Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие христианские добродетели

Поиск

1. С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последо­ватели. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы муче­нической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.

Иисус Христос был одновременно:

• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;

• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью чело­века и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Твор­ца и человека.)

А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...мож­но говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".

Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".

2. Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия осно­вана на представлении в том, что Бог.

• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпиричес­кого и идеального мира);

• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;

• является целью и смыслом мира;

• является моральным абсолютом;

• есть любовь. Человек:

• создан Богом по образу и подобию Божьему;

• наделен духом, душой и волей;

• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Ада­ма и Евы, прогневивших Господа;

• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.

Главной целью христианина являются:

• искупление грехов, покаяние;

• воссоединение с Господом;

• обретение Царства Божия после смерти.

Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах

обречен адскому пламени.

Царство Божие. Царство небесное понимается как:

• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;

• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для:

• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.);

• обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");

• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").

В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смер­тью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).

Нравственный человек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредото­чиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.

Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хле­бе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в пер­вую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но греш­ников к покаянию" (Евангелие от Матфея).

Иисус Христос в Нагорной проповеди придал заповедям Моисея харак­тер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.

"Не убий". Нельзя не только убивать, но даже:

"гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним;

выражать неуважение к другому человеку;

отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.

"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на жен­щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.)

"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос).

Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.

Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:

"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);

"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";

"просящему у тебя дай";

"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро тво­рите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"

Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:

"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";

"когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";

"когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...".

Также Иисус завещал:

"...прощать людям согрешения их...";

"...не собирать себе сокровищ на земле...";

"...не судите других...";

"...берегитесь лжепророков...".

В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали ". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

3. Основными христианскими добродетелями являются;

* смирение. Истинный христианин должен:

* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;

* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);

* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;

* смирять свои страсти и амбиции;

* вер а: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;

* надежда. Она состоит в:

* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;

* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;

* любовь. Свойства христианской любви:

* бескорыстие;

* деятельность;

* милосердие;

* равное отношение ко всем людям.

Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.

Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."

Вопрос 6. Мухаммед

Возникновение ислама

Устои мусульманского вероучения

Особенности этики Корана

1. Мухаммед родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того времени исповедовали многобожие, что обеспечива­ло равновесие между многочисленными племенами.

В арабском обществе было много людей, называемых ханифами (отпав­шими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальни­ком арабов был Измаил, сын Авраама.

В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии называл себя ханифом.

В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты - посланник Ал­лаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру.

Новой общине мусульман Мухаммед дал устав, который гласил:

• члены общины составляют единый народ, племенные различия пре­одолены;

• люди делятся только на верных (мусульман) и неверных (немусульман);

• кровная месть отменяется, верующие объединяются против общего врага (неверных);

• высшей инстанцией является Аллах;

• Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога (после Авраама, Моисея, Иисуса);

• Коран является последней книгой откровений.

Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада ).

• война за истинную веру священна;

• добродетель веры выше порока убийства;

• смерть за веру открывает путь в рай.

Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда наживы и месть.

Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабс­кое государство, установил единую веру.

Основные положения ислама:

• миром правит Бог;

• Бог абсолютен, совершенен, вечен;

• Аллах является Богом истины, милосердия, справедливости;

• Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи";

• человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение.

В судный день грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди.

2. Устой ислама.

• Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един, а Мухаммед его посланник".

Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры.

Обязательный пост в месяц рамадан. Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру.

Обязательная милостыня, посильный взнос в общину. Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.

Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама – единобожии.

3. Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к действию, моральной программой.

Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы нравственности.

Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции челове­ческих отношений: религией, обычаями, правом. Нормы мусульманс­кой этики не категоричны - в определенных случаях допускаются нару­шения запретов (например, необязательность поста для беременных женщин).

Мусульманская этика реалистична. Она учитывает ограниченность воз­можностей человека, отрицает богоподобие человека.

 

Тема 9. Категории этики

План:

Вопрос 1. Ценности

Вопрос 2. Идеал

Вопрос 3. Идеал единства. Конфликт поколений

Вопрос 4. Добро и зло. Добро

Вопрос 5. Добро и зло. Зло

Вопрос 6. Добро и зло. Противоречия в понимании добра и зла

Вопрос 7. Добро и зло. Проблема конструктивности зла

Вопрос 8. Моральный долг

Вопрос 9. Совесть

Вопрос10. Стыд. Вина

Вопрос 11.Свобода

Вопрос 12. Моральная ответственность

Вопрос 13. Добродетель и порок

Вопрос 14. Счастье. Представление людей о нем

Вопрос 15. Счастье. Смысл жизни

 

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

Вопрос 1. Ценности

1. Ценности, Высшее благо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.009 с.)