Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика: ее сущность, предмет и функции

Поиск

Этика: ее сущность, предмет и функции

Этика – учение о морали и нравственности.

Мораль и нравственность относятся к образу мысли и деятельности человека.

Этика более тесно связана с образом деятельности человека, чем с образом мысли.

Этика – размышление об образе жизни человека.

 

Этика появилась как часть философии в конце 7 – начале 6 вв. до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае:

Древняя Греция – Аристотель, Платон, Сократ.

Древняя Индия – буддизм

Древний Китай – Лао Цзы, Конфуций

 

Мораль держится на:

1) Самосознание – отличительная черта человека от животного.

2) Свобода – добровольное осознание подчинения себя законам, ограничениям. «Свобода – это осознанная необходимость». Когда человек преступает ограничения свободы, то он имеет чувство стыда. «Стыжусь, следовательно существую».

Источник происхождения самосознания и свободы – общество, социокультурная среда.

 

Мораль, самосознание, свобода – ценности. Этика – наука о ценностях.

Мораль, самосознание, свобода имеют искусственное происхождение. Культура – взращенная, возделанная натура. Ценности – культурные продукты.

Функции:

1. Регулятивная. Регулирует поведение людей при помощи нравственных ценностей в соответствии с требованиями морали.

2. Ценностно-ориентирующая. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

3. Познавательная. Мораль позволяет получить существенные знания о человеческой природе поведения, является способом самопознания.

4. Воспитательная. Формирует внутренний мир личности.

5. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

7. Коммуникативная. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.

 

Жизнь и учение Сократа

Сократ уделял внимание человеку как индивидууму.

Человек - мера всех вещей. У каждого человека есть своё Я. Каждый человек имеет своё личное мнение. Это возникает в связи с разными социокультурными факторами. Ценностный релятивизм – это означает, что у каждого человека есть свои собственные ценности.

 

Сократ искал истинное знание, однако осознал его ограниченность: “Я знаю, что ничего не знаю”. Глупость не в том, чтобы ничего не знать, а в том, чтобы не знать самого себя.

«Познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам». Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. Душа - разум, способность мышления, совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Совершенной делает душу добродетель.

Источник счастья в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Господство души над телом - это свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

 

Этика Платона

 

Учение об идеальном государстве.

Государство представляет собой внутреннюю дифференциальную структуру.

1 сословие – рабочие

2 сословие – воины, стражи
3 сословие – правители

В данной иерархии должен срабатывать принцип подчинения.

 

Каждый человек тоже представляется в виде иерархичной структуры: чувственное, волевое, разумное – начала человека.

 

Государство создаётся для морального совершенствования человека.

Человек, не живущий в государстве – зверь или бог.

 

Добродетели государства:

1) Рассудительность – способность достигать меры; сдерживающая функция.

2) Мужество – способность видеть и сохранять мнение об опасности и безопасности в любом состоянии.

3) Мудрость – способность человека решать вопросы и проблемы, исходя из интересов целого.

 

Справедливость – это тогда, когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других.

Для достижения справедливости Платон не приветствовал переходы из одного сословия в другое.

 

Этика Аристотеля

 

Аристотель - основатель физики, логики, биологии и др.

 

Разделил науки на 3 группы:

1)теоретические (математика, физика; философия)

2)практические (этика, политика)

3)поэтические (риторика, поэтика)

 

Добродетели:

-)этические (нравственные)

-)дианоэтические (мысли)

 

Аристотель связывал счастье с добродетелями. Самое важное в этике – счастье.

Счастье – жизнесообразная добродетель.

 

Определения «счастья»:

- жизнь с удовольствием

- некая слава, удовольствие, деньги. В славе главное не то, кому она досталась, а то, кто её оказывает. Деньги не должны быть целью, они средства для достижения цели.

 

В повседневной жизни человек имеет либо избыток чувств, либо недостаток их. Поэтому главной целью этики является нахождение «золотой» середины чувств.

Мыслительные добродетели:

1)рассудительность – сдерживающая мера.

2)мудрость – способность увидеть в постоянно меняющихся ситуациях что-то неизменное, вечное.

Счастлив больше всего человек, который развивает рефлексивно-мыслительное начало. Этот человек – философ.

 

Этика философских учений эпохи Эллинизма

Направления эллинистической философии:

Кинизм (Диоген) Ненавидел богатство. Разум для киников был единственной ценностью. Не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом.

 

Эпикурейство (Эпикур) Считал, что человек рожден для собственной радости и удовольствия. Богатый – не значит счастливый. Счастье связано с внутренним успокоением, равновесием. Любой человек состоит из атомов. Атомы хоть и движутся по законам физики, но могут отклоняться. И человек обладает свободой, т.е. его поведение неопределенно.

 

Стоицизм (Зенон, Хрисиппа) «Хотящего судьба ведёт, а нехотящего тащит». Жить в согласии с природой ~ жить разумно, добродетельно. Разумное отношение к жизни – состояние свободное от страсти.

 

Скептицизм (Перон) Основа – позиция, основанная на сомнении в сущности какого-либо надежного критерия истины.

Тот, кто желает счастья, должен ответить на 3 вопроса:

1) из чего состоят вещи?

2) как следует к ним относиться?

3) какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним?

 

Неоплатонизм (Плотин, Прокл) Возрождение учения Платона (идеальное государство).

 

Апатия – бесстрастность.

Атарксия – безмятежность, невозмутимое спокойствие.

Аскетизм – усмирение собственных чувств, воздержание от материальных потребностей.

 

 

Этические искания в эпоху Возрождения и Реформации

Протестантизм – направление философии эпохи Возрождения.

 

-возрождаются ценности греко-римской философии;

-вводится человеческое Я;

 

Возрождение – эпоха антропоцентризм. (Человек - средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)

 

 

«Я есть то, что и как я делаю».Определение Я через творческую деятельность.

Я есть мастер своего дела → уникальность деятельности человека.

Творчество – аспект, в котором человек сближается с богом. Человек, занятый творчеством, приумножает гармонию, мир наполняется красотой, гармонией.

 

На человеке лежит обязанность найти самого себя и своей деятельностью увековечить количество доброго и красивого.

Профессия как призвание человека (призван к Богу) – показатель состоятельности человека. Критерий – социальное признание. Достижение финансового успеха связано с ответственностью перед людьми и богом. Человек, свободный от идеи ответственности и озабоченный финансовым успехом, способен на всё.

В протестантизме соединились экономика и религия.

 

Искусство – то, чего нет в природе.

Натура – это то, что существует само по себе. Творчество – деятельность по преодолению природного начала, переход к марально-нравственному.

Культура – возделанная натура.

Искусство – сфера, где натура становится культурой благодаря творчеству человека.

Нравственная задача человека – преодолеть в себе природное начало и установить, развить культурное.

 

 

Психоанализ и этика

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций – позволяет ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания, сделать «явными» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, т.к. вытеснялись из сознания.

В начале исследований Фрейда интересовали невротические симптомы, но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

Понятия добродетели и порока, с которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должны оставаться неясными и путанными, ибо зачастую одним и тем же словом обозначают совершенно разные, а порой противоположные поступки. Преодолеть эту неадекватность можно, только если они будут рассматриваться в связи с типом характера человека, о котором утверждается, что он либо добродетельный, либо порочный. Добродетель может на деле оказаться лишенной истинного ценностного содержания (как, например, смещение, возникающее под давлением страха). Так же и порок может быть оценен совсем иначе: если рассматривать его в рамках характера субъекта (к примеру, высокомерие, надменность могут быть проявлением чувства несостоятельности и неуверенности).

Не менее важно для этики понятие бессознательной мотивации. Фрейд был первым, кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательных стремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации. Понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности этических высказываний. Не только «низменное», «но и возвышенное в Ego может быть проявление бессознательного», являясь сильнейшим мотивом различных поступков.

Характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития. Это развитие может блокироваться различными и преимущественно внешними обстоятельствами, что может привести к формированию невротического характера.

 

Этика: ее сущность, предмет и функции

Этика – учение о морали и нравственности.

Мораль и нравственность относятся к образу мысли и деятельности человека.

Этика более тесно связана с образом деятельности человека, чем с образом мысли.

Этика – размышление об образе жизни человека.

 

Этика появилась как часть философии в конце 7 – начале 6 вв. до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае:

Древняя Греция – Аристотель, Платон, Сократ.

Древняя Индия – буддизм

Древний Китай – Лао Цзы, Конфуций

 

Мораль держится на:

1) Самосознание – отличительная черта человека от животного.

2) Свобода – добровольное осознание подчинения себя законам, ограничениям. «Свобода – это осознанная необходимость». Когда человек преступает ограничения свободы, то он имеет чувство стыда. «Стыжусь, следовательно существую».

Источник происхождения самосознания и свободы – общество, социокультурная среда.

 

Мораль, самосознание, свобода – ценности. Этика – наука о ценностях.

Мораль, самосознание, свобода имеют искусственное происхождение. Культура – взращенная, возделанная натура. Ценности – культурные продукты.

Функции:

1. Регулятивная. Регулирует поведение людей при помощи нравственных ценностей в соответствии с требованиями морали.

2. Ценностно-ориентирующая. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

3. Познавательная. Мораль позволяет получить существенные знания о человеческой природе поведения, является способом самопознания.

4. Воспитательная. Формирует внутренний мир личности.

5. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

7. Коммуникативная. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.

 

Жизнь и учение Сократа

Сократ уделял внимание человеку как индивидууму.

Человек - мера всех вещей. У каждого человека есть своё Я. Каждый человек имеет своё личное мнение. Это возникает в связи с разными социокультурными факторами. Ценностный релятивизм – это означает, что у каждого человека есть свои собственные ценности.

 

Сократ искал истинное знание, однако осознал его ограниченность: “Я знаю, что ничего не знаю”. Глупость не в том, чтобы ничего не знать, а в том, чтобы не знать самого себя.

«Познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам». Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. Душа - разум, способность мышления, совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Совершенной делает душу добродетель.

Источник счастья в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Господство души над телом - это свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

 

Этика Платона

 

Учение об идеальном государстве.

Государство представляет собой внутреннюю дифференциальную структуру.

1 сословие – рабочие

2 сословие – воины, стражи
3 сословие – правители

В данной иерархии должен срабатывать принцип подчинения.

 

Каждый человек тоже представляется в виде иерархичной структуры: чувственное, волевое, разумное – начала человека.

 

Государство создаётся для морального совершенствования человека.

Человек, не живущий в государстве – зверь или бог.

 

Добродетели государства:

1) Рассудительность – способность достигать меры; сдерживающая функция.

2) Мужество – способность видеть и сохранять мнение об опасности и безопасности в любом состоянии.

3) Мудрость – способность человека решать вопросы и проблемы, исходя из интересов целого.

 

Справедливость – это тогда, когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других.

Для достижения справедливости Платон не приветствовал переходы из одного сословия в другое.

 

Этика Аристотеля

 

Аристотель - основатель физики, логики, биологии и др.

 

Разделил науки на 3 группы:

1)теоретические (математика, физика; философия)

2)практические (этика, политика)

3)поэтические (риторика, поэтика)

 

Добродетели:

-)этические (нравственные)

-)дианоэтические (мысли)

 

Аристотель связывал счастье с добродетелями. Самое важное в этике – счастье.

Счастье – жизнесообразная добродетель.

 

Определения «счастья»:

- жизнь с удовольствием

- некая слава, удовольствие, деньги. В славе главное не то, кому она досталась, а то, кто её оказывает. Деньги не должны быть целью, они средства для достижения цели.

 

В повседневной жизни человек имеет либо избыток чувств, либо недостаток их. Поэтому главной целью этики является нахождение «золотой» середины чувств.

Мыслительные добродетели:

1)рассудительность – сдерживающая мера.

2)мудрость – способность увидеть в постоянно меняющихся ситуациях что-то неизменное, вечное.

Счастлив больше всего человек, который развивает рефлексивно-мыслительное начало. Этот человек – философ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.152 (0.008 с.)