Немецкая классическая философия: этическая доктрина И. Канта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия: этическая доктрина И. Канта



Кант рассматривал 4 главных вопроса:

1) Что я могу знать? (критика чистого разума/каковы пределы чел. познания)

2) Что я должен делать? (критика практического разума)

3) На что я могу надеяться?

4) Что такое человек? (самый первый по важности)

 

Вектор морали – люди.

Каркас исследования – целесредственная деятельность (наличие рассудка: элементарн. бытовые цели)

Индикаторы достижения цели – чувство удовлетворенности, удовольствия, наслаждения.

 

1)Гипотетический императив (условные указания, требования, как нужно действовать)

(в дождь брать зонт, чтоб не заболеть. цель – не заболеть, средство – зонт)

Субъективные, для поддержания биологического существования. Если у тебя есть определенная цель, то твои действия должны быть следующими.

Если бы в жизни человека существовали только гипотетические императивы, то не было бы фундаментального, базового единства.

Индивидуальный характер гип. импер.: что будет делать один, не будет делать другой.

Категорический императив (безусловные требования) носит в себе моральные нормы.

«Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу законодательства»

Поступай всегда так, чтоб в поступке отражалась воля всего человечества.

 

2)Нужно следовать категорич. императиву.

Человек – носитель свободы воли.

Если есть только категорич. им., то нет свободы. А если есть чрезмерная свобода, то существует утопия.

Мораль должна быть автономной, т.е. самозаконодательной. Противопоставляется гетерономной морали.

Пр: моральная норма - не кради, гетерономная мораль – если повысить з/п врачам, то они не будут брать взятки. Гетерономная мораль зависит от внешних обстоятельств. Автономная мораль не зависит от них, появляется сама по себе.

Категорич. импер. должен выполняться в зависимости от действий других.

 

3)Религия может сгладить последствия категорич. имепр., т.е. если человек верит, что его поведение вознаградится, то ему легче соблюдать императив.

Постулаты человеческого действия (разума):

1.Человек не является марионеткой природы, а стремится к комфорту и поэтому возникает адаптированность.

Биологическое начало не принуждает нас к приспосабливанию автомотически (как происходит у животных). Человек может отказаться, это проявляет его свободу и человечность. Пр: пытки: адаптированность – предатель, уход от такого суждения – свобода, отказ от предательства – сохранение человеческого достоинства.

2.Бессмертие души помогает моральн. поведению обрести смысл.

3.Существование Бога.

 

4)Человек должен быть целью в себе самом и никогда не должен выступать средством. Пр: умертвление человека, чтобы освободить себя от бремени. Так больной человек выступает как средство достижения покоя.

 

Этический смысл философии культуры неокантианства

Неокантианство – философия культуры.

 

Натура – противоположность культуры; естественное, природное.

Культура – искусственное, взращенное.

 

Чем отличаются гуманитарные науки от естественных?

Кант. «В любой науке столько науки, сколько в ней математики».(18 в)

В 19 в появление гуманитарн. наук.

 

Неокантианство: марбургское, баденская.

Баденская (Виндельбанд, Риккерт)

 

В естественных науках используется генерализирующий метод (обобщающий) и номотетический (установл. закона)

 

В гуманитарных науках используется индивидуализирующий (идеографический) метод.

Проблема гуманитарных наук: всякое событие по своему особенно, но нужно отбирать одно важное.

На основе чего происходит отбор? Критерий – отношение события к людским ценностям.

 

Культура – совокупность ценностей (свобода, правда, справедливость, добро, красота-эстетика).

Ценности – внеприродные образования → естеств. науки не имеют отношение к этому понятию.

Аксиология – учение о ценностях.

 

Функции культуры:

1) Конституирующая (устанавливает объект исследования для гуманитария)

2) Гносеологическая (понимание смысла явления и события в чел. жизнидеятельности)

3) Коммуникативная (люди, разделяющие одну структуру ценностей, общаются и понимают друг друга; люди с разными ценностями имеют проблемы в общении)

4) Регулятивная (культура организует, задает вектор человеческого поведения)

 

Как мотивируется человеческая деятельность? Благодаря системе ценностей. Пр: подвиг.

Культура - мера человеческого достоинства.

Освальд Шпенглер – представитель направления «философия жизни».

Культура – организм (рожд,, формир., расцвет., увяд.,умирает). Жизнь – совокупность культур.

Древняя Греция (единый профеномер – космос, порядок. гармония):

- поликика (полис в Афинах: демократия, равенство всех перед законом);

- математика (теория пропорций);

- медицина (Гиппократ «Здоровье – это когда все соки жизнедеятельности человека между собой упорядочены», достижение баланса, равновесие жидкостей).

 

 

Философская антропология о сущности и месте человека в мире

Философская антропология - раздел философии, в котором изучается человек, его отличие от других живых существ. Философская антропология стремится понять:
• положение человека в мире.

• природу и сущность человека.

• в какой степени человек свободен?

• человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями?

• что такое смерть?

• в чем смысл жизни?

• какое реальное место занимают в человеческой жизни духовные ценности?
Это не все вопросы. Ни на один из них нет исчерпывающего ответа.
Люди каждой новой эпохи дают свои ответы, заново осмысливая свое положение в мире.
Античные мыслители. Космос - живое телесное целое, а человек - микрокосм, маленькая модель единой одушевленной вселенной, в своих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. Стремились понять различия, которые имеются между человеком и другими живыми существами.
Эпоха средневековья. У истоков истории стоит единый Бог -творец, создавший мир из ничего. Человек создан по подобию божьему, он, как и творец, наделен свободой воли.
Эпоха Возрождения. Утверждается антропоцентризм: мы на весь мир смотрим только через призму собственно человеческих потребностей и интересов.
Настоящее время. Основоположником философской антропологии - немецкий философ М.Шелер. Все центральные философские проблемы сводятся к одной - что такое человек? Путем осмысления, использования научного знания, можно восстановить целостный образ человека. Сущность человека - это дуализм духа и жизни. Между животным и человеком есть отличие - оно обусловлено наличием духа у человека (в нем происходят противоборства духа и жизненных влечений). У Шеллера дух - нечто противоположное жизни. Наиболее важная характеристика духа - открытость его миру.

Животное полностью зависит от естественных влечений и ограничено средой обитания. Дух человека преодолевает это и выходит в открытый мир, осознает его. Сущность человека - его антропологическая свобода. Благодаря ей человеческий дух предстает как объективность - человек способен к бескорыстному постижению предметов в их собств. бытии.

 

Психоанализ и этика

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций – позволяет ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания, сделать «явными» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, т.к. вытеснялись из сознания.

В начале исследований Фрейда интересовали невротические симптомы, но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

Понятия добродетели и порока, с которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должны оставаться неясными и путанными, ибо зачастую одним и тем же словом обозначают совершенно разные, а порой противоположные поступки. Преодолеть эту неадекватность можно, только если они будут рассматриваться в связи с типом характера человека, о котором утверждается, что он либо добродетельный, либо порочный. Добродетель может на деле оказаться лишенной истинного ценностного содержания (как, например, смещение, возникающее под давлением страха). Так же и порок может быть оценен совсем иначе: если рассматривать его в рамках характера субъекта (к примеру, высокомерие, надменность могут быть проявлением чувства несостоятельности и неуверенности).

Не менее важно для этики понятие бессознательной мотивации. Фрейд был первым, кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательных стремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации. Понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности этических высказываний. Не только «низменное», «но и возвышенное в Ego может быть проявление бессознательного», являясь сильнейшим мотивом различных поступков.

Характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития. Это развитие может блокироваться различными и преимущественно внешними обстоятельствами, что может привести к формированию невротического характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.012 с.)