Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 11. Организация общественной власти в условиях первобытного общества.

Поиск

Социальная власть в условиях родоплеменной организации именуется потестарной властью.

Потестарная власть - разновидность социальной власти, которая рассматривается как способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: авторитет, богатство, знания, принуждение, она носит анонимный характер, осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов, не монополизирована какой-либо группой общества. Не предполагает выделения особой социальной группы для занятия властью на постоянной и профессиональной основе. Собрание рода наделяет своего члена властными полномочиями, и оно же лишает его этих полномочий. Власть вождя держится не на специальном аппарате принуждения, а на личных качествах: авторитете, харизме, силе, уме, опыте. С течением времени появляется ремесло, возникает потребность в обмене продуктами труда - это ведет к появлению неравенства между родами. Наступает военная демократия – переходный этап к появлению государства, когда выделяется дружина, скапливается определенное богатство. Род разрастается, родственные связи теряются и развивается соседская община.
Природа власти.

1. биологическая природа власти в условиях родоплеменного строя: как управляется стадо животных (битва маралов (оленей-самцов): победивший самец становится во главе стада), так сходным образом было организовано и жизнь людей

2. наряду с биологическими законами люди позднее начинают все больше и больше руководствоваться законами социальными.

3. власть рассматривается как возможность влиять в нужном направлении, подавлять, принуждать и т.п.

4. иерархическое построение человеческой популяций, как результат конкуренции человеческих особей в ходе борьбы за жизнь.

5. власть - это проявление иерархических законов. Ее природа кроется в агрессивности, волевых качествах личности. Доминантная, т.е. самая агрессивная личность, подавляет других.

6. волевые личности - это естественные лидеры, и ими были всегда мужчины. (женщины заняты воспроизводством рода человеческого)

Одной из социальных закономерностей, нашедшей проявление у различных народов и в разных регионах земного шара, является создание специальных органов управления жизнью людей. Именно с помощью этих органов и осуществлялась власть в тот далекий период

Органы управления. В первобытном обществе в общей сложности можно выделить шесть органов управления. Оговоримся, что все властные структуры просматривались далеко не во всех племенах и не в равной мере. У одних племен были простейшие органы власти, у других использовалась более сложная ее система.Опрометчиво также думать о какой-либо жесткой подчиненности властных органов друг другу. Одним словом, конкретный характер власти у первобытных племен мог принимать различные черты.

1. Старейшины. Это предводители, главы семей или родов общин. Старейшиной становился зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом, мудростью (которые приходили с годами), умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организационным талантом, но главное - волей. Старейшину не выбирали. Старейшинами становились фактически, т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода, т.е. руководил повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Он также рассматривал споры между сородичами. Направляя жизнь рода, старейшина участвовал также и в общественном производстве.

2. Совет старейшин. На более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция стала разрастаться, а роды объединяться во фратрии(поселки), стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей (родов). Среди них выделялся главный. Совет старейшин как коллегиальный орган разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ, приходилось решать и санитарно-гигиенические вопросы с тем, чтобы уменьшить эпидемиологическую опасность для соплеменников.

3. Военные предводители. Это в основном главы племен. Объединение родов, фратрий в племена чаще всего имело место для защиты территории (или для нападения). Вот почему предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и организовывать ее практически. Военного предводителя окружала дружина хорошо вооруженных воинов, большей частью молодых людей.

4. Советы военных предводителей. Они собирались для решения военных вопросов: продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

5. Собрание взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали именно всех взрослых. В северных племенах практиковался созыв всех воинов. Рядом ученых это управление рассматривается как идиллия, основанная на демократических началах, принципе народовластия, где главенство принадлежало народному собранию.

6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Священники осуществляли как бы связующую роль между людьми и богами, которых было множество. Жрецы помогали "задобрить" богов путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Не всякий мог отгонять духов или выманить их изнутри человека, чтобы вылечить его. Жрецом мог стать, как правило, очень умный или даровитый человек. Жрецы также были хранителями, блюстителями обычаев группы. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой.
Вождество как предгосударственная форма власти

Термином "вождество" (англ. chief - начальник, руководитель, шеф и dom - владение, господство) обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).
Вождество возникает в обществе, состоящем из племен, как бы отдельных сегментов. Когда же оно сегментировано, но сегменты не расположены в ряд, общество нуждается в координации.
Теория вождества является "западным изобретением". В советское время предполагалось, что понятие Ф. Энгельса о военной демократии тождественно понятию вождества. Однако здесь имеются и отличия:

При вождестве, опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления.

Военная демократия - это горизонтальная политическая структура, в которой существуют три не подчиненных друг другу органа управления (предводитель, совет старейшин, народное собрание). В вождествах уже отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества.

В вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую.

В вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.

Основные каналы власти(компетенция вождей или функции, которые выполняли вожди):

1. Организационная функция. Появление вождества - это результат усложнения общественной жизни в связи с переходом общества к производящей экономике. Без введения иерархии в управление любая сложная система оказывается не способной адекватно реагировать на внешние и внутренние изменения.
2. Перераспределенческая функция. Перераспределение - это один из механизмов повышения жизнеспособности общества в результате катаклизмов (войны, холода, стихийных бедствий и т.п.)
3. Контроль за ресурсами. Вождь мог "дарить" имеющиеся ресурсы (например, землю, воду), тем самым повышая свой престижный статус, привлекать к обработке общественных или личных ресурсов пока под каким-либо благовидным предлогом и, наконец, имел право на лучшую долю ресурсов.
4. Контроль над обменом. Вожди начинают давать разрешение соплеменникам на проведение этих видов деятельности, поскольку всеобщий запрет на общение с другими племенами существовал с момента зарождения общества(действовал принцип: тот, кто не свой - чужой).
5. Военная функция. Война являлась важным способом расширения доходов вождя и его ближайшего окружения. Военные приобретения реже шли в котел общего перераспределения, чем результаты хозяйственной деятельности. Вокруг военного предводителя концентрируются профессиональные воины - дружина. Они прямо ориентированы на своего военачальника, лично преданы ему. Именно это является еще одним фактором усиления его мощи.

Вопрос 12. Понятие коллизии нормативных актов. Коллизионная норма и ее структура. Виды коллизионных норм.

Юридические коллизии - р асхождения или противоречия

между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Классификация юридических коллизий:

1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами;
2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов);
3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий);
4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований;
5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки);
6) коллизии между национальным и международным правом

Коллизия нормативных актов – столкновение, противоречие двух или более формально действующих актов, изданных в разное время или в разном объеме органами различных государств или различными органами одного государства по одному и тому же вопросу.

Причины возникновения коллизий:

1. наличие актов разной юридической силы, применяемых к решению одного и того же вопроса

2. наличие применяемых к решению одного и того же вопроса актов, принятых в разное время (временной промежутка между принятием актов)

3. наличие нормативных актов разных территорий

4. особенности, различия правового регулирования в разных государствах,

5. наличие противоречий в отношениях, регулируемых правом

6. ошибки в правотворчестве, недостатки в кодификационной работе.

Коллизионные нормы - общее правило разрешения коллизий; нормы, которые разрешают коллизии между правовыми актами данного государства или между законами различных государств.
Коллизионные нормы могут устанавливаться различными органами гос-ва, внутригос-венными актами или международными соглашениями
Функция коллизионных норм состоит в формировании коллизионного механизма регулирования, сами по себе они лишены регулятивного воздействия.

«Внутреннее» коллизионное право - совокупность внутригосударственных коллизионных норм
«Внешнее» коллизионное право - совокупность норм, разрешающих коллизии между законами различных государств; является частью международного частного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.008 с.)