Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 15. Счастье. Смысл жизниСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Условия достижения счастья 2. Счастье и смысл жизни Система ценностей, задающих смысл жизни 1. Условия достижения счастья определяются объективными условия индивидуальными особенностями личности. Можно выделить условия счастья сущностные, вечные, и индивидуальные (в ценностной ориентации индивида), которые подвержены изменениям с течением времени. Условие счастья, значимое для большинства людей, - yдoвлemвopение материальных потребностей. Для людей значимы материальное благополучие и комфортность жизни. Эти условия являются предпосылками положительной (в целом) оценки человеком своей жизни. В истории этической мысли существовало противоположное отношение к материальному благополучию - принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний и пр. Принцип аскетизма провозглашает приоритет духовных ценностей, абсолютизацию духовного за счет отказа от материального (и физического). Удовлетворение материальных и физических потребностей должно быть не самоцелью, а подчинено более высоким ценностям. Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека является одним из условий счастья. Положительной ценностью, важной для самореализации личности, является общение с людьми, дружба. Общение является средством: * нравственного и интеллектуального развития человека; * расширения возможностей реализации человека; * приобщения к ценностным ориентирам других людей. Общение должно быть количественно ограничено. Его устанавливает человек. Слишком большое количество контактов придает общению поверхностный, необязательный характер, искажает моральное содержание общения. В этом случае общение выступает как отрицатель ценность. Искажение морального содержания общения происходит и в случае, когда оно навязано человеку. Общение должно быть избирательно, основано на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности. Условием позитивного, продуктивного общения является развитие индивидуальности человека. Оно способствует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Позитивное общение подразумевает бескорыстное отношение людей друг к другу. В бескорыстном общении утверждается нравственная ценность каждого участника общения. Использование другого человека как средства достижения эгоистических целей извращает общение, придает ему негативный характер. На характер общения большое влияние оказывают особенности личности - психологические и нравственные. Самосовершенствование, моральное творчество человека повышают качество общения, способствуют достижению счастья. 2. Счастье и смысл жизни. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Проблема потери человеком смысла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях. В. Франк(л)? в работе "Человек в поисках смысла" утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и социального положения человека, сопровождается депрессией. В благополучном обществе удовлетворение материальных потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни. В. Франк трактовал смысл жизни как "духовный объект", к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со значимыми целями и ценностями. В неблагоприятных условиях (утраты, болезни и т. п.) осознание смысла жизни помогает человеку выжить, обрести психологическое равновесие. " У кого есть "зачем жить", может выдержать почти любое "как" (Ф. Ницше). Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается. Человек: * связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыслы, циркулирующие в культуре; * обретает смысл свободным волеизъявлением, личным выбором; * несет ответственность за избранный смысл и практическую деятельность, вытекающую из него. Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но: * смысл жизни является обязательным условием счастья; • смысл жизни может присутствовать в жизни человека даже в сам неблагоприятных обстоятельствах (при отсутствии счастья). 3. Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей: * трансцендентные ценности - представления о: * Боге; * абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания; * системе моральных абсолютов. Эти ценности позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей, связанные с религией (в СССР трансцендентные ценности были заменены верой в победу коммунизма); * соииально-культурные ценности: * политические идеалы; * история страны; * культура страны; * государственные границы; * традиции, язык и др. Человек может видеть смысл жизни в служении родине, делу демократии и т. п.; * ценности личной жизни человека - содержат представления о здоровье, успехе, любви и пр. Они исторически изменчивы. В иерархическом или тоталитарном обществе высшие ценности предписываются индивиду, прочно усваиваются людьми, воспринимаются ими как собственные. В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но утрачиваются ценности, объединяющие людей. Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается: • целеустремленностью (наличием целей); * сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми; * интересом к другим людям, чувством единения с ними; * принятием существующего миропорядка, признанием его как благ; · осознанием своего места в мире, своего призвания.
Тема 10. Нравственный опыт
План: Вопрос 1. Нравственный опыт. Правда и ложь Вопрос 2. Понятие справедливости Вопрос 3. Справедливость в отношениях людей Вопрос 4. Нравственные принципы общения Вопрос 5. Милосердие Вопрос 6. Личные отношения: любовь, семья, дружба Вопрос 7. Удовольствие — Польза Вопрос 8. Совершенствование
Литература: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с. 5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.
Вопрос 1. Нравственный опыт. Правда и ложь Понятие правды, истины Обман, хитрость, клевета, ханжество Честность, доверие 1. Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как: * образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе; * высшую инстанцию, справедливость (высшая правда). Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в: * открытости, честности, доверии; * отзывчивости, взаимопомощи и т. п.; * бескорыстии, отсутствии эксплуатации. Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем. Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений. Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи. Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать. Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.). Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы). В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер. Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия. "Общая правда" достигается путем: * признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений; * согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу; * правдивости. Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников. 2. Ложь, обман используются людьми для достижения: * практической выгоды, благ; * профессионального успеха; · социального положения и др. Обман - это намеренное: * искажение действительности, выдаваемое за правду; · обещание благ и пр., которое не будет выполнено. Хитрость - качество, которое может выступать как: * негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \ · позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей). · Клевета - это: * рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его; * приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает. Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков. Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом: * дезинформация в контрразведке государства; * сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.); * сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д. 3. Честность - практическая добродетель, подразумевающая: * правдивость; * совестливость; * добросовестность и верность; * открытость чувств и намерений для другого человека. Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости: отсутствие произвола, субъективизма и т. д. Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей). Доверие: * способность к искренним, открытым отношениям между людьми; * отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.011 с.) |