![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Духовная и практическая стороны моралиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Моральное сознание Моральная практика Признаки Морали 1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является: • способом регуляции жизни общества; • способом социальной преемственности; - духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.); - совокупным опытом людей. Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека). Моральное сознание человека формируетс я в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека. Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения. Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания: - являются субъективной стороной нравственности; - тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания); - формируются исторически; - постоянно развиваются (иногда регрессируют). . Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.). Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия. 3. Все составляющие морали содержат: - цель моральной деятельности; - мотивы деятельности; - ориентацию на моральные ценности; - средства достижения (нравственные нормы); - оценку результатов деятельности. Мораль как система характеризуется следующими признаками: гуманизмом (человек - высшая ценность); наличием идеалов, высших целей деятельности; избирательностью в выборе средств достижения цели; нормативной регуляцией отношений между людьми; добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Тема 2. Свойства и функции морали
План: Вопрос 1. Свойства морали Вопрос 2. Функции морали Вопрос 3. Моральная регуляция Вопрос 4. Противоречия в морали
Литература: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с
Вопрос 1. Свойства морали 1. Императивность морали Нормативность морали Оценочность морали 1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами. Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.): • социально-экономическая обусловленность содержания; • воздействие на процессы, протекающие в обществе; • взаимодействие с другими формами общественного сознания. Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали. И мперативность: • согласует интересы личности с интересами общества; • утверждает приоритет общественных интересов; - в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив: • является врожденным знанием; • его требования выполняются безусловно и добровольно; • проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга; • выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.) 2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых: • направляется деятельность людей; • воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.); • соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира; • осуществляются нравственные связи поколений людей. Существует два типа моральных норм: • запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.); • образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным). 3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали. Формы оценочности: • одобрение, согласие; • порицание, несогласие. Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок. Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества. Вопрос 2. Функции морали Воспитательная 2. Ценностное J. Коммуникативная Познавательная 5. Регулятивная Гуманизирующая 1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в: • формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов; • самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров. Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей. 2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро"). 3. Коммуникативная функция морали состоит в: • ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.); • гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении). 4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. 5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством: • ограничения негативных устремлений людей; • саморегуляции индивида и социальной среды; • управления общественными отношениями; • воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д. Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений. Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности. 6. Гуманизирующая функция заключается в: • стремлении морали совершенствовать человека; • обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
Вопрос 3. Моральная регуляция Компоненты системы моральной регуляции Моральная регуляция 1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).
В систему моральной регуляции входят: * нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на: * общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ), * запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований. Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами; * ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются: * содержание моральных норм; * образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров. Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности); * важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире; * следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы: * четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.); * бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы. * Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом. 2. Моральная регуляция носит характер: * оценочный (поступки людей одобряются или порицаются); • императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения. Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть"). Нравственное сознание человека включает в себя: • привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы); • рефлексию (раздумья); • интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях); • моральные переживания. Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции). Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне. Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).
Мораль тесно связана с правом: • моральные нормы закреплены законом; • либерализация морали влечет либерализацию права; - взаимодействие морали и права (суд присяжных). Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.). Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.212.0 (0.014 с.) |