Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык, действительность и коммуникация

Поиск

 

Принципиальное отличие мышления от чувственного познания (осуществляемого посредством таких его форм как ощущение, восприятие и представление) состоит в том, что оно неразрывно связано с языком.
С помощью языка (речи) происходит и формирование мысли, и ее внешнее выражение в речевой коммуникации. Нам важно выяснить, хотя бы в общих чертах, каким образом язык может выполнять эти функции. Ответ на этот вопрос состоит в том, что многие слова и словосочетания языка соотносятся каким-либо образом с объектами (предметами) нашей мысли, т.е. с тем, о чем (или о ком) мы рассуждаем. Одна из задач логики – выяснить характер этой связи.

Всякий язык состоит из знаков. Знаком называется материальный, чувственно воспринимаемый объект (вещь, явление, процесс) который в данном языке выступает в качестве представителя какого-то другого объекта. Основная функция знака, как явствует из приведенного определения, состоит в том, что он в сознании людей, владеющих данным языком, замещает (представляет) какой-то внеязыковой объект. Таким образом, ситуация употребления знака включает в себя три компонента:

1) сам знак;

2) объект, представляемый знаком;

3) интерпретаторы, т.е. люди, для которых этот знак представляет

в их мышлении определенный объект.

В нашей жизни мы наблюдаем большое разнообразие знаков. Различают три основных вида знаков 1) знаки-индексы; 2) знаки-образы; 3) знаки-символы. Знаки - индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами. К таким знакам относятся: шум листвы деревьев (при сильном ветре), изменение положения флюгера (при изменении направления ветра), дым из трубы (при растопленной печи) и т.д. Знаки - образы являются в какой-то мере изображениями обозначаемых объектов, имеют с ними структурное сходство (картина, чертеж, схема, фотография). Связь с обозначаемыми объектами у знаков-символов устанавливается либо по соглашению (знаки искусственных языков), либо стихийно в процессе формирования языка и практического усвоения его отдельным человеком (слова естественного языка).

Многие слова и словосочетания являются знаками, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и, как таковые, доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-либо объекты внеязыковой действительности. Это могут быть отдельные предметы, их свойства и отношения между ними, классы предметов, процессы, ситуации.

Язык, рассмотренный с этой точки зрения, является системой знаков, выполняющей познавательную и коммуникативную функции. При рассмотрении языка как системы знаков – а именно этим занимается семиотикакак общая теория знаков – важно принимать во внимание три его основных аспекта:

синтаксический аспект языка составляет отношения одних знаков к другим в соответствии с принятыми в данном языке правилами образования одних знаков из других и правилами их преобразования. При синтаксическом подходе к языку учитываются отношения между знаками как физическими объектами, и при этом отвлекаются от того, кто и для чего использует эти знаки, какие объекты они представляют в мышлении. Задачами синтаксического анализа языка являются, например, выделение элементарных знаков, правил образования из них сложных знаков, правил перехода от одних знаковых структур к другим. Однако синтаксическая правильность сложных знаковых структур является одним из условий их осмысленности.

семантический аспект языка связан с отношениями знаков к объектам внеязыковой действительности, т.е. к тому, что они в данном языке представляют. Слово «Москва» обозначает определенный и хорошо знакомый всем нам город; слово «Волга» – не менее известную реку; слово «жидкий» указывает на известное состояние вещества; слово «больше» – на отношение. «Каково значение этого слова?», «Истинно ли данное высказывание?», «Каков смысл данного выражения?» – это семантические вопросы.

прагматический аспект принимает во внимание роль внелингвистических факторов в установлении значений слов или словосочетаний, а также воздействие языковых выражений на психику, сознание людей, на их поведение. Прагматический анализ языка состоит в исследовании функций (роли) языковых выражений в речевой коммуникации (общении). Эти функции связаны с определенными речевыми актами – высказываниями, совершаемыми одним говорящим (пишущим) с учетом другого. Обратим внимание на некоторые из них.

Репрезентативы – информационные речевые акты, или сообщения. В ходе этих речевых действий происходит представление адресату тех или иных событий, ситуаций или явлений (Сегодня в Москве идет дождь).

Директивы и нормы – предписывающие речевые акты. Осуществляя их, адресант побуждает (заставляет, вынуждает) адресата к совершению (или несовершению) чего-либо (Будь честным \ Следует быть законопослушным гражданином \ Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление).

Экспрессивы – служат для выражения разнообразных чувств
(Прошу прощения, что разбудил вас \ Искренне рад вашему приходу).

Аппрейзоры – речевые акты для выражения оценок и предпочтений (Хорошо, когда много верных друзей \ Юристу полезней изучить логику, чем астрономию).

В соответствии с выделенными речевыми актам можно говорить о четырех способах использования (функциях) языка: сообщение о положении дел; регламентация деятельности; выражение чувств; оценка чего-либо.

Наш обычный язык, на котором мы говорим, является языком естественным (или этническим). Этот язык складывался стихийно, он полифункционален, что делает его пластичным, богатым и непрерывно развивающимся. «Если бы не было речи, то не были бы известны ни добро, ни зло, ни истина и ни ложь, ни удовлетворение и ни разочарование. Речь делает возможным понимание всего этого. Размышляйте над речью» (Упанишады). Однако универсализм естественного языка оказывается недостатком в решении некоторых частных задач, например, точного (однозначного) выражения понятий и суждений, анализа логической структуры мыслей и т.п. Это обстоятельство обусловило разработку логикой искусственных, или формализованных, языков. Характерная их черта состоит в определенности словаря, точности и ясности их правил – правил образования (синтаксических правил) и правил значений (семантических правил). Формулам такого языка придается строго определенное и точное логическое содержание, т.е. логическая интерпретация. Это и позволяет заменить оперирование суждениями в процессе построения умозаключений манипулированием символами по простым и точным правилам. Такой подход сделал возможным не только описание закономерностей правильного мышления, но и создание систем искусственного интеллекта, «мыслящих» ЭВМ, которые сами «доказывают» сложнейшие математические теоремы, «играют» в шахматы на гроссмейстерском уровне, осуществляют тонкую дифференциальную диагностику заболеваний. Элементы формализации логического процесса будут применяться и в нашем курсе.

Будем различать объектный язык и метаязык. На объектном языке мы говорим о мире (о предметах, их отношениях и свойствах, о событиях, процессах), а на метаязыке обсуждаем свойства объектного языка. Будь честен, справедлив и трудолюбив – это высказывание принадлежит объектному языку, на котором мы излагаем элементарные нравственные нормы. В высказывании «Будь честен, справедлив и трудолюбив» содержится три простых высказывания – это уже высказывание метаязыка, на котором мы обсуждаем свойства объектного высказывания Будь честен, справедлив и трудолюбив.

 

Практикум

 

1. Укажите, к каким видам относятся следующие знаки: фотография, карта полушарий, обнаруженные следователем на бутылке из-под пива отпечатки пальцев, изображение трезубца или двуглавого орла, редкий пульс, название вашей любимой рок-группы.

2. При каких условиях нечто может стать знаком: горшок с цветком на окне? окурок со следами губной помады? боль за грудиной? зажженная красная лампочка? Все ли предметы, явления в окружающем человека мире являются знаками?

3. Является ли знаком поднятие вверх руки: а) в тот момент, когда происходит дискуссия, б) когда кто-то занимается гимнастикой, в) когда кто-то пытается остановить проходящую машину?

4. Отнесите нижеследующие выражения к одному из видов речевых актов:

«Электрон имеет отрицательный заряд». «Эх, хорошо в стране советской жить!» (слова из песни). «Я помню чудное мгновенье…» (из стихотворения А.С. Пушкина). «Руки вверх!». «Все, что не запрещено – разрешено».

6. Установите, какие высказывания относятся к объектному языку, а какие – к метаязыку:

а) Предложение «Тиха украинская ночь» состоит из трех слов;
б) «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (А.С. Пушкин).

1.5. Значение, смысл и логические категории
языковых выражений

 

Из самого определения знака уже ясно, что основной его характеристикой является присущая ему репрезентативная функция: быть представителем, или заместителем, в данном языке какого-либо (определенного) объекта. И это – значение знака. Значением словесных знаков могут быть объекты в широком смысле слова – все, что может быть как-то выделено и названо, о чем что-либо утверждается или отрицается. Следует обратить внимание на то, что в качестве значений выступают, прежде всего, объекты внеязыковой действительности – природной и социальной. Другой существенной характеристикой словесного знака является его смысл. Смысл языкового выражения –это связанная с ним словесная оформленная информация, которая позволяет выделить представляемый им объект (или множество однотипных объектов) среди других объектов. Например, смысл слова «Луна» – в обычном его употреблении – может составлять такая ее характеристика как «естественный спутник Земли»; смысл предложения немецкого языка «Der Schnee ist weib» в русском языке воспроизводится предложением «Снег бел»; смысл слова «кража» – «тайное хищение чужого имущества» и т.п.

Отметим, что для одного и того же объекта (или множества объектов) возможны различные выделяющие характеристики. Это значит, что два различных выражения могут иметь различные смыслы, но одно и то же значение, например, «равноугольный треугольник» и «равносторонний треугольник». Слова (или словосочетания) с одним и тем же значением называют равнозначными. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько значений и, следовательно, выражать разные понятия (смыслы). Такое явление называют многозначностью. Многозначность слов неуместна в научном и профессиональном общении.

Смысл представляет собой связующее звено между словом и обозначаемым им объектом. Придание смысла некоторому языковому выражению является важным логическим способом введения новых терминов в язык и уточнения значений уже имеющихся в нем слов.

Говоря о смысле, мы будем иметь в виду прямой смысл слов и словосочетаний, в отличие, например, от косвенного, переносного («белое золото», «черное золото», «летит на крыльях любви» и др. метафорические выражения, указывающие лишь на определенное сходство одних предметов, процессов, явлений с другими). Прямой смысл надо отличать также от «буквального», или этимологического смысла («география» буквально означает описание Земли, «врать» буквально означает «говорить», «разговаривать» и т.д.).

Относительно смысла и значения в логике принято считать, что значение знака есть функция его смысла. Этим подчеркивается особая роль смысла: он однозначно указывает на объект, обозначаемый знаком, мысленно выделяя его из множества других.

Ясно, что и общество, и каждый отдельный человек должны иметь определенный запас слов, которые соотнесены с их значениями без посредства смысла. Здесь мы имеем употреблениеслов как знаков, связь со значениями которых устанавливается в процессе произнесения слова и одновременного чувственного восприятия его значения, например, цвета («красный»), запаха, пространственной конфигурации обозначаемого предмета и т.п.

 

* * *

Каждому известно деление выражений естественного языка на части речи. В логической «грамматике» существует аналогичное подразделение, но по другому основанию, а именно, в зависимости от типа представляемых словами (или словосочетаниями) объектов мысли.

К первому типу объектов будут относиться единичные предметы. Единичными предметами мы будем считать такие объекты познания, каждый из которых имеет индивидуальное отличие от однотипных с ним объектов: число 7, бракосочетание А.С. Пушкина, Луна и т.п. Соответствующая единичным предметам логическая категория языковых выражений – единичные имена. Ихсмыслом является связанная с ними информация, позволяющая однозначным образом выделить этот единичный предмет из множества однотипных с ним предметов. Примеры таких имен: «Петр 1», «Нынешний президент РФ», «Автор романа «Евгений Онегин», «Празднование 66-ой годовщины со Дня Победы над фашистской Германией» и т.п. Единичные имена подразделяются на описательные (сложные) и на неописательные (простые) имена. Примерами простых (неописательных) имен являются слова «Эверест», «Ю.А. Гагарин», примерами сложных (описательных) имен – «Первый летчик-космонавт», «Самая большая река в Европе».

Второй тип объектов – это свойства предметов и отношения между ними. Выражения, представляющие в языке такого рода объекты, мы назовем универсалиями. Примеры универсалий: слово «стол» в высказывании «Этот стол – круглый»; слово «брат» в выскзывании «Иван брат Петра»; слово «преступление» в высказывании «Кража является преступлением». Универсалия характеризуется тем, что может выполнять в предложении двоякую роль: 1) составлять часть логического «сказуемого», т.е. представлять приписываемое предметам какое-либо свойство либо отношение, как в примере «Этот стол – круглый»; в этой функции универсалии будем называть предикатами; 2)быть логическим «подлежащим», т.е. представлять в высказывании произвольно взятый предмет некоторого множества однотипных предметов, каждый из которых имеет соответствующее свойство, как в примере «Любое преступление опасно для общества». Такие универсалии будем называть субъектами.

Третий тип объектов составляют ситуации (положения вещей). Соответствующую ситуациям логическую категорию языковых выражений составляют повествовательные предложения. Например, наличие ситуации впадения Волги в Каспийское море воспроизводится в предложении «Волга впадает в Каспийское море», а ситуации равенства суммы углов треугольника 180° – в предложении «Сумма углов треугольника равна 2d» и т.п. Ситуации могут быть простыми либо сложными – в зависимости от того, являются ли простыми либо сложными представляющие их предложения. Примеры сложных предложений и, соответственно, ситуаций: «Если число делится на 6, то оно делится на 2»; «Ян и его отец находились в это время дома».

Смысл предложения составляет суждение. Отличие суждения от предложения (как знаковой формы суждения) можно усмотреть, когда мы сравниваем два предложения, являющихся правильными переводами с одного естественного языка на другой: знаковые структуры разные, а смысл их – один и тот же. Смысл предложения и есть суждение. Поскольку речь у нас идет о логическом анализе языка, значением предложения считается какой-либо один из абстрактных объектов истина либо ложь. Так, высказывание «Волга впадает в Каспийское море» обозначает истину (поскольку это предложение воспроизводит ситуацию, имеющую место в действительности), а высказывание «Волга впадает в Черное море» – ложь, (поскольку не соответствует действительности).

Каждая наука имеет специфические для нее термины. Можно говорить о математических терминах: «число», «геометрическая фигура», «множество»; существуют физические термины, такие как «масса», «элементарная частица», «электрический заряд»; в биологии фигурируют термины «клетка», «организм», «наследственность»; в медицине – «симптом», «синдром», «болезнь»; в юриспруденции – «правовая норма», «преступление», «кража». Эти выражения составляют категорию дескриптивных терминов (лат. дескрипция – описание), за каждым из которых стоит конкретный объект, какое-либо свойство или множество однотипных предметов, и т. п. В нашем анализе дескриптивными терминами являются имена и универсалии.

В языке любой науки кроме дескриптивных терминов, характеризующих объекты ее собственной предметной области, употребляются выражения, которые используются во всех науках. К ним относятся некоторые из частиц и союзов, такие как «и», «или», «если, то», «неверно, что», «тогда, и только тогда». С помощью этих терминов из простых высказываний (суждений) образуются сложные (составные). В эту же группу «междисциплинарных» терминов входят выражения «есть» («суть»), «все» («каждый»), «некоторые» («существуют»), «не», с помощью которых строятся простые единичные и множественные (общие и частные) суждения.Они составляют категорию логических терминов (логических констант).

Без логических терминов не может быть выражено ни одно суждение. Они определяют их предельно общую структуру – логическую форму, с ними связаны логические отношения и законы логики. Некоторые из этих терминов иногда опускаются в целях краткости речи, как, например, в высказывании «Человек – смертен». При логическом анализе суждений мы обязаны восстановить все эти «пропуски», что позволяет уточнить их логическое содержание, решить вопрос об их истинности или ложности. В частности, приведенное только что высказывание примет такой вид: «Все люди суть смертны». И хотя после такой реконструкции и восполнения эти предложения иногда становятся несколько неуклюжими, мысли, выражаемые ими, приобретают ясность и определенность.

* * *

Итак, к общим чертам правильного (логичного) мышления относятся определенность, последовательность и обоснованность. Однозначность употребляемых в рассуждении языковых выражений, точное выражение их смысла, формулировка положений в соответствии с принципом исключенного третьего составляют условие определенности мышления; последовательность мышления состоит в том, что не признаются в качестве истинных противоречащие друг другу суждения и, с другой стороны, признаются логические следствия признанных ранее суждений; в умении полностью или хотя бы частично обосновывать выдвигаемые положения, в неприятии сомнительных утверждений на веру, в решимости не делать голословных заявлений заключается обоснованность мышления.

Сформулируем теперь определение предмета и задачи логики как учебной дисциплины: в ней идет речь о правильном, то есть последовательном (непротиворечивом), определенном (точном) и обоснованном (доказательном) мышлении, о принципах, правилах и методах такого мышления. Логика является своеобразной грамматикой мышления, и в этом отношении незнание ее правил и принципов вполне сравнимо с неосведомленностью в грамматике естественного языка. В этом плане логика действительно учит мыслить. «Все наше достоинство заключается в мысли», – отмечал французский математик и философ XVII в. Б.Паскаль, и уточнял: «Не пространство и время, которое мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить» (Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М., 2008).

 

Практикум

 

1. Укажите тип объекта, являющегося значением следующих языковых выражений:

а) основатель логии как науки; б) город, являющийся нынешней столицей России; в) добрый; г) Москва – столица Российской Федерации;
д) основной закон государства.

*Чтобы выполнить это упражнение, достаточно уяснить, что в логике понимают под значением и смыслом знака. Значение знака составляют те объекты действительности (толкуемые широко), которые замещаются данным знаком в процессе мышления. Смыслом же знака является определенная характеристика этого объекта мысли, позволяющая однозначно выделить его среди других однотипных с ним предметов. Как значением, так и смыслом обладают не все знаки. Примеры:

«Луна». Значением этого словесного знака является известное всем небесное тело. Его смысл составляют характеристики (признаки), которые, взятые в совокупности, позволяют отличить Луну ее от других небесных тел, к примеру, такие:

· быть телом естественного происхождения;

· являться спутником Земли.

– «Пегас». Этот знак не имеет значения, так как не существует в действительности объекта, который этот знак представляет (область его существования – мифы). Люди придали смысл этому слову: крылатый конь.

2. Могут ли разные языковые выражения иметь разный смысл, но одинаковое значение? Одинаковое значение, но разный смысл? Может ли имя иметь значение, но не иметь смысла? Иметь смысл, но не иметь значения? Приведите примеры.

3. Какой смысл – прямой либо косвенный – имеет слово «сидит» в следующих предложениях: «Он сидит на двух стульях», «Он сидит в кресле», «Он сидел за распространение наркотиков ». Обоснуйте свой ответ.

4. Выделите имена, являющиеся простыми, и имена, являющиеся описательными: первый человек, нога которого коснулась поверхности Луны; А.С. Пушкин; супруга А.С. Пушкина; последний король Франции.

5. Сформулируйте смысл следующих языковых выражений: «трамвай»; «треугольник»; «отличник учебы»; «мошенничество».

6. Выделите выражения, являющиеся универсалиями, и укажите на единичные имена: «столица России»; «нынешняя столица России»; «хирург»; «районный прокурор»; картина «Последний день Помпеи».

7. Будет ли соблюден принцип взаимозаменимости, если выделенные слова заменить одним из слов, заключенных в скобках?

Мотоциклист, пытаясь скрыться от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). В поселке Шалово Лужского района Ленинградской области преступник был задержан (арестовать, взять, поймать). Не участвуй во всякого рода лжи (неправда, обман).

9. Укажите, какие из выражений являются дескриптивными, а какие – логическими постоянными: хищение чужого имущества; или; неверно, что; великий русский поэт.

10. Установите, в каком высказывании слово «президент» является субъектом, а в каком – предикатом?

– Президент является высшим должностным лицом Российской Федерации.

– Путин В.В.– президент.

 

 

Тема 2. ПОНЯТИЕ


Понятие как форма мышления

 

Аксиомой научного мышления можно считать положение о том, что, не научившись правильно оперировать понятиями, нельзя правильно провести ни одну мыслительную операцию: правильно сформулировать вопрос, правильно ответить на него (сформулировать суждение), связанно рассуждать. Понятие – это форма мышления, посредством которой объединяются в одно множество отличающиеся чем-то друг от друга единичные объекты на основе их общих (одинаковых) и, в совокупности, отличительных для этого множества признаков.

В языке понятие выражается посредством единичных имен и универсалий – «Первый летчик-космонавт», «действительное число», «летчик – космонавт» и т.п. Являясь представителем в нашем мышлении любого из однотипных объектов некоторого их множества, понятие выделяет это множество среди других объектов (студентов среди всех учащихся, молекулы среди частиц, треугольники среди плоских геометрических фигур и т.п.). Одно из отличий понятия от слова или словосочетания, выражающего это понятие, состоит в том, что одно и то же понятие может быть выражено различными словами, или наборами слов. Так, слова «человек» и «Der Mensch» совершенно различны, поскольку взяты из разных языков. Однако мыслится с их помощью одно и то же: любой из множества тех высших приматов, которые наделены разумом. Одно и то же понятие может выражаться различными словесными знаками даже в пределах одного и того же языка. Например, словосочетания «холостой мужчина» и «неженатый мужчина», «больной человек» и «нездоровый человек» (если отвлечься от несущественных смысловых нюансов) выражают (попарно взятые) одну и ту же мысль (понятие).

Понятие характеризуется наличием объема и содержания. Объем
понятия
составляет множество всех мыслимых – выделяемых и обобщаемых – в нем объектов, а содержание – совокупность признаков этих объектов, на основе которых они обобщены и выделены в данном понятии из всего многообразия вещей и явлений действительности. К примеру, каждое число, делящееся без остатка на 2, входит в объем понятия «четное число». Сам же признак «делиться без остатка на 2» составляет содержание этого понятия.

Признаки – это такие словесные характеристики предметов, которые указывают на наличие или отсутствие у них тех или иных свойств или отношений. Один из признаков, входящих в содержание понятия «треугольник» – «быть плоской геометрической фигурой», другой – «быть ограниченной тремя отрезками прямых». В содержание понятия «кража» входят признаки: «являться присвоением чужого имущества» и «быть тайным (деянием)». Эти признаки в юриспруденции называют составом преступления. По признакам происходит обобщение мыслимых в понятии объектов. К примеру, в понятии «студент» мы отвлекаемся от всех индивидуальных характеристик людей, ставших студентами, делаем их как бы неразличимыми (хотя при этом предполагается, что каждый из студентов чем-то отличается от другого).

Далее, обобщение объектов в понятии происходит по таким их признакам, которые в совокупности являются отличительными для множества данных объектов. Благодаря этому и происходит мысленное объединение и выделение соответствующего множества объектов, составляющих объем данного понятия, в рамках более широкого их множества. Так, признаки «являться присвоением чужого имущества» и «быть тайным (деянием)» в совокупности являются достаточными (а каждый отдельный – необходимым), чтобы отграничить кражу от иных неблаговидных «деяний» (например, от разбоя). Содержание понятия является одновременно и смыслом того языкового выражения, с которым связано (ассоциируется) данное понятие.

Полезно иметь в виду, что выделение и обобщение мыслимого в понятии множества объектов осуществляется всегда в пределах некоторого более широкого множества. Например, в понятии «треугольник» треугольники выделяются не из всего множества геометрических фигур, а из множества фигур, которые имеют признак «быть плоскими»; электроны выделяются в понятии «электрон» не из всего множества физических объектов, а только таких, которые характеризуются признаком «быть элементарной частицей».

Каждый объект, входящий в объем общего понятия, называют элементом объема этого понятия. Так, Ю.А. Гагарин является элементом объема понятия «космонавт» (как и любой другой космонавт). Далее, в объеме общего понятия можно выделить какие-то его части (подмножества). Например, во множестве, составляющим объем понятия «юрист», выделяют такое подмножество как «адвокат» (соответственно, «следователь», «нотариус» и т.п.). Части объема – это виды объектов, обобщаемых в понятии, и их выделение означает выявление определенных различий внутри данного множества объектов. В соответствии с этим среди признаков, составляющих содержание понятия, мы будем выделять признаки родовые и те, которые составляют видовые отличия выделенных в объеме родового понятия его частей (подмножеств). К примеру, признаки «быть плоской фигурой» и ««являться присвоением чужого имущества» относятся, соответственно, к родовым признакам содержания понятий «треугольник» и «кража», а признаки «быть ограниченной тремя отрезками прямых» и «быть тайным (деянием)» – к видовым.

В содержание понятий стремятся включить не любые признаки, а те, которые являются существенными для мыслимых в понятиях предметов. Так, в содержание понятия «студент» не включают такой несущественный признак, как «быть обладателем зачетной книжки», хотя каждый студент получает такой документ. Поэтому в системе понятий той или иной области науки или практической деятельности не просто выделено и обобщено какое-то множество объектов, а представлено сущностное знание об этих предметах (процессах, явлениях). Сущность объекта – это такая совокупность (нередко скрытых от непосредственного восприятия) свойств и отношений его с другими предметами, на основе которых можно объяснить наблюдаемые его свойства и отношения. Например, хорошая проводимость электричества и тепла объясняется наличием свободных электронов; характером строения атомов – пластичность металлов и их кристаллическое строение; рост цен – увеличением спроса; дорожно-транспортное происшествие – нарушением правил дорожного движения, и т.п. Под сущностью также понимают основную функцию объекта, его главное предназначение. Так, стакан имеет своей сущностью служить инструментом для питья, хотя он может быть использован для помещения в него пойманных бабочек.

 

Практикум

1. Какие признаки являются существенными и в совокупности отличительными для перечисленных предметов, а какие – нет?

Карандаш – круглый, способен оставлять след на бумаге, имеет грифельный стержень, затачивается перочинным ножом, имеет деревянный корпус.

Вертолет – является средством передвижения по воздуху, имеет двигатель, пилотскую кабину, систему управления, несущий винт, помещение для пассажиров или грузов, окрашен в защитный цвет.

Термометр – прибор, имеющий стеклянный корпус; имеет устройство, позволяющее измерить температуру; может висеть на стенке; заполнен ртутью.

2. Укажите признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите, какие из них являются видовыми, а какие – родовыми

Автократия – форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в государстве. Реформа – проводимое правительством изменение некоторых сторон общественной жизни, не затрагивающее основ данного социального строя. Клевета – заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления.

3.Установите содержание следующих понятий:

Должностное преступление. Логика. Средства массовой информации. Реклама.

 

Виды понятий

 

Все понятия можно подразделить по трем основаниям:

А. По количеству объектов, выделенных и обобщенных в понятии:

· Понятия с нулевым (пустым) объемом. Такие понятия в качестве содержания имеют совокупность признаков, которая не принадлежит и не может в принципе принадлежать ни одному объекту. В одних случаях пустота объема понятия обусловлена особенностью, природой самих признаков, входящих в его содержание: наличие таких признаков противоречит законам природы («бессмертный человек», «философский камень»). В других случаях пустота объема обусловлена наличием в содержании понятия противоречивых (взаимоисключающих) признаков («четырехугольный треугольник», «еще здоровый, но уже больной человек»). Такие понятия называют логически пустыми. Существуют также фактически пустые понятия, нулевой объем которых не связан с самопротиворечивостью их содержания либо невозможностью их существования в силу законов природы. Таково, например, понятие «человек, побывавший на Марсе»: не исключено, что в не столь отдаленное время там действительно побывают люди. Ясно, что логически пустые понятия являются также и фактически пустыми, однако не каждое фактически пустое понятие является и логически пустым. Особую группу понятий с нулевым объемом составляют так называемые «научные фикции» – понятия, которые используются в качестве научного инструментария. Например, «экватор», «идеальный газ» и т.п.

· Единичные понятия, то есть понятия, объем которых может составлять множество, содержащее один и только один элемент. В языке они выражаются с помощью единичных описательных имен (их называют еще определенными дескрипциями): «первый врач-космонавт», «автор романа «Война и мир», «нынешний президент США», и т.п. По факту они могут быть пустыми, как, например, понятие «первый человек, побывавший на планете Марс», но никогда их объем не содержит более чем один элемент.

· Общие понятия, то есть понятия, в объеме которых может иметься более чем один элемент. В языке такие понятия представлены универсалиями, т.е. общими именами, простыми либо описательными: «прямоугольный треугольник», «школьник», «особо тяжкое преступление» и т.п. По факту общее понятие может быть пустым или единичным, но, тем не менее, его содержание не противоречит возможности увеличения объема этого понятия.

Проведенное различение понятий полезно учитывать при формулировке суждений. В частности, всегда важно точно определиться, каким должно быть понятие, являющееся субъектом высказываемого суждения. Если общим, то следует сразу же уточнить, относится ли утверждение ко всем элементам объема данного понятия или только к некоторым. Если единичным, то необходимо позаботиться о том, чтобы информация, содержащаяся в нем, позволяла однозначно выделять именно тотобъект, о котором должна идти речь.

Б. В зависимости от того, состоит ли объем понятия из конкретных или же из абстрактных объектов, различают:

· Конкретные понятия, обобщающие и выделяющие объекты, каждый из которых выступает в мышлении как единство многообразных его сторон и свойств (качеств). К таковым относятся, например, понятия «студент», «студенческий ансамбль», «белка», «популяция белок», «четное число», «генеральный прокурор».

· Абстрактные понятия – то есть понятия, элементами объема которых являютсянекоторые свойства предметов (явлений) либо отношения между ними, мыслимые в отвлечении от самих предметов (явлений). Такие элементы объема называют абстрактными объектами, поскольку они сами по себе, отдельно от своих «носителей» не существуют. Примерами абстрактных понятий могут послужить «четность», «милосердие», «истина», «проводимость электрического тока», «преступность», «законность», «равенство» и т.п.

Г. По характеру признаков, входящих в содержание понятий, различают:

· Положительные понятия. В них признак, составляющий видовое отличие, выражает наличие у объектов какого-либо свойства или отношения. Примеры: «человек, совершивший кражу» («вор»), «мужчина, состоящий в браке» («женатый человек»), «число, кратное двум» («четное число»), и т.п.

· Отрицательные понятия. Видовое отличие этих понятий выражает отсутствие какого-либо свойства или отношения у объектов, входящих в их объем. Таковыми, к примеру, являются понятия «нечестный человек», «некурящий студент», « нечетное число», «незаконная акция», «небьющаяся посуда» и т.д. Не следует путать логические характеристики понятий в качестве отрицательных или положительных с нравственной, эстетической или правовой оценкой тех объектов, которые составляют объем понятий.

· Безотносительным либо относительным понятие является в зависимости от того, характеризует ли его видовое отличие а) свойства объектов, входящих в его объем, либо б) указывает на отношение между двумя или более объектами. К примеру, понятия «город», «уголовное право», «прямоугольный треугольник», «органическое вещество» являются безотн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.018 с.)