Воспитание нравственной культуры общения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание нравственной культуры общения



 

1. Можно выделить следующие принципы общения.

· Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, ре­лигия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно от­нести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на опреде­ленных этических принципах. Например, религиозная мораль ориенти­рована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высо­кой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответ­ственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллек­тива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает воз­можность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

3.Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества(морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат обще­принятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

• на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, тра­диций, обычаев и др.;

• на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концеп­ций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормаль­ной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и пре­вращения во внутренний мир человека:

• объективных законов человеческого общежития;

• моральных знаний, норм, правил;

• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни обще­ства. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен под­вергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной прак­тикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении сво­их обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспита­ние, то есть:

• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

Вопрос 5. Милосердие

Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви

Любовь и долг

Любовь, милосердие и справедливость

Самосовершенствование

1. Милосердие - это:

• доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

• сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

V благотворительность.

В христианской этикезаповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Иисус Христос).

Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая

врагов.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь

милосердная, инициативная.

Ф. Ницшев своей критике христианской этики утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека. По мнению Ницше, человек должен любить не ближнего (обыденное), а "дальнее", будущее (высшее, совершенное).

1. Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгуляции и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

• мотивом нравственной деятельности является не любовь, адолг;

• любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

• любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

"Бескорыстное благоволение" (которое и называют любовью) может бы подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).

Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен запо­веди любви: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству".

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевс­кий. Он утверждал:любовь - это:

• метафизическая основа нравственности;

• форма деятельного, заботливого отношения к людям;

• чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сенти­ментальное проявление любви).

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забы­вает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себя­любия.

Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

3. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

Гоббстолковал заповедь милосердной любви как стандарт общечелове­ческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В. С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулиров­кой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мне­нию Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духов­ного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравствен­ными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вто­рая – ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно проти­востоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому челове­ку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что мило­сердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основ­ным уровням морали).

Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей.

Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

* является долгом человека;

* не является обязанностью человека (рекомендуемое требование);

* основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

4. Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интерес других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству. Милосердие является средством и содержаниемсамосовершенствования человека.

Л. Н. Толстой предложил модель подготовки к опыту деятельной любви:

• не позволять себе думать дурное ни о ком;

• не говорить дурное ни о ком;

• не делать другому того, чего себе не хочешь.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.01 с.)