Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формулировка категорического императиваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Канта, посвященные этическим проблемам: Основы метафизики нравственности", "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др. Кант определил границы познания. В работе "Критика практического разума" он установил непознаваемость вещей самих по себе, "веще себе"- ноуменов. Они: • находятся вне пространства, времени, причинности; • не зависят от восприятия людей; • основным их свойством является свобода. Человек ничего не может представить вне пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас", феномены. Они: • доступны пониманию людей; • субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей. Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости. Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное). В надэмпирическом мире человек: • обладает свободой воли; • подчиняется нравственному закону; • верит в Бога и бессмертие души. Существование мира ноуменов - постулат, "точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим" (И. Кант). Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума. 2. Кант выделял императивы: • гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными; • категорический (безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон: • носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности; • не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах; • является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах; утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным. Кант дал несколько формулировок категорического императива. "Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было: одобрено всеми людьми; воспроизведено всеми людьми. В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ". Кант утверждал, что любой человек: • обладает достоинством; • абсолютно ценен; • является целью сам по себе, а значит, не может быть средством. Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его. Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодаря доброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам. Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут. Кант сформулировал принцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы. Субъективным принципом нравственности является долг, который заключается в: чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон); твердости нравственных убеждений. Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности. В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории: • моральный закон основан на абсолютной необходимости; • нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив которые, человек теряет достоинство. Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалектики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия права", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук". Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность". Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле. Нравственность: • совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека; • объединена с политическим сознанием людей; • не связана с волей индивида; • это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства. Формами развития нравственности являются: семья, общество, государство. Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении естественной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивидуальной нравственности. Гегель, полемизируя с Кантом, утверждал, что нельзя возводить убеждения и совесть индивида в ранг закона. "Единство субъективности и объективного в себе... есть нравственность". Содержание нравственности - моральные законы, которыми руководствуются члены общества. Гегель считал, что с переходом в каждую новую историческую эпоху нравственность поднимается на более высокую ступень развития. Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, оценок, переживаний. Мораль является результатом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствоваться юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. Вне юридического принуждения возможны моральное сознание (воля и долг) и моральный выбор. Согласно Гегелю моральность - это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень развития общества. Гегель утверждал, что на качественно новой ступени развития будут возрождены античные идеалы: - свободное развитие всех слоев общества; • преодоление атомизации интересов; • слияние нравственности с законом государства и др. Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор. Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол". Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности. Свобода - это: • соединение разума и воли; • познанная необходимость; • замена эгоистических интересов всеобщими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.006 с.) |