Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сословие-корпоративный характер средневековой моралиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идед Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали. Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны: • пессимистический взгляд на земную жизнь людей; • оптимистическое упование на Царство Божие; • утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея: • придает морали общечеловеческий статус; • является универсальным принципом морали; • рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему. Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": " Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея). Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества. Церковь монополизировала и образование: • начальные школы существовали при храмах и монастырях; • богословский факультет был главным в университетах; • духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер, Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению. 2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат: • корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена); • социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов); • общинная порука. В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство. Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли. Была сформирована корпоративная мораль, которая: • включала представление о справедливости по сословному признаку; • указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.; • определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности; • устанавливала сословную субординацию. Осмысление сословие-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека. Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду. В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство. Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности. Все сословия объединяло христианство: • каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой; • убийство любого человека - смертный грех. Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.
Вопрос 2. Философоко-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина) L Августин Блаженный Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский 1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей. Августин Блаженный утверждал: • человек греховен и слаб; • Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо; • высшим благом является воля Господа; • заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны; • спасение человека заключается в искренней вере. Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом. Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом. Августин Блаженный считал, что: • земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге; • интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога; • мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале; • судьбы людей предопределены, поскольку: • человек создан способным к безгрешной жизни; • человеку дана свобода морального выбора; • свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи); • зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога; • человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог. Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума. Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми". 2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что: • предметы теологии и философии совпадают; • в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически; • научное обоснование догматов христианства укрепляет веру; • ряд христианских догматов недоступен уму людей. Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности. Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни. Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека. Причины зла: • неподчинение человека правилам, законам; • несовершенство воли человека; • неверный моральный выбор. Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на: • умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие); • нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.); • богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека: • являются свойствами низшей, чувственной природы; • морально нейтральны; • приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму. По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством: • благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей); • закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял: • "вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей; • "естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание из бежать зла; • "человеческий' закон - законы государства. 3. Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что: • из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора; • человек не способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху; • моральность человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |