Вопрос13. Добродетель и порок



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос13. Добродетель и порок



1. Понятия добродетели и порока

2. Учение Аристотеля о добродетелях

3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт

4. Классификация добродетелей

5. Учение В.С. Соловьева о добродетелях

1. Добродетель и порок могут обозначать:

· формы проявления морали на уровне личности (моральные качества личности);

* обобщенный показатель характера человека.

Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека. Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен. Даже моральный человек ( нравственный Ю. Р.) не состоит только из добродетелей.

Добродетели и пороки являются характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми. Они означают намерение человека действовать, основываясь (или не основываясь) на принципах морали.

Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. (Человек не способен совершить те или иные поступки из гордости, уважения к себе.) Установка на добродетель основана на целостности внутреннего мира человека, осознании самоадекватности.

Добродетели указывают, каким должен быть человек, чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг.

2. Аристотель в своем учении о добродетелях утверждал, что добродетель является:

• "способностью поступать наилучшим образом во всем, что касается удо­вольствий и страданий";

• "золотой серединой" между крайностями (недостатком и избытком).

Порочность - противоположность добродетели. Каждой добродетели со­ответствуют два порока (например, добродетель - щедрость, пороки -скупость и расточительность).

Аристотель выделялдобродетели:

• ума (разумные) - они развиваются в процессе обучения (мудрость, рас­судительность и др.);

• характера - нравственные добродетели. Они:

• являются результатом действий, опыта (поступая справедливо, человек обретает добродетель справедливости);

• характеризуются сознательностью, произвольностью, намеренностью.

Добродетель - внутренний порядок, склад души. Достигается в процессе сознательного и целенаправленного усилия.

Аристотель утверждал: человек, обладающий знанием о том, что такое добродетель, не будет вести себя противоположным образом. Согласно Аристотелю знать - значит обладать знанием, применять его на практи­ке. (Однако знать, что такое добродетель - не значит воспринимать ее как императив.)

3. Согласно христианской этической концепции добродетель:

• является силой души;

• дана каждому человеку через благодать (Божественное откровение);

• как знание дана через закон.

Через закон дается и знание греха (человек узнает о греховности своего стремления).

Двойственность человека проявляется впротиводействии знания добро­детели греховности желаний. ("Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю". Ал. Павел.)

Сократ и Аристотель объясняли это противоречие тем, что человек об­ладает не знанием, а мнением. Он должен достичь истинного знания и уметь применить знание на практике.

Апостол Павел говорил, что человек греховен, если знает одно, а дела­ет по-другому. В этом случае он должен стремиться от греховного тела, земной практичности.

В результате разрешения внутреннего конфликта (двойственности) человек обретает добродетель в форме разумности и праведности.

3. В моральной философии принято выделять следующиевиды добродетели:

кардинальные(добродетели античной Греции):

* умеренность;

* мужество;

* мудрость;

* справедливость.

Эти добродетели отражают античный интеллектуализм, внимание к рациональным способностям человека;

теологические(христианские) добродетели:

• вера;

• надежда;

• любовь (милосердие).

В теологических добродетелях основное внимание уделяется воле. Волевую сторону души человека характеризуют вера в Бога, надежда на cпасение души, милосердие.

Христианский мыслитель Фома Аквинский, основываясь на разделении души на разум и склонности, выделял виды добродетелей:

интеллектуальные (мудрость, наука, искусство);

моральные(справедливость, благоразумие, умеренность);

• в философско-этической мысли Европы Нового времени основное внимание уделяется категориям блага, свободы воли. долга.

5. B.C. Соловьев в своей нравственной философии основное значение придавал трем способностям человека, которые определяют стороны его морального опыта:

стыд - отражает отношение человека к материальной природе, к своим естественным стремлениям. Человек стыдится господства природы надсобой;

жалость - показывает отношение человека ко всем живым существам том числе другим людям);

благоговениеотражает отношение человека к высшему, преклонение передним.

Эти способности можно рассматриватькак:

• чувства, правила действия, добродетели;

• добродетели (стыд: стыдливость - бесстыдство; жалость: сострадательность - жестокость; благоговение: благочестие - нечестивость).

Соловьев утверждал, что добродетели не являются безусловными сами по себе. Они обретают значение добродетелей в зависимости от предме­та приложения, в соотнесенности с основами нравственности. (Напри­мер, мудрость, проявляемая в достижении неблаговидных целей, не является добродетелью.)

Вера должна быть обращена на достойное, высокое, иметь достойное проявление (радость).

Надежда должна основываться на благоговении (надеяться, например, на получение выгоды безнравственно).

Любовьявляется добродетелью только в сочетании с милосердием.

Вопрос 14. Счастье. Представление людей о нем

Счастье. Преставление людей о счастье

Эвдемоническое направление этики. Характер

Этической категории счастья

3. Счастье и страдание

1. Счастье - это:

* одна из глобальных нравственных ценностей;

* регулятор нравственной деятельности людей;

* чувство глубокой удовлетворенности от достижения цели, обретения предмета желаний;

* комплекс переживаний, связанный с положительной оценкой челове­ком своей жизни, и т. п.

Единого, общепризнанного определения счастья в этике не существует. Желания, цели людей различны, каждый человек имеет свое представ­ление о счастье.

Обобщенный взгляд насчастье: это устойчивое, долговременное обла­дание благами (или высшим благом).

Люди ассоциируют счастье с:

* материальным достатком;

* физическим здоровьем;

* высоким социальным статусом;

* уважением со стороны других людей;

* успешным самовыражением в труде, творчестве;

* благодатью Божьей (для верующих людей).

Счастливый человек положительно оценивает себя, других людей, действительность. Он переживает эмоциональный подъем, удовлетворенность.

Для достижения счастья немаловажно умение человека довольствоваться тем, чего он достиг на текущий момент.

Препятствием к достижению счастья являются заниженная самооценка человека, неспособность к самореализации, с одной стороны, и завышенная самооценка, непомерные амбиции, вызывающие неудовлетворенность действительностью, - с другой.

Счастье не статично, оно включает моменты борьбы за него. Отсутствие проблем вызывает скуку, пресыщенность.

Счастье можно понимать как удачное стечение обстоятельств. В случае если на пути к достижению цели не возникло непреодолимых препятствий, обретенная цель приносит удовлетворение. Можно предположить, что удачное стечение обстоятельств свидетельствует о верно выбранных цели деятельности и средствах ее достижения.

Ощущение счастья - чувство, сопровождающее стремление к значимой цели.

Счастье как глубокие позитивные эмоции является:

• состоянием радости;

- отсутствием тревоги, озабоченности;

• ощущением наполненности, гармоничности жизни.

Подобное счастье человек переживает в моменты творческого вдохновения, любви, возвышенной дружбы и т. п.

2. Представителиэвдемомического направления этики утверждали, что счастье есть высшее благо, и с этой точки зрения решали важнейшие реальные проблемы.

Эвдемония - представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни. Эвдемонисы полагали, что обязательными условиями счастья являются:

* добродетель;

* руководящая роль разума в деятельности человека;

* приоритет духовного фактора;

* умеренность.

Как этическая категориясчастье носит характер:

оценочный- выражает положительную оценку жизни, отражает жизнь, вторично по отношению к ней;

мотивирующий - счастье является мотивом деятельности, программирует ее (первично по отношению к ней);

императивный стремление к счастью естественно, определено приро­дой человека.

Счастье является гармоничным взаимодействием объективного(обществен­ного) и субъективного(личного). Общество оказывает влияние на систему ценностных ориентации личности, ее представление о счастье и практи­ческую реализацию этих представлений.

Социальная (объективная) детерминация не предопределяет судьбу и счастье человека. Активный, деятельный человек может преодолеть не­благоприятное стечение обстоятельств.

Счастье человека предполагает его социальную значимость, утвержде­ние в обществе, преодоление человеком негативных особенностей лич­ности.

Эгоцентрическая ориентация деятельности человека приносит вред не только другим, но и самому человеку, препятствует достижению счас­тья. Вместе с тем ориентация на других людей может препятствовать развитию личности человека, сохранению его индивидуальности, по­этому не должна становиться самоцелью.

3. Достижению счастья могут препятствовать негативные особенности лич­ности, неблагоприятные социальные условия жизни. Счастье является эмо­циональным переживанием, основано на положительной оценке челове­ком своей жизни и включает в себя различные эмоциональные состояния (в том числе и негативные).

Разнообразность эмоционального восприятия жизни человека основана на ее сложности, противоречивости. Представление о счастье как не­прерывном наслаждении искажает ценностную систему человека, мо­жет вылиться в пресыщение, разочарованность жизнью.

Стремление к счастью должно включать в себя готовность к возможным страданиям, правильное отношение к ним.Страдания могут быть:

конструктивными, обогащающими эмоциональные переживания счас­тья;

деструктивными, разрушающими ценностную систему человека, сни­жающими оценку жизни.

Индивидуальные особенности человека определяют меру и вид страда­ний. Философы древности отмечали:

* избыток удовольствий приводит к страданиям;

* длительное отсутствие удовольствий, воздержание позволяют достичь высшей степени удовольствия;

· ожидание удовольствия способно облегчить страдания.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.011 с.)