Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия



1. Мораль классового общества

Философия античной эпохи

1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:

• приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;

• создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому об­ществу.

Можно выделить мораль:

- господствующего класса, свободных людей;

• рабов.

Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т. п.).

Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.

Мораль господствующего класса была признана главенствующей в об­ществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносились как всеобщие.

2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия - единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравствен­ных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышле-

ния на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы

нравственности.

Особенности философии Востока и Запада:

• философия Индии была частью мифологического мировоззрения;

• философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным со­знанием;

• философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов пред-философии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.

В философии Древней Греции:

• формулируются основные общие понятия;

• преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символи­ки, образов-архетипов);

• начинается отделение от мифологических представлений.

В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики:

• понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;

• ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Прота-гор);

• провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности;

• стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).

Вопрос 5. Индивидуалистически ориентированные этические

учения античной эпохи

1. Софизм

Абсолютизм

3. Гедонизм

Киники.

1. Одним из учений античной этики был софизм (V - IV вв. до н. э.). Софи­сты (Протагор, Горгий, Антифонт):

• отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм;

• провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (нали­чие у каждого индивида своих моральных представлений);

• считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т. п.);

• считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм).

2. Противником софистов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), провозгласив­ший абсолютизм морали (догматизм, ригоризм). Основные положения этики Сократа:

• единство морали и права ("...Что законно, то и справедливо", справед­ливо все то, что предписано государством);

• ограниченность моральных оценок людей ("Человек знает то, что ниче­го не знает");

• главное в морали - добродетели (мудрость, справедливость, умерен­ность, мужество);

• мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигает­ся цель жизни.

Сократ был основоположником эвдемонистической традиции. Он счи­тал, что:

• высшее благо для человека - достижение счастья;

• счастьем является разумная моральная жизнь;

• задача этики - сделать человека моральным (то есть счастливым);

• основой моральности является знание (любая добродетель - это вид зна­ния);

• моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тог­да, когда осмыслены человеком.

3. Аристин (435 - 355 гг. до н. э.), ученик Сократа, основал направление этики, называемое гедонизмом. Аристин основал школу философии в г Кирене (Северная Африка), его последователи назывались киренаиками.

Основные положения гедонистической этики:

• высшим благом является удовольствие, зло - это страдание;

• высшей моральной ценностью является жизнь человека в ее чувствен­ных проявлениях;

• физические удовольствия важнее духовных;

• мораль и разум вторичны (помогают избегать страданий, достигать удо­вольствий);

• смысл жизни человека - в наслаждении каждым ее мигом.

Последователь гедонизма Гегесий призывал к самоубийству людей, в чьей жизни больше страданий, чем наслаждений.

4. Противниками гедонизма были киники (циники) Антисфен (435 - 375 гг. до н. э.) и Диоген Синопский (? - 300 г. до н. э.). Они провозглашали:

• аскетический образ жизни как цель деятельности человека;

• отрицание удовольствий и элементарных удобств;

• приоритет духовных ценностей;

• духовную свободу как высшее благо, презрение к ценностям общества ("свобода от общества");

• законы природы как законы общества и т. д.

Идея нравственной свободы была доведена до крайности. Позиция ки­ников привела к отрицанию элементарных моральных норм общества.

Вопрос 6. Субъективно-идеалистически ориентированные

Этические учения античности

1. Идеализм Платона

Этика Аристотеля

1. Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно-идеалисти­ческой основе. Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя:

• мир явлений (видимый мир);

• гармоничный мир вечных идей - эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего суще­ствующего в видимом мире. Составляющие концепции Платона.

Индивидуальная этика - учение о совершенствовании человека (нрав­ственном, интеллектуальном), гармонизации души человека. Платон счи­тал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования.

Мудрец должен стремиться к выходу из несовершенного видимого мира и воссоединению с гармоничным миром идей.

Добродетели основаны на сторонах души человека:

• мудрость (разумная сторона);

* мужество (волевая сторона);

* умеренность (аффективная сторона).

Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспо­минает то, что знала до рождения.

Социальная этика. В утопическом трактате "Государство" Платон обо­сновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии соци­альной. Каждая добродетель присуща тому или иному сословию:

* мудрость - правителям;

* мужество - воинам;

* умеренность - крестьянам и ремесленникам;

* справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии;

* рабы лишены добродетелей вообще.

Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть соци­ально значимой. Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом.

И труде "Законы" Платон утверждал, что добродетель народа является ложной, "торгашеской". Философская добродетель является истинной, она присуща правителям. Мудрец, философ должен стремиться к выхо­ду за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей.

2. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира:

• ввел термин "этика";

• классифицировал этические понятия;

• обосновал этику как систему научного знания;

• написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова эти­ка", "Большая этика";

• обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую тео­рию морали;

• сформулировал основные проблемы этики и т. д.

Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нрав­ственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым).

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блажен­ство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.

Аристотель утверждал, что добродетели:

• являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;

• в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны;

• возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.

Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются.

Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:

• распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

• уравнивающую (экономическую).

"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианозтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать); /

недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

• со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

• со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значе­ние для развития этики:

* общения (учение о дружбе);

* единства этики и политики;

· ответственности в морали и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.018 с.)