Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени



Прагматизм

Неопозитивизм

3. Экзистенциализм

4. Психоанализ

1. Развитие этической мысли конца XIX - начала XX вв. находилось в зави­симости от развития индустриальной цивилизации.

С усилением кризисных явлений в обществе в буржуазной морали про­исходит отказ от принципов гуманизма и получают распространение идеи национализма. Этические концепции конца XIX - второй полови­ны XX вв. основаны на принципах релятивизма, субъективизма и во­люнтаризма.

Прагматизм. Представители этого направления - Д. Дьюи, Ч. Пирс и др. - представляли этику как практическую науку, которая рассматривает утилитарные проблемы.

Основные положения прагматического направления:

• основой морали является стремление людей к достижению выгоды;

• человек в своих действиях руководствуется текущей моральной ситуа­цией и оценкой ближайших перспектив;

• любой характер деятельности и средства достижения цели оправданы самой целью.

3. Неопозитивизм (субъективно-идеалистическая теория). Его представите­ли - Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Д. Мур и др. - отрицали объективное основание морали. Они утверждали, что индивид сам определяет содер­жание моральных ценностей и идеалов, поэтому все действия человека оправданы.

4. Моральные суждения индивида:

• произвольны;

• основаны на его чувствах;

• могут быть случайными;

• не связаны с жизнью.

Неопозитивисты утверждали, что категории этики неопределимы и ж могут рассматриваться как научные (так как все, что основано на эмоциях, недоказуемо). Они зависят от сознания субъекта и обстоятельств

Философы-неопозитивисты отрицали возможность теоретического осмысления морали, способность этики решать моральные проблемы.

4. Экзистенциализм. Представители этого течения - Карл Ясперс (1883 – 1969) Альбер Камю (1913 - 1960), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) и др. - полагали, что нравственность враждебна человеку, она является средством манипулирования людьми.

Сартр утверждал, что человек:

• создан Богом незавершенным, поэтому он сам создает свою сущность (делает себя честным, благородным или наоборот);

• в своем внутреннем мире не зависит от общества, моральных и религиозных норм и собственного опыта прожитой жизни. Человек осуществляет выбор свободно и неизбежно (даже если не хочет выбирать), "с нуля", без влияния ценностных установок, обстоятельств и др. Выбор человека реализуется в поступках. Только по ним можно судить о его качествах.

Человек сам создает моральные ценности, на которые ориентируете

и несет полную ответственность за свой выбор и действия перед самим

собой.

Основной добродетелью, по мнению Сартра, является честность.Человек не должен искать оправдания своим поступкам, перекладывать вину на других. Свои этические идеи Ж.-П. Сартр изложил в работе "Бытие и ничто".

А. Камю считал некоторые утверждения Сартра апологией вседозволенности. Он утверждал, что природа человека неизменна и ей присущи моральные ценности.

Как и все философы-экзистенциалисты, Камю полагал, что человек познает самого себя и мир посредством чувств, а не научного познания. Чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурд­ности, постоянного конфликта человека с абсурдным миром. Человек задается вопросом: "А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожи­той?"

Абсурд, по мнению Камю, преодолеть невозможно, и не стоит сми­ряться с ним. Человек должен:

• утвердить самого себя;

• обладать максимальной ясностью ума,

• понимать выпавший ему удел и жить, не смиряясь с ним.

В работе "Бунтующий человек" Камю изложил идею метафизического и политического бунта против несправедливости удела человека. Бунт, отказ от рабского удела утверждают свободу, равенство, человеческое досто­инство каждого человека, человеческую солидарность.

4. Эрих Фромм (1900 - 1980) - представитель психоаналитического направ­ления Его работа "Человек для самого себя" посвящена этическим про­блемам.

Фромм считал этику прикладной наукой ("искусством жить"). Жизнь подчинена системе теоретически обоснованных норм.

Фромм утверждал также, что истинным критерием нравственности яв­ляется разум, а удовольствие не может быть таковым, поскольку допус­кает патологический характер.

Существование человека - это динамичный процесс раскрытия его способностей и возможностей. Человеку необходимо познать себя: свою природу, свойства, тип характера и пр.

В зависимости от преобладающих инстинктов Фромм выделял следую­щие типы человека:

биофил (преобладает инстинкт жизни), конструктивный тип человека-творца;

некрофил(преобладает инстинкт смерти) - деструктивный тип, чело­век-разрушитель, убийца, маньяк и пр.

Фромм дал характеристики нравственной ориентации людей: она может быть плодотворной и неплодотворной.

Неплодотворнаяориентация включает типы поведения:

рецептивный (ощущаемое поведение) тип: человек считает, что вещ­ный мир ему не принадлежит, растворяется в том, что любит, тяжело переживает потерю любимых вещей и людей;

эксплуататорский тип: человек ощущает мир вне себя, активно стре­мится присвоить ценности внешнего мира, ему свойственны зависть, жажда обладания тем, что принадлежит другому;

накопительский тип: человек замкнут на себе, на своем вещном мире, противостоит влиянию извне, не любит риска;

рыночныйтип человек, живущий по принципам "ты мне - я тебе", "все продается, все покупается", способен к активному обучению, может совершить предательство. Непродуктивная ориентация является злом для человека.

Согласно Фромму положительная личность - это человек с плодотвор­ной нравственной ориентацией, созидательной деятельностью. Продук­тивность - это реализация способностей человека и его сил, активность умственного и эмоционального потенциала человека.

Продуктивными силами человека являются:

• сила разума (постижение сущности явлений);

• сила любви (способствует объединению людей);

• сила воображения (планирование действий).

Негативной, непродуктивной силой Фромм считал власть человека над человеком. Жажда власти над другими людьми противоречит продук­тивным силам, исключает их.

 

Вопрос 7. Развитие этической мысли

Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения

Неотомизм

Неопротестантизм

Христианская этика C.Л. Франка

Христианская этика К.С. Льюиса

Христианский модернизм

1. Неотомизм - официальное учение католической церкви. Основные поло­жения:

• источником морали является божественный разум. Он вечен, обладает всей полнотой моральных возможностей, определяет моральные требо­вания;

• земная жизнь человека неразделима со злом и не предусматривает ис­тинного блаженства;

• причины страданий людей, зла, грехов: несоблюдение норм божествен­ной морали, свобода человека;

• человек может достичь счастья и спасения души, только подчиняясь законам Божьим.

2. Неопротестантизм (утверждает, что нравственность является божествен­ным предначертанием.

Человек греховен по своей природе и не способен выполнять боже­ственные заповеди в своей земной жизни.

Нравственность - это стремление человека к Богу, любовь, милосердие и т. д.

3. ФилософС.Л. Франк (1877 - 1950) в работе "Смысл жизни" утверждал бессмысленность:

• существования человека вне отношений с Богом;

• попыток людей переделать несовершенный мир;

• уверенности людей в истинности их представлений о добре и справед­ливости.

Абсолютным и вечным благом является Бог. Человек должен отдавать жизнь служению Богу, осознавать это служение, сознательно уничто­жить в себе тварное ради торжества Божественного начала.

Франк считал, что истинное моральное деяние не проявляется во внеш­ней активности, а заключается в духовном и душевном труде, накопле­нии духовных богатств ("взращивание в себе добра").

Человеческие блага (любовь, богатство и пр.) должны быть поставлены на службу Богу, любви к ближним и облегчениюих страданий.

По мнению Франка, зло - пустота, которая должна быть заполнена добром. Силой со злом бороться нельзя, но необходимо ограждать добро от его разрушающей силы.

4. ФилософК.С. Льюис (1898 - 1963) в работах "Просто христианство", "Любовь" и др. дал характеристики добродетели христианской любви. Он утверждал, что истинно верующий человек должен пожертвовать зем­ной любовью, привязанностью к родным и близким ради любви к Богу.

Бог даровал человеку благодатную любовь - милосердие. Оно бескорыст­но, может быть обращено на врагов и злодеев, обращено к Богу.

Льюис охарактеризовал также любовь-нужду: человек нуждается в Боге, чья благодать делает эту зависимость свободой; человек нуждается в любви и сочувствии других людей.

Оптимальным является сочетание естественной любви человека (друж­ба, привязанность и др.) и милосердия.

5. Христианский модернизм. Немецкий пастор Д.Бонхеффер (1906 - 1945) -участник антифашистского движения, был казнен. Главные труды: "По­корность и сопротивление", "Этика" и др.

Пастор утверждал, что Иисус Христос символизирует собой единство греховного мира людей и Царства Божия.

Современный человек:

• несет ответственность за порядок в мире;

• не нуждается в Боге как опоре, компенсации человеческой слабости;

• оставлен Богом, чтобы получить возможность действовать самостоя­тельно.

Бог (Иисус Христос) воплотился в мире людей (Иисус), является стра­дающим и сострадающим началом.

Единственной сферой служения Богу является служение людям. Хрис­тианин, по мнению Бонхеффера, должен стремиться не к спасению своей души, а бороться за счастье ближних.


Тема 8. Учителя человечества

План:

Вопрос 1. Проблема нравственного прогресса

Вопрос 2. Конфуций

Вопрос 3. Будда

Вопрос 4. Моисей

Вопрос 5. Иисус Христос

Вопрос 6. Мухаммед

 

Литература:

 

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета

6. Новый Завет

7. Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993

8. Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.

9. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.014 с.)