Творчество У. Шекспира и значение для послед. развития западноевр. театр. ис-ва.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество У. Шекспира и значение для послед. развития западноевр. театр. ис-ва.



Родился в Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого.

1593–1594 - вступил в одну из ведущих английских театр. трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя – к 1612. Т.о., творч. путь Шекспира был не долгим – около 20 лет. за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях (Как вам это понравится, Два веронца, Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Укрощение строптивой, Комедия ошибок) присутствует отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Герои шекспир. комедий незаурядны, в их образах воплощены черты: воля, острый ум, стремление к независимости, жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок) Шекспир строит сложные реалистические характеры.

В этот период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части Генриха VI и Ричард III – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – Ричард II, две части Генриха IV и Генрих V – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу, т.к. любимым театр. жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов.

Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие буд. трагедий – Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь.

Второй период тв-ва Шекспира (1601–1607) посвящен трагедии (две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества – Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1607), Кориолан (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными.

Произведения последнего периода его творчества: Цимбелин, Зимняя сказка, Буря. Это – поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтич. фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуман. идеалах, признание невозможности достижения гармонии.

с 1599 – с театром «Глобус». Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае,. но как актер не пользовался особой популярностью. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных соц. и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей.

Каждая роль в шекспир. пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценич. интерпретации; лексич. строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценич. обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III др.).

Именно в Шекспир. театре отразилась главная особенность англ. Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий филос. уровень. Театр стал универсальной, внеистор. моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества.


Англ. ренесс. театр. Устройство театральных представлений, актерское искусство.

В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда – ни прежде, ни после – английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров. Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень.

3 этапа развития англ. ренессанса:

1. к. 15 в. – нач. 16 в. – начальный период формирования нового мировоззрения; в театре сопровождался переходом от среднев. моралите и интерлюдии (переходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жанрам – трагедии и комедии.

2. к. 16 в. – нач. 17 в., до смерти Шекспира в 1616 – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения.

3. смерть Шекспира в 1616 - закрытие пуританскими властями театров в 1642 – знаменует кризис и упадок английского театра.

Отсчет английского театра Возрождения можно вести от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце 15 – нач. 16 вв. ставились спектакли на латинском языке.Поворот к профессионализму произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа. наиболее яркие драматургиБен Джонсон, Джордж Чапмен, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер.

Большие деревянные здания публичных театров были различной формы: круглые, квадратные или восьмигранные. Крыши у здания не было, имелся только небольшой навес над сценой. Эти театры могли вместить до 2000 зрителей. Основная масса зрителей, состоявшая из простого народа, смотрела спектакль стоя. Богатые горожане занимали места в галереях, которые тремя ярусами располагались в круглых стенах театра.

В 1599 году был выстроен театр «Глобус». Здание имело восьмигранную форму, сцена – трапецеидальный вид, ее основание выдавалось в зрительный зал. Функциональное пространство было разделено на 3 части: передняя часть сцены – просцениум; задняя, кот. была отделена двумя колоннами, удерживавшими соломенный навес; верхняя – балкон над задней сценой. Завершала эту сложную конструкцию небольшая башенка, на которой во время представления вывешивался флаг. Сцена обычно украшалась коврами и циновками, а занавес, в зависимости от жанра (комедия или трагедия), мог быть голубым или черным. Здание первого театра «Глобус» было уничтожено пожаром в 1613 году. После восстановления он просуществовал до 1645 года.

Актеры лондонских театров в основной своей массе, не считая известных, которые пользовались покровительством вельмож, были малообеспеченными и бесправными людьми. Королевский указ приравнивал артистов к бездомным бродягам и предусматривал наказание труппам, кот. не имели богатых покровителей.

Форма организации театральных трупп:

1. паевое товарищество актеров с самоуправлением (Глобус)

2. частное предприятие во главе с антрепренером, владевшим реквизитом и покупавшим права на постановку пьесы у драматургов (Роза). Частный предприниматель мог нанимать любую труппу, ставя актеров в кабальную зависимость от его прихотей. Количеств. состав труппы был не более 10—14 чел., кот. в репертуаре театра должны были исполнять по несколько ролей. Женские роли играли миловидные юноши, добиваясь пластичностью движений и лиричностью голоса достоверного исполнения. Общая манера игры актеров переживала стадию перехода от эпич. стиля и возвышенной патетики к сдержанной форме внутр. драматизма. Ведущими актерами трагич. жанра - Ричард Бёрбедж и Эдуард Аллейн.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.005 с.)