Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 51. Цивилизационный подход к типологии государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта типология разработана преимущественно в XX веке (Арнольд Тойнби, Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Уилт Ростой и др.). Данный подход при делении государств на типы предлагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (особенности религии, психологии, национального самосознания, морали). Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, однолинейным, поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. Наиболее развернутую цивилизационную типологию предложил английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Он выделил в прошлом и настоящем человечества 13 разновидностей обществ (цивилизаций) – древнегреческую, римскую, сирийскую, крито-микенскую, православную, западную, арабскую, дальневосточную, мексиканскую, иранскую, китайскую и др. При этом под цивилизацией он понимал замкнутое и статичное состояние общества, отличающегося своей историей, религией, традициями культуры. Каждому типу цивилизации, по его мнению, соответствует и аналогичный тип государства. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической система общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека. Западно-европейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если же нет, - автократия. Американский профессор Р. Макайвер делит все государства на два типа: 1)династические (антидемократические), где общая воля не выражает воли большинства населения; 2)демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает империи, а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. Итак, понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на многочисленных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие черты, характерные для той или иной исторической группы государств. В настоящее время наиболее универсальным критерием типологии государственных явлений становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать все общественные факторы, придающие тому или иному конкретному государству качество определенного типа. Вопрос 52. Понятие законности. Основные принципы законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка. Принципы законности – это основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов правоотношений. В качестве основных принципов законности можно выделить прежде всего единство законности, всеобщность законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность (или неотвратимость реализации законности, некоторые выделяют также и верховенство закона. 1. Принцип единства законности означает, что на всей территории государства, несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных актов, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. 2. Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, государственных органов, должностных лиц. Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом. 3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. Наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразно в силу его несправедливости, неэффективности, устарелости и т.п. Целесообразность может вступить в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных актов: их устарелости, ошибках в праве и прочем. Именно здесь возникает спор, чему отдать предпочтение. 4. Реальность (или неотвратимость реализации) законности– это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. 5. Одним из принципов законности называют и верховенство закона. Этот принцип предполагает соответствие законам, как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, всех правоприменительных актов. Гарантии законности Гарантии законности – это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности. В юридической литературе гарантии законности подразделяются на две группы – общие и специальные. К первой группе (общим гарантиям) относят объективные и субъективные условия, обеспечивающие законность. Это экономические, политические, идеологические, социальные (общественные) и нравственно-духовные, или культурные. Ко второй группе (специальным гарантиям) относят организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения (правовые, психологические и управленческие гарантии). К экономическим гарантиям относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, развитие хозяйственных комплексов, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения. Все эти факторы положительно влияют на состояние законности. Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы и т.п. Но все эти условия связаны с экономическими гарантиями и могут рассматриваться как их разновидность. К политическим гарантиям относятся эффективное и как говорят сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством. В последнее время все большую актуальность приобретают идеологические гарантии. Поскольку состояние общественности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, то нельзя ни в коей мере игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. В этом отношении, безусловно, первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому нормативных правовых актов.тов. Важно подчеркнуть, что действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, системе.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей. Структуру правопорядка составляют: · правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане); · правоотношения и связи в обществе; · а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий). Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.). Выделяют следующие признаки правопорядка: 1. Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях. 2. Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. 3. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов. 4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. 5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. 6. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.124 (0.008 с.) |