Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Духовная и практическая стороны моралиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Моральное сознание Моральная практика Признаки Морали 1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является: • способом регуляции жизни общества; • способом социальной преемственности; - духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.); - совокупным опытом людей. Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека). Моральное сознание человека формируетс я в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека. Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения. Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания: - являются субъективной стороной нравственности; - тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания); - формируются исторически; - постоянно развиваются (иногда регрессируют). . Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.). Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия. 3. Все составляющие морали содержат: - цель моральной деятельности; - мотивы деятельности; - ориентацию на моральные ценности; - средства достижения (нравственные нормы); - оценку результатов деятельности. Мораль как система характеризуется следующими признаками: гуманизмом (человек - высшая ценность); наличием идеалов, высших целей деятельности; избирательностью в выборе средств достижения цели; нормативной регуляцией отношений между людьми; добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Тема 2. Свойства и функции морали
План: Вопрос 1. Свойства морали Вопрос 2. Функции морали Вопрос 3. Моральная регуляция Вопрос 4. Противоречия в морали
Литература: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с
Вопрос 1. Свойства морали 1. Императивность морали Нормативность морали Оценочность морали 1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами. Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.): • социально-экономическая обусловленность содержания; • воздействие на процессы, протекающие в обществе; • взаимодействие с другими формами общественного сознания. Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали. И мперативность: • согласует интересы личности с интересами общества; • утверждает приоритет общественных интересов; - в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив: • является врожденным знанием; • его требования выполняются безусловно и добровольно; • проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга; • выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.) 2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых: • направляется деятельность людей; • воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.); • соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества; • побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира; • осуществляются нравственные связи поколений людей. Существует два типа моральных норм: • запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.); • образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным). 3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали. Формы оценочности: • одобрение, согласие; • порицание, несогласие. Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок. Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества. Вопрос 2. Функции морали Воспитательная 2. Ценностное J. Коммуникативная Познавательная 5. Регулятивная Гуманизирующая 1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в: • формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов; • самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров. Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей. 2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро"). 3. Коммуникативная функция морали состоит в: • ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.); • гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении). 4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. 5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством: • ограничения негативных устремлений людей; • саморегуляции индивида и социальной среды; • управления общественными отношениями; • воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д. Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений. Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности. 6. Гуманизирующая функция заключается в: • стремлении морали совершенствовать человека; • обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
Вопрос 3. Моральная регуляция Компоненты системы моральной регуляции Моральная регуляция 1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.). В систему моральной регуляции входят: * нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на: * общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ), * запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований. Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами; * ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются: * содержание моральных норм; * образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров. Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности); * важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире; * следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы: * четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.); * бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы. * Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом. 2. Моральная регуляция носит характер: * оценочный (поступки людей одобряются или порицаются); • императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения. Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть"). Нравственное сознание человека включает в себя: • привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы); • рефлексию (раздумья); • интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях); • моральные переживания. Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции). Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне. Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести). Мораль тесно связана с правом: • моральные нормы закреплены законом; • либерализация морали влечет либерализацию права; - взаимодействие морали и права (суд присяжных). Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.). Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.011 с.) |