Сословие-корпоративный характер средневековой морали



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сословие-корпоративный характер средневековой морали



1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складыва­лась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идед Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, един­ственный источник морали.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную фило­софию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второ­степенную роль. Дляхристианской этики Средневековья характерны:

• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

• оптимистическое упование на Царство Божие;

• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:

• придает морали общечеловеческий статус;

• является универсальным принципом морали;

• рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.

Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали":"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).

Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.

Церковь монополизировала и образование:

• начальные школы существовали при храмах и монастырях;

• богословский факультет был главным в университетах;

• духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,

Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.

2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:

• корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крес­тьянские общины, рыцарские ордена);

• социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельца­ми, вассальная служба феодалов);

• общинная порука.

В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изме­нения: официальная религиозная идеология преследовала инакомысля­щих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравен­ство.

Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.

Была сформированакорпоративная мораль, которая:

• включала представление о справедливости по сословному признаку;

• указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;

• определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлеж­ности;

• устанавливала сословную субординацию.

Осмысление сословие-корпоративной морали проходило в рамках ре­лигиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправед­ливость, жестокость общественных отношений объясняла греховнос­тью каждого человека.

Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.

В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.

Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, ко­дексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламен­тированные права и обязанности.

Все сословия объединялохристианство:

• каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;

• убийство любого человека - смертный грех.

Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца фе­одал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не отно­силось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство ере­тика не осуждалось официальной религиозной моралью.

 

Вопрос 2. Философоко-этическая мысль Средневековья

(официальная этическая доктрина)

L Августин Блаженный

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духов­ное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.

Августин Блаженный утверждал:

• человек греховен и слаб;

• Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо;

• высшим благом является воля Господа;

• заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолют­но совершенны;

• спасение человека заключается в искренней вере.

Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно под­вергаться сомнению и является абсолютным благом.

Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерар­хии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.

Августин Блаженный считал, что:

• земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существова­ние, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удо­вольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге;

• интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;

• мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале;

• судьбы людей предопределены, поскольку:

• человек создан способным к безгрешной жизни;

• человеку дана свобода морального выбора;

• свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);

• зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представ­ляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога;

• человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от веле­ний Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог.

Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (вхо­дило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума.

Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми".

2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что:

• предметы теологии и философии совпадают;

• в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоре­тически;

• научное обоснование догматов христианства укрепляет веру;

• ряд христианских догматов недоступен уму людей.

Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Госпо­дом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.

Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувствен­ным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть толь­ко в загробной жизни.

Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсо­лютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.

Причины зла:

• неподчинение человека правилам, законам;

• несовершенство воли человека;

• неверный моральный выбор.

Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - дей­ствие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:

• умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);

• нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умствен­ными добродетелями (справедливость и т. п.);

• богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не стра­стями, а разумом. Страсти человека:

• являются свойствами низшей, чувственной природы;

• морально нейтральны;

• приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.

По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством:

• благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей);

• закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял:

"вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей;

"естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание из бежать зла;

"человеческий' закон - законы государства.

3. СхоластАнсельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что:

• из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора;

• человек не способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху;

• моральность человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.014 с.)