Тема: культура устной речи и деловое общение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: культура устной речи и деловое общение



 

Форма: собеседование

Цель: Формирование и развитие коммуникативной компетенции, знакомство с основными видами устной речи и правилами речевого общения.

Методические указания:

Важнейшим условием любого вида профессиональной деятельности является культура речевого общения. Культура речи – наука, направленная на исследование культуры общения. С древнейших времен люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова, врождённый ли это дар или результат обучения и самообразования.

Ответ на этот вопрос даёт риторика – наука и искусство устной речи, зародившаяся в Древней Греции в 1V веке до н.э. С этим понятием соотносится латинское «ораторское искусство» и русское «красноречие». Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации. В современных условиях риторика преподаётся и как самостоятельная дисциплина, и как один из обязательных компонентов новой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на такие категории, как речевое событие, дискурс, речевая ситуация, речевое действие. В числе вопросов, вынесенных на занятие, важно выделить следующие: подготовка к публичному выступлению, логико-композиционное построение устного выступления, лингвистические основы и стиль устного выступления.

Важно помнить, что для успешного устного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты. Речь надо строить с учетом жанровых особенностей и основной цели высказывания: проинформировать, убедить, воодушевить или призвать к чему-либо.

К типичным недостаткам построения речи относятся нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых проблем.

Особую значимость в современном обществе приобрело деловое общение. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, которая определяется видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.

Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время общения; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку или телефонный разговор.

Следует обратить внимание на то, что официально-деловой стиль речи удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных типов общественных отношений – государственных, правовых, политических, деловых. Служебные письма применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой деятельности.

Количество писем соответствует разнообразию практических ситуаций, вызывающих необходимость письменного общения партнёров. Например, информационное письмо, письмо-запрос, письмо-ответ, гарантийное письмо, сопроводительное письмо.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что представляет собой «речевая деятельность»?

2. Что такое «речевой этикет»?

3. В чём отличие устной и письменной речи?

4. Раскройте содержание понятия «деловое общение».

5. Дайте характеристику основным видам общения.

6. Что Вы знаете о национальных особенностях делового общения?

7. Охарактеризуйте основные этапы подготовки публичной речи.

8. Какие особенности отличают выступления экспромтом?

9. Раскройте содержание понятия «композиция речи».

10. Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».

11. Дайте определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика», «дебаты», «прения».

12. Какие недостатки снижают эффективность речевой культуры?

13. Что такое «документ» и для чего он составляется?

14. В чём состоит языковая особенность деловых бумаг и документов?

15. Охарактеризуйте сущность служебного письма.

16. Какова тематика деловых писем и их языковое оформление?

 

Задание 1.

Ознакомьтесь со схемой. Словесно выразите заключённую в схеме информацию. Можно ли это сделать в одном предложении или необходимо составить несколько связанных по смыслу предложений?

 

РОД РЕЧИ ВИД РЕЧИ

лекция учебная

научный доклад

Академическая научный обзор

научное сообщение

 

Судебная обвинительная

защитительная

самозащитительная

 

доклад(выступление)

парламентская

социально- митинговая

политическая дипломатическая

агитационная

военно-патриотическая

информационная

 

юбилейная

приветственная

социально- застольная (тост)

бытовая поминальная

речь на приёме

 

духовная (церковно- слово (проповедь)

богословская) официальная церковная

 

Задание 2.

Придумайте тему для своего выступления перед аудиторией (2-3мин.) Составьте план сообщения, определите цель, придумайте заглавие. Будьте готовы выступить на занятии.

По типу это может быть речь повествовательная, описательная, убеждающая, побуждающая.

 

Задание 3.

Составьте различные варианты текстов официального письма:

А) письмо-просьба

Б) письмо-подтверждение

В) письмо-напоминание

Г) письмо-извещение

Д) письмо-приглашение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

  1.   Культура речи и деловое общение как учебный курс. Предмет и задачи дисциплины.   Составить конспект
  2. Основные понятия культуры речи: Язык, речь, коммуникация, текст, речевая культура личности. Выписать из учебных пособий толкование терминов
  3.   Основные критерии культуры речи   Перечислить основные критерии, уметь устно их толковать
  4.   Нормативный аспект культуры речи   Повторить основные нормы орфографии и пунктуации  
  5.   Словари и справочники русского языка и речевая культура   Составить список словарей русского языка. Какие нормы они определяют?
  6.   Коммуникативные качества речи   Перечислить моральные нормы, характеризующие речь
  7.   Речевое поведение человека   Раскрыть понятия: речевое событие, дискурс, речевая ситуация.
8. Основы мастерства в публичном выступлении   Познакомиться с критериями оценки качества устной речи.
9. Теоретические основы общения   Ознакомиться с толкованием базовых понятий основ общения.
10. Понятие делового общения и его характеристика   Выявить специфику общения в деловой среде, уметь её характеризовать.
11. Виды делового общения   Охарактеризовать особенности вербального и невербального, устного и письменного общения.
  12.   Техника письменной деловой речи: языковое своеобразие, оформление и разновидности   Выписать особенности составления разного рода документов, электронной почты, факсимильной связи.
  13.   Речевая культура делового разговора   Определить основные требования деловому разговору.
14. Деловое общение и лингвопсихологические аспекты переговорного процесса   Ознакомиться с манипуляциями как методом воздействия на собеседника.
  15. Этикет ведения переговоров, совещаний. Техника ведения переговоров. Составить основные требования к данному виду делового общения.
16. Правила подготовки и проведения деловой беседы Схематически изобразить процесс подготовки и проведения беседы.
17. Этические нормы делового телефонного разговора.   Перечислить правила, лежащие в основе культуры телефонного разговора.
18. Невербальные средства в деловой разговорной практике. Охарактеризовать технические параметры устной речи
19. Культура устной речи и деловое общение Подготовить эссе  
20. Международный этикет делового общения. Международный протокол.   Раскрыть особенности Протокола и Приёма. Чем отличается общественное поведение в разных странах?

 

Контрольная работа

Подготовьте письменную работу (эссе) на одну из предложенных тем. Опирайтесь при рассуждениях на теоретический материал, собственный опыт, используйте примеры из личных наблюдений.

 

1. Обоснуйте необходимость знания и соблюдения законов риторики при произнесении устной речи.

2. Раскройте роль культуры делового общения в служебной деятельности.

3. Речевая культура как элемент этики деловых отношений.

4. Деловое общение и управление им с помощью речевой культуры.

5. Проведение переговоров с партнёрами: опыт и наблюдения.

6. Деловая переписка: успехи и ошибки.

7. Корпоративная этика и речевая культура.

8. Речь как первое впечатление о человеке.

9. Техника речи как характеристика успешного межличностного общения.

10. Основы построения взаимоотношений с помощью речевой культуры.

11. Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров.

12. Этические проблемы культуры речи.

 

Примерные вопросы к зачёту

1. Что такое литературный язык? Каковы его свойства?

2. Что такое нормированная речь?

3. Что входит в понятие «культура речи»?

4. Что засоряет литературный язык?

5. Что такое орфоэпия?

6. Что такое литературное произношение?

7. Каковы особенности русского литературного ударения?

8. Перечислите роды и виды ораторского искусства.

11. Какие элементы содержит ораторская речь?

12. Какие функциональные стили русского литературного языка вы знаете?

13. Каковы основные функции языка?

14. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.

15. Речевые роли собеседников. Позиции коммуниканта.

16. Назовите основные законы мышления (логические законы)

17. Назовите основные изобразительные средства речи

18. Назовите основные выразительные средства речи

19. Что такое этика ораторского выступления?

20. Что такое спор? В чем заключается его ценность?

29. Что такое дискуссия? Назовите ее основные черты.

30. Что такое полемика? Назовите ее основные характеристики.

32. Характеристика и содержание общения.

33. Деловое общение, его виды и формы.

34. Имидж современного человека и этика делового общения.

31. Культура внешности и деловой этикет.

32. Виды и формы деловой переписки.

33. Культура оформления документов в деловом общении.

34. Оценка эффективности делового общения.

35. Пути к самореализации в процессе оптимизации делового общения.

Список литературы по курсу

 

Основная литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 544 с.

2. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации./ О.Я. Гойхман – М., 2005.

3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. / И.Б. Голуб. - М.: «Логос», 2007

4. Кутепова, Л.В., Крадожен-Мазурова, Е.М., Руденко, О.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.В. Кутепова, Е.М. Крадажен-Мазурова, О.В. Руденко. – Хабаровск: ДВАГС, 2010.

5. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Розенталь Д.Э. – М.: Русский язык, любое издание.

 

Дополнительная литература

1. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. - М., 1994.

2. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. В. Н. Телия. — М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

3. Букчина, Б. З., Сазонова, И. К., Чельцова, Л. К. Орфографический словарь русского языка / Б.З. Бучкина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова.- М.: «АСТ-ПРЕСС»,2008.

5. Деловая переписка: Учебно-справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М.,2007.

6. Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка:

Словоизменение./А.А.Зализняк.-М.:»АСТ-ПРЕСС»,2008

7. Лексические трудности русского языка. - М., 1994.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1984.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под. ред. Р.И. Аванесова. - М., 1989.

10. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка. - М.: "АСТ-ПРЕСС",2008.

 


ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕМЕСТР

№ тем Наименование модулей и тем Виды занятий в часах Все-го
Лекции Сем. занят СРС
1. Гражданское право как отрасль права   -    
2. Источники гражданского права   -    
3. Гражданское правоотношение: понятие, содержание и виды - -    
4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения        
5. Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения   -    
6. Публично-правовые образования как субъекты гражданского правоотношения - -    
7. Объекты гражданских правоотношений -      
8. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений -      
9. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей   -    
10. Право на защиту как субъективное гражданское право - -    
11. Гражданско-правовая ответственность - -    
12. Сроки осуществления и защиты гражданских прав и исполнения обязанностей - -    
13. Общие положения о праве собственности   -    
14. Право частной собственности - -    
15. Право государственной и муниципальной собственности - -    
16. Ограниченные вещные права -      
17. Право собственности и другие вещные права на землю - -    
18. Право общей собственности -      
19. Защита права собственности и иных вещных прав - -    
20. Экзамен        
  ИТОГО        
             

Планы семинарских занятий

Общие требования

Для работы на семинарских занятиях каждый студент должен иметь:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты к данному занятию.

2. Конспект лекций по дисциплине «Гражданское право».

3. Письменное обоснование решения задач, где должны содержаться все ответы на поставленные вопросы и ссылки на конкретные правовые нормы. В случае отсутствия письменного решения задач студент признается не готовым к занятию.

Студенты при подготовке к занятиям должны вникнуть в сущность рассматриваемых вопросов, тщательно изучить рекомендованную литературу, проанализировать нормативные акты. Необходимо следить за изменениями действующего российского законодательства и международных актов.

Учитывая, что законодательство очень динамично, то ответы студентов должны быть основаны, прежде всего, на положениях действующего законодательства. Поэтому при подготовке к семинарскому занятию следует тщательно изучать положения нормативных правовых актов.

При изучении литературы необходимо конспектировать содержание источника с тем, чтобы можно было их использовать в своем выступлении. Необходимо знать дискуссионные вопросы изучаемой темы, точки зрения ученых различных школ на одну и ту же проблему, и иметь собственное мнение по исследуемому вопросу.

Ответ на вопрос плана семинарского занятия должен представлять собой логически стройную систему изложения позитивного материала от общего к частному и единичному и отражать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с предыдущими темами.

Структура устного ответа сводится к следующей последовательности в освещении вопроса:

1. Анализ норм нормативных правовых актов.

2. Основные научные точки зрения по обсуждаемому вопросу.

3. Вывод, собственное мнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.065 с.)