Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды несовместимости понятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Их также три: Противоречие. Понятия S и P находятся в отношении противоречия, если выполняются следующие условия: – Никакой элемент объема понятия S не входит в объем понятия P, и наоборот. – Объемы понятий S и P исчерпывают объем родового по отношению к ним понятия Q. Примеры: «трезвый человек» (S) и «нетрезвый человек» (P), родовое понятие (Q) – «человек»; проволочная связь» (S) и «беспроволочная связь» (P), «инфекционное заболевание» (S) и «неинфекционное заболевание» (P). Схематически: Противоположность. Понятия S и P находятся в отношении противоположности, если выполняются следующие условия: – Никакой элемент объемапонятия S не входит в объем понятия P, и наоборот. – Видовые отличия понятий S и P таковы, что они характеризуют крайние степени различия одного и того же признака родового понятия Q. – Объемы понятий S и P не «покрывают» всего объема родового понятия Q. Примеры: «мизантроп» (S) и «филантроп» (Р), родовое понятие (Q) – «человек в его отношении к другим людям»; «защитник» (S) и «лицо, поддерживающее государственное обвинение в уголовном процессе» (P), родовое понятие – «юрист, участвующий в судебном разбирательстве уголовного дела»; «старик» (S) и «ребенок» (P), родовое понятие – «человек». Схематически:
Противоположность понятий S и P на схеме представлена тем, что их объемы расположены на разных «полюсах» круга, символизирующего объем родового понятия, причем объемы понятий S и P не «покрывают» всего объема родового понятия Q. Соподчинение. Понятия S и P находятся в отношении соподчинения, если они не являются ни противоречащими, ни противоположными, находясь в то же время в логическом подчинении у одного и того же родового понятия Q. Примеры: «дерево» (S) и «трава» (P)подчиняются понятию «растение»; «судья» (S) и «нотариус» (P) подчиняются понятию «юрист». Схематически:
Примечание. Для правильного решения вопросов об отношении понятий полезно уточнить их содержание по словарю (или энциклопедии) той области знаний, из которых взяты данные понятия. Практикум 1. Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями: а) человек, герой, Герой России, герой детективного романа; б) преступление, наказание в соответствии с УК, месть; в) президент, глава государства, президент США; г) студент, москвич, спортсмен, отличник; д) оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. *Рассмотрим пример: офицер, спортсмен, военнослужащий, рядовой
Наиболее общими понятиями являются понятия «военнослужащий» – Р, и «спортсмен» – S. Они находятся в отношении перекрещивания, так как не все военнослужащие являются спортсменами (но такие тоже есть) и не все спортсмены – военнослужащие (а только некоторые). Понятие «офицер» (Q) как и понятие «рядовой» (F) подчинены понятию Р, поскольку все офицеры и все рядовые являются военнослужащими. Между понятиями 2. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным: рекордсмен; чиновник; киноактер; следователь. 3. К каждому из нижеприведенных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия: школьник; завод; конституция; награда; писатель; ученый; учебник. 4. Определите виды отношений между несовместимыми понятиями и изобразите эти отношения с помощью круговых схем: 1. Известность, неизвестность. 2. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 3. Сильный, слабый. 4. Истина, заблуждение. 5. Декан, студент, ректор. 6. Синий (цвет), зеленый, красный. 4. К данным круговым схемам подберите подходящие понятия: 2.4. Закон обратного отношения
Рассмотрим два понятия, объем одного из которых составляет часть объема другого: P – студент; S – студент юридического факультета. Каждый предмет типа S является элементом объема понятия P, но не каждый предмет типа P входит в объем понятия S. Сравним теперь понятия P и S по их содержанию. В содержание понятия S, кроме признаков, характеризующих человека как студента, содержится еще один – «быть в числе тех, кто учится на юридическом факультете». Это означает, что содержание понятия P составляет часть содержания понятия S. Сформулируем теперь зависимость, которая называется в логике законом обратного отношения: когда объем одного понятия составляет правильную часть объема другого, содержание второго понятия менее информативно, т.е. составляет часть содержания первого. Зная, что некто является студентом, мы знаем о нем меньше, чем, если бы мы знали, что он является студентом юридического факультета: все, что отличает студента от того, кто не является им, содержится и в понятии «студент юридического факультета», но в последнем содержится еще указание на факультет, на котором обучается студент. Таким образом, понятие «студент юридического факультета» более информативно, чем понятие «студент», хотя последнее шире по объему первого. В содержание понятия «студент юридического факультета» можно ввести еще один признак – «входить в число спортсменов», и тогда мы будем иметь уже другое понятие – «студент юридического факультета, занимающийся спортом» (обозначим его символом Q). Объем последнего будет составлять часть объема предыдущего понятия («студент юридического факультета»). В итоге получаем следующую схему: Понятие Р является родовым и по отношению к понятию S, и по отношению к понятию Q; понятие Q – видовым и по отношению к понятию S, и по отношению к понятию Р. Понятие S называется ближайшим родом по отношению к понятию Q. Из сравнения трех понятий P, S и Q по объему мы можем заключить, что наиболее информативным из них, то есть богатым по содержанию, является понятие Q, затем идет понятие S, а наиболее «бедным» по содержанию является понятие P. Таким образом, закон обратного отношения устанавливает, что увеличение содержания исходного понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Практикум 1. Укажите, какое из понятий в следующих парах богаче по содержанию, т. е. содержит большее число независимых друг от друга существенных признаков: Четное число – число. Логика – наука. Правонарушение – преступление. Норма – правила дорожного движения. Равнобедренный треугольник – равносторонний треугольник. 2. Укажите ближайший род для каждого из следующих понятий: Демократия. Арест. Треугольник. Студент юридического факультета. Любовь. 3. Укажите ближайшие видовые понятия для каждого из следующих понятий: Деяние. Университет. Монархия. Преступление. Ошибка. Наука. 4. Укажите, между какими взятыми попарно понятиями существует отношение рода и вида, а между какими – отношение целого и части: право – гражданское право; предложение – простое предложение; университет – факультет; государственная власть – парламент. *Следует помнить, что отличительной характеристикой отношения рода и вида является необходимость для видового понятия иметь все признаки рода, в то время как часть какого-либо объекта не обладает всеми признаками целого. 5. Охарактеризуйте объем и содержание понятий «норма»и «правовая норма». Чем отличаются эти понятия: а) по объему (какое из них шире, а какое уже)?; б) по содержанию (какое из них «богаче», а какое «беднее» по содержащейся в них информации)?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.203 (0.008 с.) |