Театральное искусство Средневековья. Религиозные жанры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральное искусство Средневековья. Религиозные жанры.



История средн. театра проходит два этапа:

1. этап раннего (с V по XI в.) и

2. зрелого (с XII до сер. XVI в.)

Церковь ревностно уничтожала следы античного теара, но театр не погиб. Он родился из нового уклада жизни варварских племен. Истоки театра средневековья в сельских обрядах народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и положили начало будущим театральным действиям. массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Но если церкви удалось воспрепятствовать свободному развитию народного театра, связанного с фольклором, то все же отдельные виды сельских увеселений породили новые народные зрелища — действа гистрионов.

Гистрионы. Спасаясь от бесчеловечной эксплуатации феодалов, крестьяне в поисках лучшей жизни идут в города. Вместе с этими предприимчивыми людьми в город часто переселяются и деревенские затейники. Процесс разделения труда захватывает и этих вчерашних сельских острословов и плясунов, они становятся професс. забавниками — гистрионами. Во Франции их называют жонглерами, в Германии - шпильманами, в Польше — франтами, в Болгарии — кукерами, в России - скоморохами.

Источник их творчества - жизнь среднев. города, шумные ярмарки, сутолока городской улицы. Их искусство вначале отличает синкретизм: каждый и поет, и танцует, и сказывает сказки, и играет на музыкальном инструменте, и проделывает еще десятки других забавных вещей. Но постепенно происходит расслоение массы гистрионов:

· искусство комиков - буффонов, близкое к цирковому,

· искусство рассказчиков,

· певцов

· музыкантов-жонглеров

· творчество сочинителей и исполнителей стихов, баллад и танцевальных песен — трубадуров, называя их людьми, “умеющими нравиться знатным”.

Выросшее из сельских обрядовых игр, впитавшее в себя бунтарское настроение городских низов, искусство гистрионов подвергалось гонениям и преследованиям церковников и королей. Но никто, даже сами епископы и самодержцы не могли устоять против соблазна увидеть веселые, жизнерадостные выступления гистрионов. Под их непосредственным влиянием ширится волна самодеятельного театра XIV — XV вв. Гистрионы накопили элементы актерского искусства и сделали первые попытки изобразить челов. типы. Они подготовили рождение фарсовых актеров и свет. драматургии, ненадолго расцветшей во Франции в XIII в.

Литург. драма.

· доносили Свящ. писание. В связи с этим к IX в. возникла театрализованная месса. Со временем она усложнилась, костюмы стали более разнообразными, движения и жесты – лучше отрепетированными.

· Драма приобрела динамичность развития, намного упростилась и обновилась. Позже литургические драмы стали ставить не в храме, а на паперти. Таким образом, в середине XII века возникла полулитургическая драма. После этого церковный театр, несмотря на власть духовенства, попал под влияние толпы. Она стала диктовать ему свои вкусы, заставляя давать представления не в дни церков. праздников, а в дни ярмарок. Кроме этого, церковный театр заставили перейти на понятный народу язык. Для того чтобы и впредь руководить театром, священники позаботились о подборе житейских сюжетов для постановок.

· Постепенно все библейские легенды подверглись поэтической обработке. Понемногу в постановки стали вводить некоторые технические новшества, т. е. претворять в жизнь принцип симультанной декорации. Это означало, что одновременно показывалось несколько мест действия, а кроме этого, увеличилось количество трюков. Но, несмотря на все эти новшества, полулитургическая драма оставалась тесно связанной с церковью. Ее ставили на церковной паперти, средства на постановку выделяла церковь, репертуар составляло духовенство. Но участниками представления, наряду со священниками, становились и мирские актеры. «Действо об Адама» - Англия.

Мираклии – расск. о чудесах святых: «Действо о св. Николае» Бодей, «Действо о Теофиле».

Моралите -нравоучительное аллегор. представление западно-европ. театра позднего Средневековья (15–16 вв.).

Источник худ-изобраз. средств - жанр религ.-назид. стихотворной драмы – миракль. Но развитие и становление произошло в рамках популярного в 14–15 вв. жанра мистерии.

Нет сюжетов, инсценирующих религ. сюжеты, но в нем сохранен принцип религ. поучения, проповеди. Персонажи моралите не индивидуализированы, диалоги не действенны, но повествовательны.

Каждый из персонажей был снабжен атрибутами, расшифровывающими его аллегор. смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь.

К концу 16 в. практически полностью было вытеснено из живого контекста культурной жизни. Отдаленное влияние моралите в традициях массовых и коллективных праздников можно проследить в политических агитках, митингах и демонстрациях первых десятилетий советской власти, в изображениях буржуев, рабочих, кулаков, бедняков и т.д. Еще более слабые отголоски моралите обнаруживаются в шарадах: визуально раскрытая аллегория помогала зрителям отгадать задуманное слово.

МИСТЕРИЯ - возникла из литург. драмы=инсценировки отдел. еван. эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям.в них стали принимать участие и миряне (комич ролях).

Содержание: сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов.

Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках- пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней. Представления ми организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов.

К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В ней возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.

9. Театральное искусство Средневековья. Светские жанры.

Фарс- самостоят. театральный жанр со 2ой пол. XV в. Название - от латин. «начинка».

Истоки - в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры. Рассказы гистрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия — его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии же фарс окреп — сформировался как сценический жанр.

Фарс:

· мотивы социальной критики, направленной не только против феодалов, но и против бюргерства, которые сыграли огромную роль в рождении фарса.

· пародии на церковную службу.

· организация “дурацких корпораций” — объединения мелких судейских чиновников, разнообразной городской богемы школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-парады их фарсовых представлений.

· Кроме пародий, фарсеры разыгрывали сатирические сценки-соти (sotie — глупость). Выступали не бытовые персонажи, а шуты, дураки (Тщеславный дурак-солдат, Дурак-обманщик, Клерк-взяточник и т.д.). В соти непосредственно использовался опыт аллегорий моралите, давалась обощенная картина действительности. Расцвет жанра соти — это рубеж XV—XVI вв., и сам Людовик XII порой использует народный фарсовый театр в борьбе с папой Юлием II. Однако сатирические сценки были небезопасны не только для церковных, но и для светских властей — в них высмеивались и Богатство и Дворянство. Это и послужило причиной запрещения соти при Франциске I.

Моралите -нравоучительное аллегор. представление западно-европ. театра позднего Средневековья (15–16 вв.).

Источник худ-изобраз. средств - жанр религ.-назид. стихотворной драмы – миракль. Но развитие и становление произошло в рамках популярного в 14–15 вв. жанра мистерии.

Нет сюжетов, инсценирующих религ. сюжеты, но в нем сохранен принцип религ. поучения, проповеди. Персонажи моралите не индивидуализированы, диалоги не действенны, но повествовательны.

Каждый из персонажей был снабжен атрибутами, расшифровывающими его аллегор. смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь.

К концу 16 в. практически полностью было вытеснено из живого контекста культурной жизни. Отдаленное влияние моралите в традициях массовых и коллективных праздников можно проследить в политических агитках, митингах и демонстрациях первых десятилетий советской власти, в изображениях буржуев, рабочих, кулаков, бедняков и т.д. Еще более слабые отголоски моралите обнаруживаются в шарадах: визуально раскрытая аллегория помогала зрителям отгадать задуманное слово.

«Благоразумный и неразумный».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.008 с.)