Итальянский театр Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итальянский театр Просвещения



Итальянский театр сопровождалось длительной борьбой против формализма и безыдейности на театральной сцене. Драматург Карло Гольдони - создал новую комедию характеров. Вместо импровизации в основу спектакля был положен литературный текст. Реалистические и демократические комедии - обличали феодальную аристократию и бюрократию в общественных, семейных и личных делах, тонко изображали нравы буржуа и простой народ («Трактирщица»). Драматург Карло Гоцци развивал жанр театральной сказки. («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).

 

33. РОМАНТИЗМ – (фр. – роман) – в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв., возник в Германии, идейное и худ. направление в европ. и амер. дух.культуре. В центре – личность, главный конфликт – к. личности и общества. У истоков нем. - теоретики иенской школы - В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик.

Мировоззренческие черты:

- разочарованность в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе

- разлад идеала и социальной действительности

- нивелировка и духовное опустошение личности

 

Отсюда:

- пессимизм по отношению к обществу - «болезнь века». Герои (Ф.Р.Шатобриана, Дж.Байрона, Г.Гейне) - настроения безнадежности, отчаяния – общечеловеческий характер. Общественные и политические проблемы. Миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира» - свойственна всей ром.литературе, ярко воплотилась в «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), в произведениях Байрона, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна;

- интерес к национальному, прошлому, традициям фольклора и культуры своего и др. народов, открытие культуры Средневековья, восхищение античностью не ослабевает -> создание жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположник - В.Скотт. Разнообразие - философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности отдельных черт, изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за др. новых поколений. Подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они выше обстоятельств и не зависят от них;

- стремление найти путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого». Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин);

- синтез искусств: синтез родов и жанров, взаимопроникновение. Художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии, народного творчества;

- внимание к внутреннему миру человека - культ субъективного, тяге к эмоционально-напряженному à главенство музыки и лирики. Уверенность в самоценности человека - протест против рока истории. Классицистическое «подражание природе» vs. творческая энергия художника, преображающего реальность. Гений художника не подчиняется правилам, но творит их (отголоски «бури и натиска»). П остичь роль человека в происходящих исторических событиях;

- развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады. В лирике - использование многозначности слова, развитие ассоциативности, метафоричности, открытия в области стихосложения, метра, ритма.

 

Pомантизм в театре.

- как протест против классицистской трагедии: строгая рациональность кл. - нет отклика зрителей

- исток в театре - движение «Бури и натиска» - Ф.Шиллер (Разбойники, Коварство и любовь) и И.В.Гете (Гец фон Берлихинген). Р азрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, главный герой - сильная личность, восстающая против законов общества. Но трагедии еще подчинены законам классицизма: три канонических единства; язык пафосно торжественен. Изменения в проблематике пьес: культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все законы: морали, нравственности, социума. Э стетические принципы - период Веймарского классицизма (И.В.Гете - руков. придворного Веймарского театра). Основы эстетики театр. р-ма: воображение и чувство. Впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль, в театральную практику - введены застольные репетиции.

- развитие актерского искусства: впервые основой создания роли - психологизм. На смену рациональной актерской манере классицизма - бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Кумиры публики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент (Германия), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США); П.Мочалов (Россия).

- развивается музыкально-театральное искусство – опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), балет (Пуни, Маурер и др.).

Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра – впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

 

34. Сценическое искусство Франции эпохи романтизма.

Ром-зм как мироощущение сложился вследствие реакции на фр. рев-цию,крушение феод. строя, рев. броджения, множество нац.-освободительных и соц.движений. Пафос протеста, мечта о свободе и независимости человека и народов,ненависть к буржуазному «накопительству»,идеи утопического социализма,проблема взаимодействия личности и об-ва.

В период франц.революции 1789-1794г. зарождаются новые формы и жанры ис-ва отвечавшие своей политич. остротой и глубоким демократизмом интересам народных масс. Наиболее мощно представленным направлением ис-ва вскоре становится романтизм – первая попытка постигнуть новые закономерности жизни. Начав складыватся на грани 18-19 века романтизм в странах Западной Европы развивался в острой борьбе с господствующим классицизмом, уже к середине 1820-ых достиг зрелости и выдвинул теоретиков: Братья Шлегели в Германии,Ж. де Сталь во Франции.Каждая страна дала свой вариант романтизма. Революционный период:Театр включён в общее идеологическое русло. Дискуссия о свободе театров и отмене монополии (Седен,Мерсье,Бомарше,Дюсис,Шенье).В рез-те - 1791 – декрет о свободе театров. Проблематика пьес – созвучна идеям революц.масс.На спектаклях – классовые бои.Любимая пьеса – «Гораций»Корнеля(«Цинна» - нелюбимая).с 1790 – масштабные народные празднецтва – воспевание античной республиканской гражданственности(явление революц.классицизма- Шенье),развитие жанра мелодрамы(Монвель – «Монастырские жертвы»,Ламартельер «Робер,атаман разбойников»).В комедиях – излюбленный образ раскаявшегося аристократа и проблемы морали (Фабр д Эглантин - актёр),увлечение водевилью (Театр Пииса и Барре,театр Трубадуров).

Якобинский период – наивысший революц.подъём театра,признание его средством идеологич.просвещения масс,театры переданы введение комиссии народного просвещения Конвента. Привлечение зрительских масс – бесплатные спектакли.Успех – «Тартюф»(в финале корол.офицер заменён революционером), «Мизантроп», «Скупой»,из пьес сняты аристократич.титулы. Но: в 1794 – победа бурж.контрреволюции- разгром культ.завоеваний якобинского периода,попытка задушить революц.мысль,насытить её безидейной развлекательностью.Становление романтизма протекает в борьбе с устойчивыми традициями классицизма.

Театр Периода Консульства и империи (Нач.19 века) – постепенное проникновение идей романтизма.течениия – 1)реакционный романтизм,консерватизм (Шатобриан «Атала», «Рене» - фозрождение феод.основ и его идеализация;,католицызм.),2)прогрессивное романтическое течение – Анна-луиза-жермена де сталь – позиция жизнеутверждения и веры в буржуазный прогресс, в возможности чел-ка (Сталь,Гюго),развитие критического реализма (Стендаль,Мериме,Бальзак).,3)классицизм – официальный стиль империи Наполеона (драматург Лемерсье,Ренуар)

Театр периода реставрации и июльской монархии (После 1815г) – феодально-католич.реакция – с одной стороны, кружок прогрессивных романтиков «Сенакль» - с другой,статьи Стендаля,деятельность Мериме. Усиление идейной борьбы. Прославление Бурбонов бульварными театрами. Романтики-монархисты – тесно связаны с монархистами классицистского лагеря (переплетение романтизма и классицизма)и вели дискуссии с романтиками-либералами.Стремительный рост театральной сети,расширение плацдарма творческих поисков драматургов. Конец 1820ых – идеи утописеского социализма,выступления Гюго – вождя демократического романтизма,обновление театра.Особенность 1820-30ых – тесная связь романтической драматургии с живой театр.практикой.Реалистическая драматургия подвергалась цензуре. В период Реставрации и Июльской монархии – окончательно складывается тип коммерческого театра(за исключением 2-3ёх гос.театров).В Париже – свыше – 20ти театров и 200 драмматургов атмосфера коммерческой конкуренции(подкуп прессы,реклама).Актёры: Тальма,Бокаж, Дорваль, Фредерик-Леметр,Дежазе,Дебюро,Рашель. Крупнейшие драматургические явления периода реставрации – не вошли в репертуарт театров, а так и остались драмами «Для чтения».Активно ставится «соглашатель»Делавинь.Бульварные театры заполнены мелодрамой (Дюканж «Тридцать лет, или жизнь игрока»,Добиньи,Антье).в 1830 – активизируется «Наполеоновская»тема – мечта о народном герое и патриотизм.

Переломный момент в ис-ве– революция 1848года – парижское пролетарское восстание – антагонизм буржуазии и пролетариата,свергнута Июльская монархия, установлена республика,но в 1851 – гос.переворот Луи Бонапардом. Период Второй империи (до 1870г)-утрата революционных и демократических традиций: кризис бурж.к-ры,она опирается на философию позитивизма (Ипполит Тэн).Черта – отрыв театра от литературы.Господство коммерции,охранительные задачи,вытеснение идейно-насыщенной драматургии,из жанров – развлекательные (водевиль,оперетта), и буржуазно-апполагитическая драматургия (Дюма-сын,Ожье,Сарду) – злободневный материал,изображение бурж.быта и нравов,портретные черты бурж.героя;отсутствие изображения типических хар-ров в типичных обстоятельствах (критич.реализм),идеализация бурж.действительности,стиль искусства «малой правды».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.007 с.)