуникации. Составляющие компоненты успешной речевой коммуникации. Речевой подтекст. Метаязык.

Методические рекомендации:студент должен иметь представление о специфике речевой коммуникации, ее составляющих. Для подготовки к данному семинару необходимо выполнить следующие упражнения:

1. Для успешной подготовки и проведения деловой беседы необходимо:

- иметь привлекательный внешний вид

- уметь правильно говорить

- быть профессионалом в своей области

- вызывать доверие партнера

- быть вежливым

- знать национальные особенности партнера

- знать речевые приемы воздействия на собеседника

- правильно рассадить собеседников

- рационально определить перечень обсуждаемых вопросов

- не упускать инициативу из своих рук

- ясно представлять цель, которую нужно достигнуть

- создать удобные условия для беседы

- не спорить с партнером.

Прономеруйте приведенные факторы в порядке значимости, с Вашей точки зрения (на первое место поставьте самое важное, на последнее – самое незначительное).

2. Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть в процессе беседы (переговоров)? Какие затруднения Вы испытываете чаще всего в процессе а) бытового общения, б) делового общения.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Март, 2010. – 488 с.

2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

3. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru

 

 

Тема занятия 2: Виды речевой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация.

Цель:Охарактеризовать виды речевой деятельности. Изучить пути совершенствования навыков устной речи, особенности невербальных средств общения.

Организационная форма занятия: ролевые игры.

Вопросы для обсуждения:Характеристика видов речевой деятельности. Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Невербальные средства общения. Значение мимики и позы в процессе делового общения. Роль и функции жестов в профессиональной коммуникации.

Методические рекомендации: Для подготовки к семинарскому занятию в форме ролевых игр необходимо выполнить (устно) следующие упражнения:

1. Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:

· Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?

· Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?

· Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?

· Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?

· Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом «осадить» его?

· Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?

2. Работа над интонацией. В ряде ситуаций деловой человек не может себе позволить открыто и резко сказать собеседнику, что он о нем думает. Однако, находясь в рамках приличий, свое отношение молено выразить интонацией. Произнести одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл средствами интонирования:

- Рад вас видеть.

- Спасибо за работу.

- Вы такие благодарные клиенты.

- Приходите завтра.

- Приезжайте к нам еще.

- Я в восторге.

- Вы внимательные слушатели.

- Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

Рекомендуемая литература:

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

2. Шарухин А.П. Психология делового общения: учебник / А.П.Шарухин, А.М.Орлов. – М.: Академия, 2012.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

4. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru

 

 

Тема занятия 3: Психолингвистические аспекты профессиональной коммуникации.

Цель:Изучить основные типы коммуникабельности людей, особенности женского и мужского типа коммуникабельности, возрастные особенности людей и их влияние на процесс профессиональной коммуникации.

Организационная форма занятия:тренинг личностного роста.

Вопросы для обсуждения:Основные типы коммуникабельности людей. Эго-состояния и речевое общение. Женский и мужской тип речи. Возрастные особенности людей и их влияние на ПК. Зоны общения.

Методические рекомендации:студент должен знать основы психологии личности, иметь представление о типах темпераментах, эго-состояниях коммуникантов. Для подготовки к тренингу личностного роста необходимо выполнить следующие упражнения:

1. Ответьте на вопрос: «Ты не дашь мне переписать лекции по речевой коммуникации?» в стиле:

- Родителя критического;

- Родителя заботливого;

- Взрослого.

- Ребенка приспосабливающегося;

- Ребенка естественного.

2. (Работа в паре). Разыграйте ситуации общения, например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:

А) молодая симпатичная девушка;

Б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;

В) сурового вида старушка.

Предложите собственные варианты, обыграйте их.

Рекомендуемая литература:

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

2. Шарухин А.П. Психология делового общения: учебник / А.П.Шарухин, А.М.Орлов. – М.: Академия, 2012.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

4. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru

 

 

Тема занятия 4: Основы межкультурной коммуникации.

Цель:изучить спецификунационального и межнационального общения представителей разных стран (Япония, Китай, Германия, Италия, Франция, США, Россия).

Организационная форма занятия:ролевые игры, обсуждение докладов.

Вопросы для обсуждения:Национальные особенности и их влияние на профессиональную коммуникацию. Национальное и межнациональное общение: Япония, Китай, Германия, Италия, Франция, США, Россия.

Методические рекомендации:

студент должен иметь представление о специфике речевой коммуникации, ее составляющих. Для защиты реферата на семинарском занятии студент должен изучить литературу по проблеме, написать доклад об особенностях коммуникативного поведения в разных странах мира (по выбору студента) в соответствии с требованиями (см. Приложение 1). Для подготовки к тренингам в форме ролевых игр необходимо выполнить следующее упражнение:

(Работа в паре). «Общение по телефону».

Слушатели разбиваются на пары и располагаются спиной друг к другу для имитации телефонного общения. Один представляет собой человека, которому нужно договориться по телефону о встрече, другой – иностранца, достаточно свободно говорящего по-русски. Задача заинтересованной стороны – договориться о встрече с гостем из-за рубежа.

Рекомендуемая литература:

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Академия, 2012.

2. Шарухин А.П. Психология делового общения: учебник / А.П.Шарухин, А.М.Орлов. – М.: Академия, 2012.

3. Долгова И.В. Практика ведения внешнеторговых переговоров / И.В.Долгова, А.А.Малышев; Всерос. акад. внеш. торговли. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

5. Томашевская К.В. Речевая коммуникация в туристской сфере: учеб. пособие / К.В.Томашевская, Е.А.Соколова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.aup.ru

2. www.gramma.ru

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.014 с.)