Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности

Поиск

Буржуазная мораль возникла в условиях капиталистической общественно-экономической системы. Сословное деление феодального обществ! было разрушено в результате возникновения машинного производства повышения производительности общественного труда, возникновение рынка рабочей силы и др.

В отличие от человека Средневековья член капиталистического обще­ства перестал принадлежать к определенному сословию, лишился корпоративного покровительства. Мораль принимает индивидуалистический характер: экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию.

В своей деятельности люди руководствуются не только сословным мо­ральным кодексом, мнением общественности, но и совестью, личным долгом. В обществе возникает убеждение, что нравственные нормы ценности, добродетели имеют общечеловеческий характер, обязательны и одинаковы для всех.

В условиях растущей конкуренции ценятся такие качества, как:

• трудолюбие;

• профессионализм;

• стремление к самосовершенствованию и т. п.

Если средневековый человек достигал богатства, положения в обще­стве благодаря семейным и сословным связям, то в буржуазном обще­стве образцом для подражания является человек, который "сделал ce6е сам".

Материальный достаток, деньги становятся мерилом нравственности, поскольку:

• считалось, что богатому человеку легче быть добродетельным, бедность толкает на отступления от норм морали;

• богатство определяет авторитет человека, в том числе нравственный;

• честность, верность слову способствуют коммерческому успеху;

• нанесенный моральный вред получает денежную компенсацию и т. д.

Нравственность получает рациональное осмысление. Люди убеждены в полезности нравственности (например, заповедь "не укради" стоит на страже накопленных богатств).

Добродетелями считаются бережливость (иногда доходящая до аскетиз­ма), стремление к накопительству.

С развитием индустриальной цивилизации обостряются внутренние противоречия капитализма (рост социальных противоречий и т. п.). Бур­жуазная мораль утрачивает свое прогрессивное содержание, поскольку не в состоянии разрешить проблемы общества, и раздваивается на подлинную мораль, присущую индивиду, и официальную, отчужденную от человека.

 


Тема 6. Этика Нового времени

План:

Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени

Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)

Вопрос 3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы

Вопрос 4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

Вопрос 5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта

Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля

Вопрос 7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная

концепция Л. Фейербаха

Вопрос 8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

Вопрос 9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

Вопрос 10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

 

Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени

Буржуазная этика

2. Этические взгляды. Монтеня

1 В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризи­сы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:

• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.);

• выявляет натуралистические основания морали;

• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетво­рение высоких потребностей;

• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.

Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокуп­ность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).

На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых эти­ческих идеалов является скептицизм.

2. Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе.

Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительно­сти и, как и другие живые существа, подчинен природным закономер­ностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естествен­ными законами). Душа и тело человека едины, поэтому:

• нельзя заботиться только о благе души;

• необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом;

• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страда­ния). •

Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н«религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому от­носительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопро­вождаются счастьем, наслаждением.

Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей".

Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные уста­новления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической перера­ботке и на основе своего опыта строить моральные суждения.

Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрыва­ющих эгоистические устремления людей ("личина благочестия"), и под­чинения интересов человека интересам группы людей или государства.

Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: "Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения".

Моральный человек, по Монтеню, это человек:

• мыслящий и сомневающийся;

• скептически относящийся к догмам;

• саморазвивающийся и самосовершенствующийся.

Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени

(представители английской школы этики)

L Томас Гоббс

Ф. Бекон, А. Смит

1. Материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О свободе и необходи­мости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк").

По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:

• организовать государство;

• ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;

• соблюдать "золотое правило морали".

Интересы индивидов, составляющих общество, могут быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и угнетение - нормальные явления. Государство подавляет врож­денные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большин­ству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем со­хранения человечества.

Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полез­ности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).

Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимост­ных отношений:

• нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;

• ценность качеств человека зависит от потребности других людей (обще­ства).

Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к влас­ти над другими людьми:

• морально ценным является то, что вызывает уважение;

• уважение - это повиновение, признание власти;

• с властью связаны все моральные свойства индивидов (любовь, спра­ведливость и т. п.).

Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмо­ции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.

2. Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необхо­дим "общественный договор", а процветанию человечества способству­ет связь "гордого нрава самоосвобождения и науки".

Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, явля­ется социальным императивом и "может быть востребована насиль­ственно".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.007 с.)