Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар по теме: Коллективный договор – 2 часа

Поиск

Цель занятия: Уяснить сущность и правовую природу коллективного договора и его роль в регулировании социально-трудовых отношений

Вопросы для обсуждения:

1. Общие положения о коллективном договоре: понятие коллективного договора, его юридическая природа, место коллективного договора в системе источников трудового права.

2. Участники коллективно-договорного процесса: стороны коллективного договора, представительство в коллективных трудовых отношениях.

3. Принципы заключения коллективно-договорных актов.

4. Порядок заключения коллективного договора.

5. Содержание и структура коллективного договора

6. Ответственность за невыполнение коллективного договора.

 

Образовательные технологии

Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите стадии заключения коллективного договора?

2. Какой порядок изменения и дополнения коллективного договора?

3. Назовите порядок и процедуру регистрации коллективного договора?

4. Назовите основания недействительности условий коллективного договора?

Задача 1

В п.1 ст. 1 коллективного договора АО «Сибнефть» указано, что коллективный договор заключен между администрацией и трудовым коллективом.

Оцените законность данного положения.

 

Задача 2

При заключении коллективного договора работников организации представлял Совет трудового коллектива (СТК).

Имеет ли право СТК представлять работников организации при заключении коллективного договора?

Как формируется СТК?

Методические рекомендации

Суть коллективно-договорного регулирования заключается в законодательном установлении необходимости равноправ­ного участия представительных органов, выражающих как интересы работников, так и интересы работодателей, в разра­ботке и обсуждении нормативно-правовых актов, регулирую­щих социально-трудовые отношения. Основными формами такого регулирования являются коллективные договоры и со­глашения.

Определения понятия коллективного догово­ра в общих чертах сформулированы в ст. 40, 45 ТК РФ. Это поня­тие более полно раскрываются в учебной литературе.

Необходимо чётко уяснить вопрос о сторонах коллективного договора. Четкое усвоение, вопроса о сторонах коллективного договора очень важно для определения круга субъектов, несущих ответственность его нарушение.

Переходя к вопросу о содержании и структуре коллектив­ного договора, надо учесть, что они определяются сторонами. Надо иметь в ви­ду, что понятием «взаимные обязательства работодателя и работников» (см. ст. 41 ТК РФ) охватываются две группы усло­вий: нормативные положения – локальные нормы и обяза­тельственные условия.

Круг вопросов, который может быть предметом ло­кального регулирования (наряду со ст. 41 ТК РФ), определяется также в ряде ст. ТК РФ, а также в ряде федеральных законов (например, в Законе о занятости населения и других нормативных право­вых актах).

Вопросы ответственности за нарушения процедуры ведения переговоров по заключению коллективного договора урегулированы в КоАП РФ. При анализе данных положений необходимо обратить внима­ние на круг лиц, несущих ответственность, виды правонарушений в сфере коллективно-договорного регулирования и ви­ды ответственности, установленные за них.

Нормативные правовые акты и литература

 

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., №197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ 2002. №1. ч.1. Ст.3; №30. Ст.3014; №30. Ст.3033.

3. КоАП РФ. – М., 2002.

4. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95г. №82 // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

5. Письмо Минсельхоза РФ от 21.12.95. №36-1/116 «О рекомендациях по заключению коллективного договора» // Информационная система Консультант-Плюс.

6. Письмо Минтруда РФ от 23.01.96. №38-11 «Рекомендации по учёту обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» // Информационная система Консультант-Плюс.

7. Лада А.С. Коллективный договор в системе социального партнерства (монография) – Хабаровск: ГОУ ВПО ДВАГС, 2009. – 237 с.

8. Лада А. С. Коллективный договор: история, теория и практика применения: учебное пособие – Хабаровск: ГОУ ВПО ДВАГС, 2008. – 213 с.

Семинар по теме: Трудовой договор – 2 часа

Цель занятия: отработка навыков и умений составления необходимых документов, трудового договора, определения его условий

 

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы свободы трудового договора и гарантии их реализации. Свобода труда и гарантии её реализации. Запрещение принудительного труда.

2. Понятие и признаки трудового договора. Отличия трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде.

3. Стороны трудового договора. Трудовая правосубъектность сторон трудового договора.

4. Содержание трудового договора. Классификация условий трудового договора.

5. Общий порядок заключения трудового договора. Медицинское освидетельствование при приёме на работу. Юридические гарантии при приёме на работу. Вступление трудового договора в силу.

6. Аттестация работников: понятие, значение, порядок проведения. Категории аттестуемых работников. Гарантии для работников при аттестации. Правовые последствия аттестации.

7. Испытание при приёме на работу.

8. Трудовая книжка: содержание, порядок заполнения и выдачи при увольнении.

Образовательные технологии

Семинар-практикум имеет цель – научить студентов самостоятельно находить ответы на короткие, но оригинальные вопросы и решать нестандартные задачи поискового, творческого и исследовательского характера. Для этого преподаватель может в одной теме вычленить серию взаимосвязанных оригинальных вопросов, а в другой – составить несколько нестандартных, но важных в практической деятельности, теоретических задач и заранее дать по ним задания студентам.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите отличия трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде?

2. Назовите стороны трудового договора?

3. Какие категории работников подлежат обязательной аттестации?

4. Кто на подлежит аттестации?

5. Назовите способы заключения трудового договора?

6. Кому не устанавливается испытание при приеме на работу?

7. Назовите максимальный срок испытания для государственных служащих?

8. Имеют ли право работодатели-физические лица вести трудовые книжки на своих работников?

 

Задача 1

 

Работодатель заключил с Коневым трудовой договор с испыта-тельным сроком 1 месяц и окладом 2000 рублей. По истечении 1 месяца работодатель продлил испытательный срок Коневу еще на 3 месяца. По истечении этого срока Конев был уволен с формулировкой «как не выдержавший испытательный срок».

Прав ли работодатель?

Задача 2

Используя Рекомендации Минтруда РФ по заключению трудового договора в письменной форме, составьте проект трудового договора с работником.

Задача 3

Составьте проект приказа о приеме на работу юрисконсульта ООО.

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начать с анализа ст. 37 Конституции РФ, где закреплено положение о свободе труда.

Трудовой договор в системе трудового права занимает цен­тральное место. Его можно рассматривать в трех аспектах: 1) как соглашение о труде в качестве работника; 2) как юриди­ческий факт, являющийся одним из главных оснований воз­никновения и формой существования трудового правоотно­шения во времени; 3) как один из центральных институтов трудового права. Необходимо рассмотреть каждый из этих аспектов отдельно.

В ст. 56 ТК РФ даётся легальное определение трудового договора.

Одним из важных вопросов, на который студент должен обратить свое внимание, является содержание трудового дого­вора. Под содержанием любого договора понимается совокуп­ность его условий. Они определяют права и обязанности сто­рон. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий. Необходимо различать виды условий трудового договора.

При освещении содержания трудового договора необходи­мо подробно остановиться на испытательном сроке. Он уста­навливается соглашением сторон с целью проверки соответст­вия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре, а также в приказе при приеме на работу. Необ­ходимо изучить ст. 70 и 71 ТК РФ, знать, какие сущест­вуют сроки испытания, кому не устанавливается испытание при приеме на работу и каковы последствия при неудовле­творительном результате испытания.

Требует серьезного изучения вопрос о юридических гаран­тиях при приеме на работу. Гарантии при приеме на работу предусмотрены в ст. 64 ТК РФ и ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Гарантии при приеме на работу могут быть общие и специальные для отдельных категорий работников.

Процесс заключения трудового договора – это прием гра­жданина на работу в качестве работника. В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается только в письменной форме.

Следует уделить внимание трудовой книжке, так как она является основным документом о трудовой деятельности ра­ботника (см. ст. 66 ТК РФ).

Необходимо различать виды трудовых договоров по сроку их заключения.

Следует знать, в каких случаях заключается срочный трудовой договор. Эти случаи непосредственно предусмотрены законом (в ст. 59 ТК РФ и других федеральных законах).

Студент должен хорошо знать особенности отдельных ви­дов трудовых договоров. Эти особенности могут быть по по­рядку их заключения и по содержанию. Характеризуя тот или иной вид трудового договора, следует раскрыть нормативную базу.

Особо следует остановиться на трудовых договорах, за­ключаемых с руководителем организации, с временными и сезонными работниками, с совместителями, с педагогическими работниками, с государственными служащими, с лицами, работающими в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также с лицами, работающими у работодателей – физических лиц.

 

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция РФ.– М., 1993.

2. ГК РФ. – М., 2002.

3. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., №197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ 2002. №1. ч.1. Ст.3; №30. Ст.3014; №30. Ст.3033.

4. ФЗ РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.93г. №4520-1 в ред. от 08.01.98 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 16. Ст. 551; РГ. 1998. 13 января.

5. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96г. №125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

6. ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. №97-ФЗ// СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

7. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.98г. №8-ФЗ// СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 224.

8. ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г. №113-ФЗ// СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3030.

9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266-1 в ред. ФЗ от 13.01.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

10.Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.92. №3132-1 // Ведомости РФ. 1992. №30. Ст.1792.

11.Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92. №2202-1 в ред. от 10.02.99 г. // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.

12.О трудовых книжках: постановление правительства РФ от 16.04.2003 № 225 // СЗ РФ. 2003. №16. Ст.1539.

13.Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.07.93г. №135 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. № 9-10.

14.Акопова Е.М. Трудовой договор: становление и развитие – Ростов-на-Дону, 2009.

15.Баркашова С.В. Рассмотрение судами споров о заключении трудовых договоров // Трудовое право. 2008. №4.

16.Ершов В.В., Ершова Е.А. Трудовой договор. – М., 2009.

17.Хныкин Г. Организация проведения аттестации работников // Трудовое право. 2010. № 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.66 (0.01 с.)