Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические свойства человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Мораль является характеристикой личности (совокупность моральных качеств) и отношений между людьми (совокупность моральных норм). Она показывает степень господства разума человека над аффектами (страстями). Мораль - характеристика души человека. Душа - деятельно-волевое начало, синтез разумной и неразумной частей (Аристотель): • разумное начало - рациональное, способность объективно оценивать окружающую действительность; • неразумное начало "природность" индивида, витальное, субъективное суждение о мире. Неразумные процессы, протекающие на вегетативном уровне, не зависят от разума, а происходящие на уровне аффектов, эмоций могут регулироваться разумом. Нравственные нормы всех народов, религиозные моральные нормы провозглашают сдержанность, умеренность, ограничение природных аффектов, в некоторых случаях - запрет природных желаний (отвага -противостояние инстинкту страха и т. п.). Аристотель в труде "Большая этика" писал, что если добродетель основана на разуме, то чувства противятся ему. Оптимальное условие этики - когда "верно направленный разум... согласен с движениями чувств". Поведение человека является нравственным тогда, когда направлено на достижение абсолютной цели, высшего блага. 2. Разумность поведения подразумевает его целесообразность. Человек ставит перед собой цель - ожидаемый результат деятельности. Цель (следствие) выступает в роли причины деятельности. Цели человеческой деятельности находятся в иерархической связи: каждая цель может стать средством по отношению к другой. На вершине иерархии целей - высшая цель. высшее благо, которое: • абсолютно; • придает осмысленность деятельности человечества; • выражает позитивную направленность деятельности людей (стремление к совершенству). З. Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, эмпирическими, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законам. Но в жизни человека биологические законы - только основа. От остальных существ человека отличают следующие качества: * самосознание - человек осознает свое "я", отделяет себя от окружающего мира, оценивает окружающую действительность со своей точки зрения (он центр системы координат); * чувство отдельности от мира требует компенсации, объединения с другими людьми (социокультурные сообщества); 1 незапрограммированность. В отличие от животных человек: * свободен от биологически заданных стереотипов поведения; * имеет универсальные возможности; * стремится к освобождению от биологических ограничений; * стремится за пределы чувственной жизни (к идеалам, к Богу); * свобода выбора - поведение человека не подчинено жестким биологическим нормам. Свобода может проявляться в: * бескорыстном милосердии (альтруизм); * в неоправданной жестокости (садизм, терроризм). Выбор типа поведения принадлежит человеку. При желании он способен противостоять своим врожденным, генетически заложенным отрицательным склонностям; * осознание смерти, конечности своего существования. Страх смерти приво-дит к серьезным размышлениям о смысле жизни (пример - знаменитый монолог Гамлета). Вопрос о смысле жизни носит нравственный характер. От ответа на него зависят поведение человека, его взаимоотношения с другими людьми; * культура. В отличие от других живых существ человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и изменяет природные условия соответственно своим потребностям. Культура - "искусственная природа", рукотворные изменения в окружающей среде. Она породила: * принципиально новые, небиологические отношения между людьми; * новые способы действий, не заложенные в инстинктах; * новые регуляторы, ограничивающие аффекты, эгоизм людей. Культура сформировала новую систему запретов. * табу, священный запрет (древнейшая форма запретов); · систему средств, регламентирующих поведение людей, представления о нравственном поведении.
Вопрос 2. Происхождение морали 1. Формирование морали в первобытном обществе 2. Нравственные отношения в классовом - обществе 1. Мораль сформировалась в ходе: • выделения человека из мира животных; • образования социальных общностей; • возникновения общественных отношений Выживание первобытных людей было возможно только в коллективе -родовой общине. Коллективный труд, совместное проживание требовали согласованного поведения, формирования и соблюдения правил общежития. Порядок в первобытной общине поддерживался с помощью системы табу - запретов (на определенные виды пищи, сексуальных отношений и пр.). Нарушение табу строго каралось всей общиной. В ходе исторического развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые: • опирались на общественное мнение; • распространялись только на членов общины; • некоторые из них носили нравственный характер (почитание старших и т. п.); • регулировали наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, смерть, войны); • лежали в основе ритуалов. Человек первобытного общества не имел индивидуальных нравственных убеждений, ориентировался на нравственные представления общества. Он усваивал нормы поведения, подражал другим членам общества. Некоторые нормы поведения регулировали взаимоотношения общин. Справедливость основывалась на принципе воздаяния (нанесения равноценного ущерба, мести) - талионе. 2. Нравственные отношения в обществе начали формироваться в процессе социального расслоения общества: • разделения и специализации труда, повышения его производительности; • имущественного расслоения общины. Единицей (ячейкой) общества становится патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, живущих вместе и самостоятельно ведущих общее хозяйство. Зависимость семьи от общины ослабевала. Автономность семьи вызвала возникновение индивидуальной нравственной ориентации, самоопределение личности. Нравственные нормы общины становятся более гибкими, обобщенными. Возникает нравственная оценка поведения людей: • нарушения норм караются с учетом меры вины и намерений провинившегося; • поступки оцениваются с точки зрения не только полезности, но и соответствия представлениям о добре. С возникновением государства, объединившего разрозненные общины, появилась необходимость морального равенства всех слоев общества, выработки универсальных правил поведения, принципов справедливости. Мораль рабовладельческого общества: • опиралась на обычаи и традиции; • регулировала классовые конфликты; • обеспечивала социальную преемственность; - была идеологическим инструментом правящих классов; • не учитывала индивидуальности человека. Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе Родоплеменная община Патриархальная община 1. Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) имела общий культ, была основана на принципе самоуправления. Первобытный человек родоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности. В ходе исторического развития биологические формы деятельности (поведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требовались: • объединение усилий (коллективный труд); • взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.); • ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду общины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием. Требования морали в первобытном обществе: • носили обязательный и всеобщий характер; • были закреплены в обычаях, традициях, правилах; • выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдельных людей). Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.). Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (например, убийство чужака не осуждалось), распространялись на всех членов общины в равной мере. Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования. Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи- • табу; - традиций, обычаев, ритуалов; • коллективной трудовой деятельности. Особенности взаимоотношений в общине: • моральное равенство всех членов; • тождественность личных и коллективных интересов; • община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму); • общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена общины. 2. Территориальная община объединяет множествопатриархальных семей, которые: • самостоятельно обрабатывают свой земельный надел; • являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, речных пойм, дорог и т. п.); • участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.). В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполнение которых не обязательно (у человека появляется право выбора). Половозрастное разделение труда создает основу для осознания собственного "я" человека, выделения индивида из коллектива. Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравенством (вызванным повышением производительности труда). Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объединяющих патриархальные семьи: • почитание отца (главы семьи) и старших; - покровительственное отношение к младшим, слабым; • патриотизм; • культ предков, принадлежности к роду; • уважение к умершим; • коллективизм и т. д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.007 с.) |