Вопрос 15. Счастье. Смысл жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Счастье. Смысл жизни



1. Условия достижения счастья

2. Счастье и смысл жизни

Система ценностей, задающих смысл жизни

1. Условия достижения счастья определяются объективными условия индивидуальными особенностями личности. Можно выделить условия счастья сущностные, вечные, и индивидуальные (в ценностной ориентации индивида), которые подвержены изменениям с течением времени.

Условие счастья, значимое для большинства людей, - yдoвлemвopение материальных потребностей. Для людей значимы материальное благополучие и комфортность жизни. Эти условия являются предпосылками положительной (в целом) оценки человеком своей жизни.

В истории этической мысли существовало противоположное отношение к материальному благополучию - принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний и пр.

Принцип аскетизма провозглашает приоритет духовных ценностей, абсолютизацию духовного за счет отказа от материального (и физического). Удовлетворение материальных и физических потребностей должно быть не самоцелью, а подчинено более высоким ценностям.

Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека является одним из условий счастья. Положительной ценностью, важной для самореализации личности, является общение с людьми, дружба.

Общение является средством:

* нравственного и интеллектуального развития человека;

* расширения возможностей реализации человека;

* приобщения к ценностным ориентирам других людей.

Общение должно быть количественно ограничено. Его устанавливает человек. Слишком большое количество контактов придает общению поверхностный, необязательный характер, искажает моральное содержание общения. В этом случае общение выступает как отрицатель ценность.

Искажение морального содержания общения происходит и в случае, когда оно навязано человеку.

Общение должно быть избирательно, основано на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности.

Условием позитивного, продуктивного общения является развитие индивидуальности человека. Оно способствует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Позитивное об­щение подразумевает бескорыстное отношение людей друг к другу.

В бескорыстном общении утверждается нравственная ценность каждого участника общения. Использование другого человека как средства дос­тижения эгоистических целей извращает общение, придает ему нега­тивный характер.

На характер общения большое влияние оказывают особенности личнос­ти - психологические и нравственные. Самосовершенствование, мо­ральное творчество человека повышают качество общения, способству­ют достижению счастья.

2. Счастье и смысл жизни. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Проблема потери человеком смыс­ла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях.

В. Франк(л)? в работе "Человек в поисках смысла" утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и социального положения человека, сопровождается депрессией. В благополучном обществе удов­летворение материальных потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни.

В. Франк трактовал смысл жизни как "духовный объект", к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со значимыми целями и ценностями.

В неблагоприятных условиях (утраты, болезни и т. п.) осознание смысла жизни помогает человеку выжить, обрести психологическое равнове­сие. " У кого есть "зачем жить", может выдержать почти любое "как" (Ф. Ницше).

Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации.

Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается. Человек:

* связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыс­лы, циркулирующие в культуре;

* обретает смысл свободным волеизъявлением, личным выбором;

* несет ответственность за избранный смысл и практическую деятель­ность, вытекающую из него.

Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но:

* смысл жизни является обязательным условием счастья;

• смысл жизни может присутствовать в жизни человека даже в сам неблагоприятных обстоятельствах (при отсутствии счастья).

3. Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей:

* трансцендентные ценности - представления о:

* Боге;

* абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания;

* системе моральных абсолютов.

Эти ценности позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей, связанные с религией (в СССР трансцендентные ценности были заменены верой в победу коммунизма);

* соииально-культурные ценности:

* политические идеалы;

* история страны;

* культура страны;

* государственные границы;

* традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл жизни в служении родине, делу демократии и т. п.;

* ценности личной жизни человека - содержат представления о здоровье, успехе, любви и пр. Они исторически изменчивы.

В иерархическом или тоталитарном обществе высшие ценности предписываются индивиду, прочно усваиваются людьми, воспринимаются ими как собственные.

В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но утрачиваются ценности, объединяющие людей. Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

целеустремленностью (наличием целей);

* сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми;

* интересом к другим людям, чувством единения с ними;

* принятием существующего миропорядка, признанием его как благ;

· осознанием своего места в мире, своего призвания.

 

Тема 10. Нравственный опыт

 

План:

Вопрос 1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Вопрос 2. Понятие справедливости

Вопрос 3. Справедливость в отношениях людей

Вопрос 4. Нравственные принципы общения

Вопрос 5. Милосердие

Вопрос 6. Личные отношения: любовь, семья, дружба

Вопрос 7. Удовольствие — Польза

Вопрос 8. Совершенствование

 

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

 

 

Вопрос 1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Понятие правды, истины

Обман, хитрость, клевета, ханжество

Честность, доверие

1. Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сум­ма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руковод­ствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в:

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морально­го отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представ­ление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.).

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение исти­ны) и новые истины (гипотезы).

В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция чело­века, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер.

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

"Общая правда" достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

* правдивости.

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

2. Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

* профессионального успеха;

· социального положения и др.

Обман - это намеренное:

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

· обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

Хитрость - качество, которое может выступать как:

* негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \

· позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

· Клевета - это:

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков.

Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.

3. Честность - практическая добродетель, подразумевающая:

* правдивость;

* совестливость;

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание сво­их негативных и позитивных склонностей).

Доверие:

* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации дру­гого человека ради достижения эгоистических целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.032 с.)