Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос13. Добродетель и порокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятия добродетели и порока 2. Учение Аристотеля о добродетелях 3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт 4. Классификация добродетелей 5. Учение В.С. Соловьева о добродетелях 1. Добродетель и порок могут обозначать: · формы проявления морали на уровне личности (моральные качества личности); * обобщенный показатель характера человека. Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека. Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен. Даже моральный человек (нравственный Ю. Р.) не состоит только из добродетелей. Добродетели и пороки являются характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми. Они означают намерение человека действовать, основываясь (или не основываясь) на принципах морали. Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. (Человек не способен совершить те или иные поступки из гордости, уважения к себе.) Установка на добродетель основана на целостности внутреннего мира человека, осознании самоадекватности. Добродетели указывают, каким должен быть человек, чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг. 2. Аристотель в своем учении о добродетелях утверждал, что добродетель является: • "способностью поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий"; • "золотой серединой" между крайностями (недостатком и избытком). Порочность - противоположность добродетели. Каждой добродетели соответствуют два порока (например, добродетель - щедрость, пороки -скупость и расточительность). Аристотель выделял добродетели: • ума (разумные) - они развиваются в процессе обучения (мудрость, рассудительность и др.); • характера - нравственные добродетели. Они: • являются результатом действий, опыта (поступая справедливо, человек обретает добродетель справедливости); • характеризуются сознательностью, произвольностью, намеренностью. Добродетель - внутренний порядок, склад души. Достигается в процессе сознательного и целенаправленного усилия. Аристотель утверждал: человек, обладающий знанием о том, что такое добродетель, не будет вести себя противоположным образом. Согласно Аристотелю знать - значит обладать знанием, применять его на практике. (Однако знать, что такое добродетель - не значит воспринимать ее как императив.) 3. Согласно христианской этической концепции добродетель: • является силой души; • дана каждому человеку через благодать (Божественное откровение); • как знание дана через закон. Через закон дается и знание греха (человек узнает о греховности своего стремления). Двойственность человека проявляется в противодействии знания добродетели греховности желаний. ("Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю". Ал. Павел.) Сократ и Аристотель объясняли это противоречие тем, что человек обладает не знанием, а мнением. Он должен достичь истинного знания и уметь применить знание на практике. Апостол Павел говорил, что человек греховен, если знает одно, а делает по-другому. В этом случае он должен стремиться от греховного тела, земной практичности. В результате разрешения внутреннего конфликта (двойственности) человек обретает добродетель в форме разумности и праведности. 3. В моральной философии принято выделять следующие виды добродетели: • кардинальные (добродетели античной Греции): * умеренность; * мужество; * мудрость; * справедливость. Эти добродетели отражают античный интеллектуализм, внимание к рациональным способностям человека; • теологические (христианские) добродетели: • вера; • надежда; • любовь (милосердие). В теологических добродетелях основное внимание уделяется воле. Волевую сторону души человека характеризуют вера в Бога, надежда на cпасение души, милосердие. Христианский мыслитель Фома Аквинский, основываясь на разделении души на разум и склонности, выделял виды добродетелей: • интеллектуальные (мудрость, наука, искусство); • моральные (справедливость, благоразумие, умеренность); • в философско-этической мысли Европы Нового времени основное внимание уделяется категориям блага, свободы воли. долга. 5. B.C. Соловьев в своей нравственной философии основное значение придавал трем способностям человека, которые определяют стороны его морального опыта: • стыд - отражает отношение человека к материальной природе, к своим естественным стремлениям. Человек стыдится господства природы надсобой; • жалость - показывает отношение человека ко всем живым существам том числе другим людям); • благоговение отражает отношение человека к высшему, преклонение передним. Эти способности можно рассматривать как: • чувства, правила действия, добродетели; • добродетели (стыд: стыдливость - бесстыдство; жалость: сострадательность - жестокость; благоговение: благочестие - нечестивость). Соловьев утверждал, что добродетели не являются безусловными сами по себе. Они обретают значение добродетелей в зависимости от предмета приложения, в соотнесенности с основами нравственности. (Например, мудрость, проявляемая в достижении неблаговидных целей, не является добродетелью.) Вера должна быть обращена на достойное, высокое, иметь достойное проявление (радость). Надежда должна основываться на благоговении (надеяться, например, на получение выгоды безнравственно). Любовь является добродетелью только в сочетании с милосердием. Вопрос 14. Счастье. Представление людей о нем Счастье. Преставление людей о счастье Эвдемоническое направление этики. Характер Этической категории счастья 3. Счастье и страдание 1. Счастье - это: * одна из глобальных нравственных ценностей; * регулятор нравственной деятельности людей; * чувство глубокой удовлетворенности от достижения цели, обретения предмета желаний; * комплекс переживаний, связанный с положительной оценкой человеком своей жизни, и т. п. Единого, общепризнанного определения счастья в этике не существует. Желания, цели людей различны, каждый человек имеет свое представление о счастье. Обобщенный взгляд на счастье: это устойчивое, долговременное обладание благами (или высшим благом). Люди ассоциируют счастье с: * материальным достатком; * физическим здоровьем; * высоким социальным статусом; * уважением со стороны других людей; * успешным самовыражением в труде, творчестве; * благодатью Божьей (для верующих людей). Счастливый человек положительно оценивает себя, других людей, действительность. Он переживает эмоциональный подъем, удовлетворенность. Для достижения счастья немаловажно умение человека довольствоваться тем, чего он достиг на текущий момент. Препятствием к достижению счастья являются заниженная самооценка человека, неспособность к самореализации, с одной стороны, и завышенная самооценка, непомерные амбиции, вызывающие неудовлетворенность действительностью, - с другой. Счастье не статично, оно включает моменты борьбы за него. Отсутствие проблем вызывает скуку, пресыщенность. Счастье можно понимать как удачное стечение обстоятельств. В случае если на пути к достижению цели не возникло непреодолимых препятствий, обретенная цель приносит удовлетворение. Можно предположить, что удачное стечение обстоятельств свидетельствует о верно выбранных цели деятельности и средствах ее достижения. Ощущение счастья - чувство, сопровождающее стремление к значимой цели. Счастье как глубокие позитивные эмоции является: • состоянием радости; - отсутствием тревоги, озабоченности; • ощущением наполненности, гармоничности жизни. Подобное счастье человек переживает в моменты творческого вдохновения, любви, возвышенной дружбы и т. п. 2. Представители эвдемомического направления этики утверждали, что счастье есть высшее благо, и с этой точки зрения решали важнейшие реальные проблемы. Эвдемония - представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни. Эвдемонисы полагали, что обязательными условиями счастья являются: * добродетель; * руководящая роль разума в деятельности человека; * приоритет духовного фактора; * умеренность. Как этическая категория счастье носит характер: • оценочный - выражает положительную оценку жизни, отражает жизнь, вторично по отношению к ней; • мотивирующий - счастье является мотивом деятельности, программирует ее (первично по отношению к ней); • императивный — стремление к счастью естественно, определено природой человека. Счастье является гармоничным взаимодействием объективного (общественного) и субъективного (личного). Общество оказывает влияние на систему ценностных ориентации личности, ее представление о счастье и практическую реализацию этих представлений. Социальная (объективная) детерминация не предопределяет судьбу и счастье человека. Активный, деятельный человек может преодолеть неблагоприятное стечение обстоятельств. Счастье человека предполагает его социальную значимость, утверждение в обществе, преодоление человеком негативных особенностей личности. Эгоцентрическая ориентация деятельности человека приносит вред не только другим, но и самому человеку, препятствует достижению счастья. Вместе с тем ориентация на других людей может препятствовать развитию личности человека, сохранению его индивидуальности, поэтому не должна становиться самоцелью. 3. Достижению счастья могут препятствовать негативные особенности личности, неблагоприятные социальные условия жизни. Счастье является эмоциональным переживанием, основано на положительной оценке человеком своей жизни и включает в себя различные эмоциональные состояния (в том числе и негативные). Разнообразность эмоционального восприятия жизни человека основана на ее сложности, противоречивости. Представление о счастье как непрерывном наслаждении искажает ценностную систему человека, может вылиться в пресыщение, разочарованность жизнью. Стремление к счастью должно включать в себя готовность к возможным страданиям, правильное отношение к ним. Страдания могут быть: • конструктивными, обогащающими эмоциональные переживания счастья; • деструктивными, разрушающими ценностную систему человека, снижающими оценку жизни. Индивидуальные особенности человека определяют меру и вид страданий. Философы древности отмечали: * избыток удовольствий приводит к страданиям; * длительное отсутствие удовольствий, воздержание позволяют достичь высшей степени удовольствия; · ожидание удовольствия способно облегчить страдания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.191 (0.008 с.) |