Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Буржуазная мораль возникла в условиях капиталистической общественно-экономической системы. Сословное деление феодального обществ! было разрушено в результате возникновения машинного производства повышения производительности общественного труда, возникновение рынка рабочей силы и др. В отличие от человека Средневековья член капиталистического общества перестал принадлежать к определенному сословию, лишился корпоративного покровительства. Мораль принимает индивидуалистический характер: экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию. В своей деятельности люди руководствуются не только сословным моральным кодексом, мнением общественности, но и совестью, личным долгом. В обществе возникает убеждение, что нравственные нормы ценности, добродетели имеют общечеловеческий характер, обязательны и одинаковы для всех. В условиях растущей конкуренции ценятся такие качества, как: • трудолюбие; • профессионализм; • стремление к самосовершенствованию и т. п. Если средневековый человек достигал богатства, положения в обществе благодаря семейным и сословным связям, то в буржуазном обществе образцом для подражания является человек, который "сделал ce6е сам". Материальный достаток, деньги становятся мерилом нравственности, поскольку: • считалось, что богатому человеку легче быть добродетельным, бедность толкает на отступления от норм морали; • богатство определяет авторитет человека, в том числе нравственный; • честность, верность слову способствуют коммерческому успеху; • нанесенный моральный вред получает денежную компенсацию и т. д. Нравственность получает рациональное осмысление. Люди убеждены в полезности нравственности (например, заповедь "не укради" стоит на страже накопленных богатств). Добродетелями считаются бережливость (иногда доходящая до аскетизма), стремление к накопительству. С развитием индустриальной цивилизации обостряются внутренние противоречия капитализма (рост социальных противоречий и т. п.). Буржуазная мораль утрачивает свое прогрессивное содержание, поскольку не в состоянии разрешить проблемы общества, и раздваивается на подлинную мораль, присущую индивиду, и официальную, отчужденную от человека.
Тема 6. Этика Нового времени План: Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики) Вопрос 3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы Вопрос 4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты Вопрос 5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля Вопрос 7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха Вопрос 8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра Вопрос 9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше Вопрос 10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля Литература: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени Буржуазная этика 2. Этические взгляды. Монтеня 1 В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она: • преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.); • выявляет натуралистические основания морали; • отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей; • согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями. Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.). На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов является скептицизм. 2. Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе. Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительности и, как и другие живые существа, подчинен природным закономерностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естественными законами). Душа и тело человека едины, поэтому: • нельзя заботиться только о благе души; • необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом; • нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания). • Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н«религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением. Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей". Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения. Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей ("личина благочестия"), и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства. Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: "Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения". Моральный человек, по Монтеню, это человек: • мыслящий и сомневающийся; • скептически относящийся к догмам; • саморазвивающийся и самосовершенствующийся. Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики) L Томас Гоббс Ф. Бекон, А. Смит 1. Материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О свободе и необходимости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк"). По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей: • организовать государство; • ограничивать врожденный эгоизм и агрессию; • соблюдать "золотое правило морали". Интересы индивидов, составляющих общество, могут быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и угнетение - нормальные явления. Государство подавляет врожденные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большинству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем сохранения человечества. Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полезности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.). Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимостных отношений: • нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества; • ценность качеств человека зависит от потребности других людей (общества). Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми: • морально ценным является то, что вызывает уважение; • уважение - это повиновение, признание власти; • с властью связаны все моральные свойства индивидов (любовь, справедливость и т. п.). Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству. 2. Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необходим "общественный договор", а процветанию человечества способствует связь "гордого нрава самоосвобождения и науки". Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, является социальным императивом и "может быть востребована насильственно".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.007 с.) |