Сущность структур Значение стереотипов для межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность структур Значение стереотипов для межкультурной коммуникации



Межкультурная коммуникация России и США в контексте особенностей их национальных культур

Основные положения теории коммуникации, особенности межкультурной коммуникации

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 12

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,14,15,16,17

Очно - заочная форма обучения

Семинар №1 Тема:«Введение в предмет. Характеристика курса «Деловые коммуникации»

Время семинара – 1 час

Цель проведения занятия – раскрыть содержание и сущность деловых коммуникаций. Рассмотреть теоретические основы дисциплины, показать эволюцию научной мысли.

1. Вопросы для изучения:

  1. Какова роль и место коммуникации в профессиональной деятельности. в межличностном общении?
  2. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?
  3. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?
  4. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?
  5. Каковы ключевые теории коммуникационных процессов в обществе и организациях? Дать характеристику.
  6. Чем отличаются массовая и межличностная коммуникации?
  7. Чем отличаются деловая и межличностная коммуникации?
  8. Дать характеристику понятий: деловая среда, информационное поле, целевая аудитория, информационный повод,
  9. Какие вам известны модели коммуникации?
  10. Каковы характеристики деловой коммуникации в разных социальных сферах?

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

Менеджмент коммуникаций

Связи с общественностью

Деловое общение

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 1

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,12,13,14,15,,18

 

Семинар №2 Тема: Коммуникации: виды и функции. Коммуникации как механизм взаимодействия.

Время семинара – 2 часа

Цель проведения занятия – изучить виды и функции коммуникаций, рассмотреть коммуникации как механизм взаимодействия, а также виды и характеристики общения.

1. Вопросы для изучения:

1. Дайте определение понятию «общение»

2. Какие формы и виды общения вы знаете?

3. Назовите функции, которые проявляются в общении

4. Раскройте содержание классификации функций общения по любому критерию.

5. Что исследует психология общения?

6. В чем разница между философским и социологическим подходом к общению?

7. На каком из уровней общения предпочитаете общаться вы?

8. Каковы основные функции и виды деловой коммуникации?

9. В чем суть методики HEMP?

10. Что такое менеджмент репутации?

11. В чем суть термина «бинарные оппозиции» и возможности применения в управлении репутацией?

12. Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельно Каковы базовые составляющие социальной коммуникации.

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

  1. Место теории коммуникации в системе научного знания.
  2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.
  3. Коммуникация в информационном обществе.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 2

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 12,13,14,15,16,17,18

 

Практическое занятие №3* Тема: Модели и стили делового общения. Специфика деловой коммуникации.

Время занятия – 2* часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить существующие модели и стили делового общения, специфику деловой коммуникации

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:

  1. Какие стратегии мышления вам известны?
  2. Какие жанры массовой коммуникации вам известны и какова их роль?
  3. Каковы особенности коммуникационной среды?
  4. Какие виды делового общения вам известны?

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

  1. Коммуникативный процесс и его структура.
  2. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.
  3. Линейные и нелинейные модели коммуникации.
  4. Социологические и психологические модели коммуникации.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 3

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7,12,13,14,16,17,18

Практическое занятие № 4* Тема:Средства делового общения: вербальные и невербальные.

Время занятия – 2* часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить вербальные и невербальные средства делового общения

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

1. Вопросы для изучения:

  1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?
  2. Кто автор теории мотивации?
  3. Перечислите компоненты невербальной коммуникации?
  4. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю?
  5. Каковы этапы психологии восприятия?
  6. Этические принципы общения по телефону.
  7. Невербальные средства общения, их типы и функции.
  8. Национальные особенности невербальных средств общения.
  9. Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?
  10. Можно ли проверить истинность невербального языка? Если „да”, то

каким способом?

  1. К чему может привести нарушение „территориального императива”?
  2. О чем может поведать интонация собеседника?

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

 

1. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка.

2. Понятие о коммуникационных барьерах. Сущность, особенности, причины и условия возникновения технических, межъязыковых, социальных, психологических барьеров в коммуникационных процессах.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 4

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13

Практическое занятие №5* Тема:Этика делового общения

Время семинара – 2* часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных формобучения раскрыть и обсудить нормы и правила этики делового общения.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:

1. Как соотносятся понятия этика и этикет?

2. Чем отличается деловой этикет от неформального?

3. Сформулируйте основные принципы делового этикета?

4. Что представляет собой деловая репутация?

5. В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

«Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину».

«Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится».

«А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

«Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

6. Приведите свои примеры пословиц, поговорок, изречений по поводу соблюдения этикета.

7. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

8. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

9. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Сущность и содержание этики делового общения

2. Принципы этической аргументации в бизнесе

3. Особенности общения по Интернету.

4. Функция этикета при взаимоотношениях людей

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 5

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7,11,12,,15,16,17,18

 

Семинар №6 Т ема: Барьеры в общении. Причины их возникновения.

Время семинара – 2 часа

Цель проведения занятия – раскрыть сущность, содержание и причины возникновения барьеров в общении.

1. Вопросы для изучения:

1. Назовите сущность, виды и содержание основных коммуникативных барьеров общения.

2. Назовите причины барьеров в общении.

3. Пути их преодоления основных коммуникативных барьеров в деловом общении

4. Развитие процесса деловой коммуникации

5. Роль обратной связи в деловой коммуникации

6. Методы постановки целей в деловой коммуникации

7. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии преподавателя и студента в различных ситуациях общения?

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Слушание и мышление.

2. Правила убеждения. Особенности применения

3. Публичная речь. Правила построения и применения

4. Средства воздействия на аудиторию.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 6

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13,14,18

Практическое занятие №7* Тема: Речевое воздействие. Слушание в деловой коммуникации.

Время занятия – 2* часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных формобучения раскрыть сущность и содержание речевого воздействия и слушания в деловой коммуникации.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы, выносимые для рассмотрения:

  1. Этапы публичного выступления. Содержание и сущность.
  2. Виды слушания. Особенности.
  3. Раскрыть значение понятия «стереотип».
  4. Трудности эффективного слушания. Причины и меры преодоления.
  5. Приведите примеры искажений в оценке роли субъекта действия и охарактеризуёте.
  6. Назовите и дайте анализ уровням слушания.
  7. Что такое фильтры, влияющие на процесс слушания?
  8. Назовите основные способы совершенствования навыков слушания
  9. Какие группы вопросов Вам известны при моделировании собеседника?
  10. Охарактеризуйте известные Вам типы собеседников.

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

  1. Соблюдение норм языка и культуры речи в деловой коммуникации.
  2. Этика и психология речевой коммуникации.
  3. Формулы речевого этикета в различных культурах.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 7

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 10,11,12,13,14,15,16

 

Практическое занятие №8* Тема: Деловое общение в бизнесе. Вопросы и ответы

Время занятия – 2* часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить существующие модели и стили делового общения, специфику деловой коммуникации

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:

1. Презентация. Основные этапы.

2. Пресс-конференцию. Этапы и технология подготовки и проведения.

3. Торги. Технология подготовки и ведения.

4. Переговоры. Подготовка, проведение, структура.

5. Приведите примеры общения в различных деловых ситуациях и раскройте особенности.

6. Резюме. Типы резюме. Правила составления резюме.

7. Собеседование и виды собеседования.

8. Адаптационные ошибки новичка: поведенческие и функциональные.

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Этикет деловой беседы: методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.

2. Условия и оценка эффективности деловых переговоров.

3. Правила проведения делового разговора по телефону.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 8

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18

Практическое занятие №9* Тема: Сознательное/бессознательное. Ложь в речевой коммуникации. Манипуляции в общении .

Время проведения – 2*часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения получение теоретических знаний в области рефлексов и лжи в речевой коммуникации и манипуляций собеседником в общении.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы для изучения:

1. Сознательное и бессознательное.

2. Сигналы обмана. Характеристика.

3. Физиологические симптомы лжи. Характеристика

4. Манипуляции. Характеристики. Стратегии. Роли.

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Физиогномика, невербалика. Их значение в деловой коммуникации.

2. Манипуляции, применяемые в деловых переговорах.

3. Манипулирование сознанием

4. Типы манипуляторов

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 9

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,15,16,17,18

 

Практическое занятие № 10* Тема: Критика и комплименты в деловой коммуникации

Время занятия – 2* часа

Цель занятия – с применением интерактивных форм обучения рассмотреть сущность, понятие, влияние, виды и роль критики и комплиментов в деловой коммуникации

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода работы в малых группах - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач.

Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающая построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Что представляет собой комплимент?

2. Нужно ли говорить комплименты при деловом взаимодействии и какова роль комплимента в снятии эмоционального напряжения?

3. В чем преимущества комплимента, сделанного на фоне антикомплимента?

4. В чем суть приема «золотые слова»?

5. Какие значения имеет термин «критика»?

6. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия и какие виды деструктивной критики вы знаете?

7. Какие приемы используются для снижения негативного воздействия замечаний?

8. Как вы понимаете позитивные установки на восприятие критики?

9. Должна ли меняться тактика реагирования на замечания в зависимости от того, объективны они или субъективны?

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Особенности межличностной коммуникации.

2. Критерии коммуникационной компетентности.

3. Стили межличностной коммуникации.

4. Психологические издержки критики

5. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 10

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18

Практическое занятие № 11* Тема: Имидж делового человека. Репутация.

Имидж и репутация в деловой коммуникации.

Корпоративный имидж

Время занятия – 2* часа

Цель занятия – с применением интерактивных форм обучения рассмотреть понятия, сущность и значение имиджа и репутации.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода мозгового штурма «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

– обсуждения спорных вопросов;

– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

– выяснения информированности или подготовленности аудитории;

– работа в малых группах.

Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов. Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Внедрение интерактивного режима к группе как субъекту образовательного процесса, это, прежде всего:

– развитие навыков общения и взаимодействия в группе;

– формирование ценностно-ориентационного единства группы;

– поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его, здесь приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;

. Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Что такое «вербальный имидж»?
  2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.
  3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?
  4. Раскройте понятие «корпоративная культура».
  5. Как осуществляется коммуникативный менеджмент?
  6. В чем суть имиджмейкинга?
  7. В чем суть брендинга?
  8. Корпоративное деловое общении: цель, стили и функции.
  9. Виды корпоративного делового общения и их особенности.
  10. Нравственные требования к корпоративному деловому общению и этикет
  11. установления контакта.

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

  1. Психология имиджа
  2. Общение и личность
  3. Имидж в бизнесе,

3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 11

Источники:

Обязательные: 1, 2, 3, 4,5

Дополнительные: 10,11,12,13,16,17,18

Семинар № 12 Тема: Гендерный аспект коммуникативного поведения.

Межкультурная коммуникация

Время проведения – 1 час

Цель занятия – рассмотреть сущность, понятие, влияние и роль гендерного аспекта в коммуникациях. Обсудить сущность межкультурных коммуникаций.

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Какие существуют особенности женского коммуникативного поведения?

2. Какие существуют особенности мужского коммуникативного поведения?

3. Как можно использовать знание гендерных особенностей коммуникативного поведения в деловом общении?

4. Национальные стили деловых отношений. Особенности национальной этики деловых партнеров.

5. Национальные особенности в деловом общении: Германия, Италия, Франция.

6. Национальные особенности в деловом общении: Англия, США.

7. Национальные особенности в деловом общении: Китай, Япония.

2. Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.122 с.)