Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Формирование концепции социального гос-ва. Задачи социального гос-ва.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Формирование концепции социального гос-ва. Задачи социального гос-ва. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях. Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идею, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями, переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время.) Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической Государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны. Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 1. Демократическая организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ). Вопрос 3. Демократия как форма политического режима. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовое государство. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека. Сущность демократии проявляется в том, что государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинства. Права и свободы человека не только закреплены законом в качестве высшей ценности, но и реализуются в качестве таковых на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Регулярно проводятся выборы должностных лиц, функционируют институты непосредственной демократии. Для демократического режима характерны независимые средства массовой информации, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, политическое и идеологическое многообразие, существование легальной оппозиции действующей власти, реальное разделение властей. Обязательный атрибут демократии - рыночная экономика, гарантирующая право частной собственности и свободу предпринимательской деятельности. Демократический политический режим характеризуется тем, что органы государства неукоснительно действуют в рамках права, уважают основные права человека и гражданина, обеспечивают высокий уровень политической свободы в обществе. Можно выделить следующие признаки: 3. Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности. 4. Признание равноправия граждан. 5. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы. 6. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля над деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях. 7. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было. Вопрос 7. Признаки государства, отличающие его от организации власти в условиях первобытного общества, а также от других организаций классового общества. Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных(существующих на ряду с ним), институтов и организаций своими специфическими признаками. Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства: 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных). Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции. При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность. 2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками: • если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом, и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса; • реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; • выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.). 3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов. 4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти». 5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало. 6.государства появляется такое свойство, как суверенитет — верховенство государственной власти над всеми учреждениями, которые есть в обществе 7.сударство располагает таким инструментом, как право. Право юридически оформляет государственную власть и делает эту государственную власть легитимной т.е. оправданной в глазах населения. Право определяет порядок и форма осуществления государственной власти. Вопрос 15. Методология ТГП. Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией. Теория государства и права использует следующие методы: 1. Общенаучные (задаются используемым философским направлением): a) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания; b) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию; c) диалектика — учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; d) метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные. 2. Частнонаучные (общие для конкретной науки): a) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие; b) специальные методы, позаимствованные из других наук — используются лишь в части исследований; c) частноправовые — используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический. Правовая система США. Право США несмотря на то что причисляется к англо-саксонской правовой семье имеет ряд особенностей. Это связано с историческим прошлым государства, которое долгое время находилось в колониальной зависимости от Англии и поэтому вынуждено было перенять их правовую систему. Несмотря на это США не смогло перенять все патриархальные устои английского права в новообразованном государстве, но и полостью перейти на германо-романскую правовую систему они тоже не смогли. Право США отражает федеративный характер данного государства, в связи с этим в США существует 2 вида права - федеральное право и право штатов. Это выражается в том, что Верховный суд страны и верховные суды штатов не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Суды штатов при этом так же и не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее судебный прецедент широко используется при решении дел и оказывает большое влияние на формирование законодательства. Источники права США: · Судебный прецедент. Причем суды США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции · Законодательство или статутное право. · Нормативно – правовые акты органов исполнительной власти. Имеют наибольшее влияние на административное право. · Обычай. Не играет особой роли, но при этом многие институты политической системы США (партии, конгресс) используют его в своей деятельности. Вопрос 24. Функции права. Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Выделяют две группы функции права. I. К общесоциальным относят, в частности: 1. экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ; 2. политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы; 3. коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления; 4. экологическую функцию. II. Специально-юридические функции: 1. регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка; 2. охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм; 3. оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. 4. воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей; 5. В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют: 1. общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права; 2. межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право; 3. отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение); 4. функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др. Вопрос 27. Понятие государства. Термины, употреблявшиеся для обозначения государства.
Вопрос 36. Принципы права. Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве,к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Виды принципов права: Общеправовые (общие) - выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства. К числу эти принципов, в частности, относятся следующие: - верховенства права - законности - равенства всех перед законом (равноправия) - взаимной ответственности личности и государства - ответственности при наличии вины Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия). Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков. Учёт нормативных актов. Качество учёта есть показатель юридической культуры общества и правотворчества в частности. Особую роль играет надлежащий учёт в работе судебных органов. Без учёта невозможно правовое просвещение населения. Учёту подлежат указы президента, постановления правительства, Конституционного суда РФ и т.д. При учёте необходимо соблюдать требования: Весь объём информации учитывается, не должно быть пробелов и упущений, информация должна быть достоверна, удобна в использовании для оперативного поиска нужного материала. Формы учёта: 1. Фиксация реквизита НПА в специальных журналах (по хронологическому (даты принятия), алфавитно-предметному (по предметным рубрикам, например договоры), тематико-предметному принципу (отрасли, подотрасли, институты) 2. Картотечный учёт (создание картотек, расположенных в определённом порядке) Применяется в организациях, работающих с большим количеством НПА. Поиск осуществляется в полуавтоматическом и автоматическом режимах, позволяет находить материал с внесёнными изненениями. 3. Ведение контрольных текстов действующих НПА (внесение в текст официальных изданий отметок об изменениях в актах (дополнения, отмены и т.д.)). Сегодня применяется автоматизированный учёт информации посредством последних достижений информатики и компьютеризированных систем. Автоматизированная система появилась в 60-х годах в США, в СССР – в 80-х годах (система «Законодательство», сейчас – «Консультант Плюс».) В системе возможен просмотр старых НПА и создание подборок, что оказывает неоценимую помощь при создании сборников права. Консолидация. Консолидация – форма систематизация, при которой десятки нормативных актов объединяются в один укрупнённый акт. Такой акт утверждается уполномоченных органом в качестве нового, самостоятельного источника права. Прежние разрознённые НПА утрачивают юридическую силу. Объединению подлежат только акты одинаковой юридической силы. Консолидация – своеобразный вид правотворчества, особенность в том, что новый укрупнённый акт не меняет по существу содержания правового регулирования, не вносит кардинальных изменений в законодательство. В процессе систематизации разрабатывается структура будущего акта, осуществляется правка и обработка предписаний с целью изложения в едином стиле, единой унифицированной терминологии, устраняются противоречия и повторения, устаревшая терминология, близкие нормы ассимилируются. «Статут о консолидации статутного права» (Англия) В России консолидация не часта из-за изменения подходов к нормативному регулированию. Кодификация. Кодификация – высшая форма систематизации, предполагающая коренную переработку действующих НПА, способ качественного улучшения законодательства, освобождения от старых норм. В процессе кодификации ассимилируются оправдавшие себя нормы и принимаются нормы, отражающие новые отношения в обществе. Кодификация направлена на критическое переосмыливание материала, введение новых способов регулирования общественных отношений. Отражает назревшие потребности в практике, восполняет пробелы в регулировании, совершенствует законодательство. Результатом является новый акт, заменяющий все раннее действующие НПА по данному вопросу. Обновление законодательства и его упорядочивание – две цели кодификации, наиболее совершенная форма систематизации. Признаки кодификации: 1. В кодификационном акте отражаются нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. 2. Кодификационный акт регулирует значительную и обширную сферу отношений 3. Будучи итогом совершенствования законодательства, Кодификационный акт – единый, связанный документ, включающий в себя как нормы, проверенные общественной практикой, так и новые, отражающие появившиеся потребности общества. 4. Нормы расчитаны на длительный срок действия, создание устойчивых, стабильных норм. Эффективность и устойчивость кодификационного акта зависит от правильности отражения объективных тенденций развития общества. 5. Предмет кодификации обычно определятеся в зависимости от деления отрасли права на институты. 6. Кодификационные акты – огромные собрания, имеющие сложную структуру (в основе лежит система построения норм) Две формы кодификации: Основы законодательства и кодексы. В основах прописывается цель, единая для всей Федерации, даётся определения понятиям. Кодекс – крупный сводный акт, детально регулирующий определённую сферу отношений и подлежащий непостредственному применению. Кодекс или полностью поглащает все нормы вида правоотношений, или содержит наиболее существенный объём отношений в данной области. Кодекс – оптимальный вариант обобщения законодательства. В РФ большинство отраслей законодательства кодифицированы. По регулированию общественных отношений: 1. Отраслевые (УК РФ и т.д) 2. Комплексные (межотраслевые) систематизирует нормы не по отряслям, а по сфере государственной деятельности и другим признакам. Общие принципы регулирования, сооветствующие формам общественных отношений (Воздушный кодекс и т.д) Вопрос 46. Право и мораль. Мораль = нравственность – вид соц.норм, охватывающих почти все сферы общ.жизни. Ряд общ.отношений, урегулированнх правом, одновременно регулируются моралью. Нормы морали основаны на представлении о добре и зле, долге, чести, мправделивости, отв-ти, выступают важным регулятором общ.отношений. Право использует для оценки поведения такие критерии как: имеет/ не имеет юр.значения, порождает ли права, возлагает ли обязанности и т.д. У морали иные критерии: морально/ аморально, хорошо/плохо, похвально/постыдно и т.д.\ Реализация правовых норм обеспечивается в необход.случаях гос.аппаратом. нормы права закрепляются в актах гос.органов. Моральные нормыи принципы, как правило, не имеют письменного источника, содержатся в сознании людей. Если в любом об-ве право – единая система, и всеобщеобязательность возникает с момента вступления в силу акта, то мораль возникает и действует иначе: в классовом об-ве каждый класс имеет сови понятии справедливости и морали, в пределах каждой из соц.групп обязательность той или иной моральной нормы зависит от степени усвоения морали групповым или общественным интересом. В рамках той или иной соц.группы представления о содержании моральных норм бывают противоречивы, могут меняться. Даже в об-ве могут постпепенно меняться представления о морали. Если право отличается от правосознания как системы взглядов, то у морали не существует четкой границы взглядов и норм. Сущ-ет общественная мораль: включает те нормы и принципы, которые разделяет об-во на данном этапе его развития. Среди этих норм и принципов наиболее важны те, что выражают соц.кач-ва человека. В обобщенном виде понятие морали выражается так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Общечеловеческая мораль – нравственная ценность. Такими ценностями назвается достигнутые человечеством общепризнанные нравственные идеалы. Для поддержания и более полного их развития об-во предпринимает постоянные усилия. Необходимость этих ценностей осознается каждым индивидом, защита нравственных ценностей объединяет об-во. Общечеловеческие нормы и принципы – стержень начала общ.жизни. общ.мнение санкционирует эти ценности. Но эти ценности приобретают и индивиуальную санкцию – совесть каждого человека. Эти ценности могут иметь сверхъестественную санкцию в виде религии. Сфера регулирования общ.отношений правом и моралью совпадает не полностью. Правовое регулирование лишь там, где сущ-ет доказуемость и …. там, где это невозможно, действует мораль. однако и мораль безразлична к некоторым правовым моментам. Исторически сложилось так, что сущ-ет право и мораль в любом об-ве. Мораль оценивает отношения с помощью иных категорий, нежели право. Мораль регулирует большое кол-во личных отношений. Она ближе всего связана с правом через правосознание. Мораль содержит и самостоятельные оценки правовых норм: моральная оценка действующего зак-ва, моральная оценка практики исполнения зак-ва. Ряд правовых норм прямо закрепляет моральные нормы. Это относится к большинству норм УП и иных норм, которые содержат запрет на совершение особо опасных действий. Некоторые юр.споры невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые норм. Между нормами права и морали могут возникать противоречия. В кач-ве общей причины противоречия морали и права называется несоответствие зак-ва общ.развитию. противоречие может возникать и тогда, когда право одинаково оценивает дифференцированную с т.з. морали ситуации, либо наоборот: право дифференцирует то, что с т.з. морали выглядит однозначно. Наличие таких противоречий вскрывается в процессе реализации норм права. Соотношение права и морали свидетельствует об уровне развития об-ва. Нормативный договор Нормативный договор (договор,пакт,конвенция,соглашение) - акт совместного волеизъявления двух и более субъектов правотворчества, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права, заключенный с целью правового регулирования правоотношений между этими субъектами (определение нормативного договора закреплено в Венской Конвенции в ст.2) Признаки нормативных договоров: o содержат нормы права, направленные на регулирование общественных отношений o могут содержать не только нормы, но и принципы прав (например, в трудовой договор включены нормы права и принципы права) o выражаются в письменной форме o субъекты нормативного договора – те субъекты, которых государство наделило полномочиями осуществлять правотворческую деятельность (в том числе в порядке делегирования полномочий) o договорная норма - это согласованная норма, достигаемая добровольным соглашением субъектов. o юридическую силу нормативный договор в РФ приобретает посредством закона, фиксирующего виды договоров, круг субъектов, процедуры заключения, исполнения и ответственности за их невыполнение.[1] o договорные нормы отличаются тем, что направлены на широкий круг адресатов, рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение. Нормативный договор следует отличать от ненормативного договора, который не содержит норм права, а лишь основывается на них, регулирует конкретные отношения и может быть заключен в устной форме. Субъектами же ненормативного договора могут выступать любе лица, обладающие правосубъектностью Гарантии законности Гарантии законности – это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности. В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы – общие и специальные. К первой группе (общим гарантиям) относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность. Это экономические, политические, идеологические, социальные (общественные) и нравственно-духовные, или культурные. Ко второй группе (специальным гарантиям) относят организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения (правовые, психологические и управленческие гарантии). К экономическим гарантиям относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, развитие хозяйственных комплексов, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения. Все эти факторы положительно влияют на состояние законности. Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы и т.п. Но все эти условия связаны с экономическими гарантиями и могут рассматриваться как их разновидность. К политическим гарантиям относятся эффективное и как говорят сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством. В последнее время все большую актуальность приобретают идеологические гарантии. Поскольку состояние общественности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, то нельзя ни в коей мере игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. В этом отношении, безусловно, первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому нормативных правовых актов.тов. Важно подчеркнуть, что действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, системе.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей. Структуру правопорядка составляют: · правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане); · правоотношения и связи в обществе; · а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий). Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.). Выделяют следующие признаки правопорядка: 1. Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях. 2. Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. 3. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов. 4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. 5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. 6. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. Поколения прав. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения: 1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость; 2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения; 3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие. Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека – это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права “единицы”.
I. Права первого поколения 1. Личные права и свободы. Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению. Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства. К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д. 2. Политические права и свободы. Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия. К политическим правам относятся: право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др. II. Права второго поколения - экономические, социальные и культурные права. 1. Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др. 2. Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др. Права первого и второго поколения принципиально отличаются друг от друга. Соблюдение прав “первого поко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.016 с.) |