Мораль. Концепции ее происхождения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль. Концепции ее происхождения



2.Варианты структуры морали

1. Этика - наука, предметом которой является мораль.

Основными условиями существования и развития человеческого сооб­щества являются:

• гармонизация структуры общества;

• согласование интересов членов общества, их действий;

• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:

• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступ­ках);

• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типатеорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые вклю­чают представления о:

• божественном происхождении морали (религиозная мораль);

• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);

• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную задан-ность и не зависит от психических или физических свойств людей. Сле­довательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

• биологическую заданность нравственных свойств людей;

• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологи­ей и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натурали­стических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

• теорию антропосоциогенеза;

• диалектико-материалистическую теорию этики;

• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению струк­туры морали:

• нормативный (изучение морали как системы предписаний);

• философский;

• личностный (изучение морального сознания индивида);

• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),

• социологический (изучение роли морали в обществе);

• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:

• сознание (убеждения, намерения и пр.);

• деятельность (поступки);

• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);

• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию чело­века (эгоизм, альтруизм и т. п.);

• нравственные идеалы (цель развития личности);

• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловечес­кие моральные ориентиры.

Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни об­щества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каж­дом этапе исторического развития общества).

Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории

Структура этики. Моральное сознание и практика

Законы морали

Категории этики

1. Основные составляющие этики:

• содержание этики, общая теория морали;

• теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теорииморали (ее предмет):

• сущность нравственности;

• индивидуальная и общественная заданность нравственности;

• развитие ценностных ориентиров.

Многочисленные этические учения различают по их мировоззренчес­кой основе и определению природы морали.

Элементами структуры этического знания являются совокупность мораль­ных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как:

• моральное сознание;

• моральная практика;

• законы нравственности;

• категории этики.

Моральное сознание человека социально (реализуется в системе обще­ственных отношений) и выражается в:

- теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;

• субъективном обосновании нравственности (понимание человеком мо­ральных норм, его моральные чувства);

• оценке явлений окружающей действительности;

• нравственном сопереживании и т. п.

Моральное сознание человека неразрывно с егоморальной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отноше­ния.

Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступ­ках), которые составляют нравственное поведение людей.

Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувствен­ными.

2. Важным элементом структуры этического знания являютсязаконы мо­рали. Они одновременно:

объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;

субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.

3. Категории этики определяют:

• цели развития человека и общества;

• универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "спра­ведливость", "счастье" и т. д.);

• содержание морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.).

Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло").

Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.

Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков.

Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека.

 

Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни

 

1. Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)

2. Мораль и общественные отношения. Функции морали

1. Мораль одновременно является:

* характеристикой индивида;

* совокупностью нравственных представлений людей;

* формой общественного сознания.

В отличие от других форм общественного сознания мораль;

• не имеет своих институтов;

• входит в состав всех областей духовной деятельности людей;

• как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно;

• во взаимодействии с другими формами общественного сознания мо­раль доминирует.

Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой:

- нравственность - важное условие развития производительных сил об­щества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственно­сти работников, творческого подхода к труду и т. п.);

• владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работ­ников;

• в производстве и особенно в торговле важны честность, порядочность и т. д.

Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества явля­ется власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п.

В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные инте­ресы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли(1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политичес­кую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").

Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.

Реакцией людей на власть также могут быть:

- недоверие, политическая апатия;

• конформизм;

• сопротивление, диссидентство, анархия.

Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедли­вости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).

Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).

Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечело­веческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.

Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:

• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;

• аморальным,

• не затрагивающим проблем нравственности.

Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важ­нейшей проблемой является определение меры ответственности учено­го за свое открытие (например, расщепление урана).

2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста по­требностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в це­лом, так и отдельных людей.

Функции морали в обществе:

• нравственная ориентация людей;

• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодек­сов, традиций, религиозных норм и т. п.);

• определение перспектив и целей исторического развития человека и общества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.02 с.)