Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание нравственной культуры общения

Поиск

 

1. Можно выделить следующие принципы общения.

· Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, ре­лигия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно от­нести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на опреде­ленных этических принципах. Например, религиозная мораль ориенти­рована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высо­кой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответ­ственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллек­тива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает воз­можность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

3. Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат обще­принятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

• на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, тра­диций, обычаев и др.;

• на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концеп­ций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормаль­ной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и пре­вращения во внутренний мир человека:

• объективных законов человеческого общежития;

• моральных знаний, норм, правил;

• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни обще­ства. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен под­вергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной прак­тикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении сво­их обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспита­ ние, то есть:

• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

Вопрос 5. Милосердие

Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви

Любовь и долг

Любовь, милосердие и справедливость

Самосовершенствование

1. Милосердие - это:

• доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

• сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

V благотворительность.

В христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Иисус Христос).

Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая

врагов.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь

милосердная, инициативная.

Ф. Ницше в своей критике христианской этики утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека. По мнению Ницше, человек должен любить не ближнего (обыденное), а "дальнее", будущее (высшее, совершенное).

1. Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгуляции и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

• мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;

• любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

• любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

"Бескорыстное благоволение" (которое и называют любовью) может бы подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).

Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен запо­веди любви: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству ".

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевс­кий. Он утверждал: любовь - это:

• метафизическая основа нравственности;

• форма деятельного, заботливого отношения к людям;

• чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сенти­ментальное проявление любви).

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забы­вает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себя­любия.

Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

3. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечелове­ческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В. С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулиров­кой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мне­нию Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духов­ного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравствен­ными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вто­рая – ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно проти­востоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому челове­ку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что мило­сердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основ­ным уровням морали).

Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей.

Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

* является долгом человека;

* не является обязанностью человека (рекомендуемое требование);

* основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

4. Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интерес других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству. Милосердие является средством и содержанием самосовершенствования человека.

Л. Н. Толстой предложил модель подготовки к опыту деятельной любви:

• не позволять себе думать дурное ни о ком;

• не говорить дурное ни о ком;

• не делать другому того, чего себе не хочешь.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.011 с.)