Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь основных этических понятий и терминов.

Поиск

Характеристика этических направлений

АЛЬТРУИЗМ - служение ближним, как главный смысл жизни; про­тивоположность эгоизма. Термин введен в XIX в. О. Контом.

АТАРАКСИЯ - безмятежность, как основа морального отношения к миру.

БЕНЕФИЦИАРИЙ - человек или группа, являющиеся объектом бла­годеяния.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - исторически вырастали из полигамии - многоженства, многобрачия, - преобразуясь в моногамию. Ред­кий случай - полиандрия - многомужество, например, в Тибете. Семья -"атомарная" единица общества, главный фактор морального воспитания.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - "отклоняющееся" поведение, выхо­дящее за рамки моральных норм общества; криминальное поведение.

ДЕОНТОЛОГИЯ - учение о долге. Иногда отождествляется с теорией морали.

ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА " отрасль этики, посвященная социаль­но-историческому анализу морали.

ДЗЕН - направление в буддизме, главное в котором - внутренний ду­ховный опыт, самопогружение, но не следование знаниям извне.

ДРУЖБА - основа человеческих связей, любви и семьи. Строится на родстве и взаимодополнении человеческих ценностей.

ИЕЗУИТИЗМ, ИЕЗУИТСТВО - вероломная моральная политика, прикрывающаяся "высокими" целями ("цель оправдывает средства"); на­звание монашеского Ордена иезуитов, созданного средневековым католи­ческим христианством для борьбы с церковными реформами.

ИСКУПЛЕНИЕ — снятие вины через раскаяние и добрые (вплоть до жертвенных) поступки.

КВИЕТИЗМ " безразличие к страданиям, спокойное принятие судьбы.

КОНФОРМИЗМ - морально беспринципное социальное приспособ­ленчество.

ЛЕГАЛИЗМ - то же, что моральный формализм - чисто внешнее следование нравственным предписаниям.

МЕЛИОРИЗМ - этическое учение и позиция, претендующие на ис­ключение односторонности как пессимизма, так и оптимизма.

МЕТАЭТИКА - общая этическая теория, противоположная норма­тивной этике, обращенной к конкретизирующим оценкам. Философия неопозитивизма (XX в.) отрицает возможность нормативной этики вооб­ще, поскольку полагает, что моральное суждение выражает лишь эмоции говорящего.

НИГИЛИЗМ МОРАЛЬНЫЙ - отрицание морали, рассмотрение ее как человеческой условности.

ОТЧУЖДЕНИЕ - непонимание обстоятельств и смысла жизнедея­тельности, в которые механически вовлечен человек; приводит к иска­женному, абсурдному их видению. Обезличивание человека, как следст­вие превращения его в "винтик", "колесико" чуждого ему бытия.

ПРОБАБИЛИЗМ - этика, исходящая из вероятных оснований, как самодостаточных.

ПУРИТАНСТВО - образ жизни, основанный на идеале моральной чистоты; строгость, умеренность, вплоть до аскетизма.

РИГОРИЗМ - моральный догматизм, вырождающийся в безукосни-тельное следование форме, вплоть до ее чисто показного характера (фа­рисейство, ханжество).

РИТУАЛ - форма обычая или традиции, утративших практическую целесообразность, но ставших самоцелью, символом.

САНКЦИЯ МОРАЛЬНАЯ - одобрение или осуждение нравственных намерений со стороны к.-л. влиятельной силы.

СТОИЦИЗМ - (по названию позднеантичной философской школы) мужественное следование судьбе.

СУФИЗМ - исламский вариант самовосхождения над "Я", приводя­щего к слиянию с Богом.

ТАБУ - моральный запрет; этнографический термин, перешедший в психоанализ.

ТЕОДИЦЕЯ - оправдание, объяснение зла в мире, созданном Богом.

ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА - этика, выводимая из отношений Бога и че­ловека.

ФАРИСЕЙСТВО - неукоснительное, но показное исполнение мо­ральных правил; сродни ханжеству, лицемерию.

ФЕТИШИЗМ - видение в нравственных ценностях качеств всеобщего бытия, а не только социальной и исторической действительности.

ФИЛАНТРОПИЯ - благотворительность, помощь нуждающимся.

ХАЙЛАФИСТЫ - молодые из "новых русских", претендующие на элитарность жизни и интересов. На практике это устремление реализует­ся весьма поверхностно через следование соответствующей моде.

ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечной судьбе мира, неот­делимое от соответствующих трактовок нравственного поведения людей.

ЭТИКЕТ - формальная сторона поведения; свод конкретных правил. Обязателен для особых случаев официальной жизни (например, дипло­матический этикет). Подчеркивает принятые в обществе ценности и их носителей. При всем многообразии и сложности форм этикета, его задача -обеспечить порядок, как наиболее разумную и удобную форму человече­ского общения. Един с общим принципом нравственного поведения -заботе о ближнем (А. П. Чехов отмечал, что воспитан не тот, кто не прольет кофе на скатерть, а тот, кто этого не заметит).

 


Приложение 3.

Направления этики

АБСОЛЮТИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - утверждение неизменности мораль­ных начал. Противоположность - релятивизм. Сторонники: Сократ, Пла­тон, Кант, Спенсер.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА - выведение морали из внутренних побужде­ний личности (противоположность - гетерономная этика - выведение морали из внешних обстоятельств) К а. э. относятся: гедонизм, эвдемо­низм, утилитаризм. Классический представитель - Иммануил Кант.

АВТОРИТАРИЗМ (в этике) - проявление морального догматизма, как безусловное следование мнению авторитета. Характерно для религиозных учений.

АППРОБАТИВНЫЕ ТЕОРИИ - моральные теории, ссылающиеся на аппробацию, одобрение со стороны религиозных, психологических, со­циальных факторов и сил; мораль рассматривается как проявление эти­ческого авторитаризма. Разновидность теории нравственного чувства (Англия, XVIII в. - Юм, Шефсбери).

АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ - течение в фи­лософии и этике, сводящее ценности к психологическому отношению субъекта к объекту (в США - У. Эрбан, Д. Пролл).

ВОЛЮНТАРИЗМ - утверждение воли как самоисточника человече­ского поведения, ее независимости от внешних обстоятельств. Человек -сам себе закон. Характерен для этического иррационализма и релятивиз­ма. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.

ГЕДОНИЗМ - наслаждение и страдание, как аналоги моральной ценно­сти и антиценности, вариант натурализма. В древности - Демокрит, и осо­бенно Аристипп; в новое время - Гоббс; в новейшее время - Дж. Сантаяна.

ИНТУИТИВИЗМ - воззрение, считающее, что нравственные ценно­сти открываются не рационально, а через интуицию, свидетельствующую об их очевидности. Проявился у Сократа, в XX в. - у Мура (Англия).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - в противовес рационализму ставит в центр мо­рального сознания любое внелогическое начало - волю, чувство жизни, бессознательные стремления, духовный порыв. (Кьеркегор, Шопенгауэр).

КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА - этические теории, исходящие из последствий поступков.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА - теории, исходящие не из общих норм, а исключительно из конкретной ситуации (контекста) в оценке поступков. Разновидность иррационализма и релятивизма.

НЕОТОМИЗМ (в этике) - католическая доктрина, которая видит мо­ральные требования божественного разума неизменными (в отличие от неопротестантизма). Мораль - это внутреннее требование человека и внешних обстоятельств, в которых реализуется данная Богом природа. (Э. Жильсон).

ПРАГМАТИЗМ (в этике) - сведение этики только к решению при­кладных текущих задач, проблем. Прагматизму присуще отсутствие широких принципиальных интересов. В узком смысле - особая школа в американской философии XX в.

РАЦИОНАЛИЗМ - направление, полностью полагающееся на здра­вый смысл и возможности человеческого разума. Стремится к всеобъем­лющим и законченным дедуктивным системам нравственности. (Цице­рон, Фома Аквинский, Кант).

РЕЛЯТИВИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - признание относительного характера моральных истин, (Софисты древности, Гоббс, в новое время - Мандевиль, новейший постмодернизм).

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ - противостоит натура­листической, гуманистической, онтологической (объективистской) тео­риям ценностей, В отличие от них акцентирует внимание не на индиви­дуальном выживании, а на социальной организации, человеческой культу­ре, как символических структурах, системах, создаваемых и выбираемых личностью. Создатель обшей теории систем Берталанфи считал, что только ключевые категории "символ" и "система" могут дать представле­ние о природе ценности.

СКЕПТИЦИЗМ - недоверие к объективному характеру человеческой морали, сомнение в способности человека исследовать ее. В самое но­вейшее время возродился в философии постмодернизма.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (в т, ч. этика космической телеоло­гии) - соотнесение морали с конечными целями миробытия.

ТЕОРИЯ ИНТЕРЕСА - полагает, что в основе моральной ценности ле­жит интерес, направленный на определенный объект. (В США - Р. Терри, Д. Паркер).

ТЕОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОТЫ - тенденция в этике отождеств­лять добро не с действием, а с побуждением, мотивом. (Лютер, Кант, экзистенциалисты и неопротестанты).

ФОРМАЛИЗМ — утверждение абстрактных этических принципов в качестве основы построения морально-философских учений (кантианст­во, неопозитивизм).

УТИЛИТАРИЗМ - философская и этическая теория, связывающая истину с практической пользой.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - различные школы, связывающие основа­ние морали с биологической, а в ряде случаев - социальной, эволюцией.

ЭТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ - ее представители (философы разных направлений) сходятся на том, что цель моральной деятельности - само­реализация "Я", которое всегда уникально. Стремятся преодолеть проти­воречие эгоизма и альтруизма.

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - первоначально связан с идеей Канта, что человек всегда не средство, а цель. Поэтому социализм - сфера це­лей, сфера должного. В широком смысле Э. С. - все гуманитарные кон­цепции социализма. Представители: Марбургская школа, неокантианство (Г. Коген), "ревизионист" марксизма Э. Бернштейн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.007 с.)