Театральное искусство Древнего Рима. Драматургия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральное искусство Древнего Рима. Драматургия



1) Первобытный театр (до знакомства с греч.);

2) Театр республики (кон 3 – сер 2 в до н.э.);

3) Т. республики периода гражд. Войн (133г – 31гг до н.э.);

4) Театр Рим. империи.

Истоки римского театра:

· латиняне: фесценины (сбор урожая): начало бытовой комедии.

· этруски: сатуры – «смесь»: драматич. сцена бытового характера, под аккомпанемент флейты. Гистрионы – актеры. праздник Сатурналий (в честь италийского божества Сатурна). Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая.

· аски: ателланы – комедия-импровизация. 4 постоянных персонажа: макк – дурак, обжора; букон – парень, болтун; папп – богатый, скупой; досен – горбун.

К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда пародировал мифы, выводя в шутовском виде богов и героев.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Древней Греции. Римский театр эпохи республики Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

Ливий Андроник (3в. до н.э.) поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедии, переработанные им с греческого образца или, быть может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка дала первый толчок развитию римского театра.

Гней Невий с полным основанием можно назвать первым самобытным римским поэтом. Его стихи (сатуры), драмы, эпическая поэма “Пуническая война” отличались самостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своей драматургической деятельности Невий писал трагедии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов. Но вскоре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Позднее претексты использовали в качестве сюжетов не только исторические, но и современные события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отличие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).

Плавт был самым блестящим представителем паллиаты (комедия плаща). Излюбленный персонаж Плавта — хитрый, пронырливый раб, помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрывках. («Кубышка», «Минехмы»)

Теренций написал шесть комедий, и все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило, заимствует у Менандра, причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты - семейный характер, и основной целью драматурга является гуманизация нравов.

Развитие действия менее динамично, есть элементы эланы, нет обращения к зрителям (в отличие от Плавта). Глубокие психологические характеристики персонажей.

Одна из наиболее известных комедий — “ Братья ” (160 до н.э.) — ставит вопрос о воспитании молодежи. В комедии побеждают новые взгляды, представители которых считают, что надо быть снисходительным к проделкам молодых людей, воспитывать их не приказами и наказаниями, а добрыми советами.

Тогата – комедия, где актеры выступают в римских одеждая (тогах). Расцвет – к. 2 – нач. 1 до н.э. Действующие лица: крестьяне.


6. Театр. ис-во Др. Рима. Организация театр. представлений. Здания театров. Актер. ис-во Постоянного театрального здания в Риме не было до сер. I в. до н. э. по причине консервативности сената. Для представления обычно воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На эту сценическую площадку вела узкая лесенка в 4—5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. Декорации трагедий изображали дворцы, на фоне которых разворачивалось действие. В комедиях декорации изображали городскую улицу с фасадами домов, перед которыми и разворачивалось действие. Иногда зрители сидели на скамейках перед сценой. Но чаще всего сенат запрещал устраивать для зрителей места, считая это признаком изнеженности. Все сооружение, построенное для театральных игр, ломалось после их окончания.

В постановках Рима в отличие от ателланов играли уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами.

Людиус – сценические дети. Актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они, в отличие от греческих артистов, занимали в Риме низкое общественное положение. Актеры здесь объединялись в труппы во главе с хозяином — антрепренером. Последний по договоренности с властями организовывал театральные представления, в которых обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами. Нельзя было поднимать руки выше глаз.

Актеры в III— II вв. до н. э. не имели масок. Маски появились в этих жанрах лишь в 130 г. до н. э. Поэтому в отличие от греков римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались в особых случаях, например, когда надо было играть двойника в комедии или в постановках играли актеры-любители, принадлежавшие высшему обществу.

В рим. театре не было хора. Была деревянная крыша и занавес.

Важным событием в театральной жизни Рима стало появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г. до н. э. знаменитым римским полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. дон. э. в Риме было построено еще 2 каменных театра: Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Театр империи: (1в. до.н.э.) правление Октавиана – золотой век.

Сенека:

· в произведениях выразились его филос. взгляды (стоицизм)

· темы: власть рока, величие мудреца, тирания.

· трагедии не динамичны.

· «Медея»

80 г. до н.э. -Колизей.

7. Театральное искусство Древнего Рима периода империи.

Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием. Считалось, что такая натуральность способствует успеху спектакля. Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре. Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины. Однако, актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок. До I века до н.э. их заменяли гримом и париками. Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным.


Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение. Отсутствие маски нарушало общий условный стиль спектакля.
В римсокм театре самыми известными были трагический актер Эсоп и комический актер Росций, долго боролся за то, чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье" актерского труда и отказался от гонораров.
Но римские маски имели отверстия для рта и глаз намного больше, чем греческие, т.е. актеры могли пользоваться теперь и мимикой.

Во времена Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью. Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились кровавыми травлями.

Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде " Наука поэзии ".

В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю.

В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства. Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Сохранились остатки радиально расположенных стен, поддерживавших полукруглый зрительный зал, а также часть фасада театра, представляющая собой двухъярусную аркаду. Возможно, что был и третий ярус, не сохранившийся до нашего времени. Таким образом, в театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное выражение в Колизее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.011 с.)