Духовность. Путь совершенствования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовность. Путь совершенствования



1, Совершенство можно понимать как:

* гармоничность;

* соответствие результатов деятельности и развития человека высшей цели, стандарту;

* упорядоченность, одухотворенность склонностей и стремлений человека;

* духовное возвышение личности,

Перфекционистские (ориентированные на совершенство)этические взгляды связывают совершенствование с идеалом и процессом его достижения, с умеренностью, духовным пониманием меры в потребностях, желаниях.

Обобщенные представления о самосовершенствовании. Оно заключается в:

* самоограничении;

* подчинении выбранной цели, исполнении долга;

* свободе духа (внутренней свободе);

* практической реализации идеала.

Аристотель утверждал, что совершенной является личность добродетельная и деятельная, которой свойственны самоограничение, подчинение своей деятельности разумной цели. Она ориентируется на высшее благо, идеал и его реализацию на практике.

И. Кант считал, что:

* совершенство заключается в нравственности;

* самосовершенствование - это развитие в качестве нравственного субъекта;

* главная задача жизни человека - исполнение долга в процессе совершенствования;

* совершенство не является долгом человека;

* нравственное совершенствование начинается с совершенствования природных или жизненных данных (физических, социальных и др.) в соответствии с требованиями долга.

В некоторых этических доктринах (стоицизм, буддийская этика и др.) совершенство понималось как самодостаточность, независимость человека от обстоятельств, страстей (внутренняя свобода). Отрешенность от мира и всего телесного достигается с помощью аскезы.

В христианской этике нравственное совершенство связано с:

• спасением души (цель жизни и деятельности человека), освобождением от власти страстей;

• практической деятельностью, преображающей мир согласно заповедям Божьим;

• деятельной любовью, во имя и в процессе которой происходит совер­шенствование

Для спасения души и совершенствования человеку необходимо, по сло­вам B.C. Соловьева, иметь в себе Бога - относиться ко всему по-Божьи.

2. Духовность - это:

• ориентация человека на высшие ценности, идеал;

• сознательное стремление к совершенствованию, одухотворенности;

• противостояние природным, социальным, материальным и другим за­висимостям, возвышение над обыденностью. (Возвышение над природ­ным, обыденным, принимающее форму эскапизма (ухода от действи­тельности), духовным не является.)

Духовное возвышение человека, его творческая реализация должны быть индивидуализированы, так как простое подражание к духовности не ведет.

Культура не во всех своих формах является духовной. Приобщение к массовой культуре, кичу не влечет одухотворения.

Важнейшей характеристикой духовности является свобода(независи­мость, воля). Одухотворенность, сила духа гарантируют внутреннюю сво­боду, духовное раскрепощение. Свобода должна быть конструктивной. Самовыражение личности в творчестве может быть духовным и свобод­ным.

Этапы внутреннего нравственного опыта, которые необходимо пере­жить человеку длясовершенствования:

• осмысление своего отношения к высшим ценностям и степени соответ­ствия им, осознание своего несовершенства;

• смирение, отсутствие самодовольства, гордыни, попыток создать иде­ал самому;

• покаяние, осуждение своего несовершенства, сожаление о неблаговид­ных деяниях;

• решимость не совершать подобных поступков в будущем;

• постановка более высокой цели.

 

Тема 11. Профессиональная и прикладная этика

 

План:

Вопрос1. Профессиональная этика

Вопрос 2. Прикладная этика. Разумный эгоизм

Вопрос 3. Прикладная этика. Государство и насилие.

 

Литература:

 

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

 

Вопрос1. Профессиональная этика

Понятие профессиональной этики. Содержание и предмет

профессиональной этики

2. Экономическая этика

1. Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые регулируют:

• отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу;

• взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

Трудовая деятельность (производственная, экономическая, культурная и пр.) является основной сферой общественной жизни.От нравственных целей и содержания трудовой деятельности зависит благополучие общества и человека.

В профессиональной деятельности существуют специфические отношения людей друг к другу и обществу и специфические нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.

Содержание профессиональной этики:

• нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга;

• обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

Людям одной профессии предъявляются сходные требования (журналистская, врачебная этика и пр.).

Профессиональная этика изучает:

• качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

• нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (врач и больной, педагог и ученик и пр.);

• взаимоотношения специалиста (коллектива) с обществом;

• взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

• цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Теоретическое обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

• определение цели и мотивов трудовой деятельности;

• определение нормативов, средств реализации намеченной цели;

• оценку результатов труда, их общественной значимости.

Профессиональная этика действует также в обыденных представлениях людей, в их практической трудовой деятельности.

Мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мораль пред­принимателя, менеджера, наемного работника и т. п.).

К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные тре­бования. Это специалисты, от которых зависят жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия и др.).

Важными моральными характеристиками личности являются профес­сиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества чело­века рассматриваются как одноиз условий его профессиональной при­годности,

Профессиональная мораль находится в тесной связи с общественным сознанием, системой общепринятых моральных норм. Нарушение тру­довойэтики влечет разрушение общих моральных установок, наносит вред обществу.

В период становления информационной цивилизации на первый план выходят проблемы:

* квалификации работников;

* профессионализма, компетентности;

* деловых качеств, компетентности.

Профессионализм основан натаких моральных нормах, как честность, долг, ответственность за результаты деятельности и др.

2. В современном российском обществе, в условиях становления рыночных отношений, особое значение принимают проблемыэкономической (де­ловой, предпринимательской) этики. Она включает в себя:

* нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;

* этику ведения переговоров;

* этику конкурентной борьбы;

* деловой этикет (нормы, регламентирующие стиль общения, внешний вид предпринимателя и т. д.).

Этический кодекс (основные требования, предъявляемые к предприни­мателю);

* общественная полезность деятельности бизнесмена;

* соблюдение законов государства;

* уважение к другим людям;

* цивилизованность методов конкурентной борьбы;

* творческий подход к предпринимательской деятельности;

* ответственность за принимаемые решения;

* стремление к инновациям и др.

Вопрос 2. Прикладная этика. Разумный эгоизм

Эгоизм. Альтруизм, Эгоцентризм

Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности

Ограничение эгоизма

1. Эгоизм (от лат. ego - я) - жизненная позиция, когда человек считает удовлетворение своего интереса высшим благом и одновременно игнорирует интересы других людей и сообщества (или ущемляет их).

Альтруизм - это бескорыстие, действия, направленные на достижение общего блага, удовлетворение интересов других людей.

•Эгоцентризм — отношение человека к себе как к безусловной ценности, а к другим людям - как к средству для достижения собственных целей.

Эгоизм может укладываться в рамки, задаваемые заповедью "не вреди". Человек может реализовывать личный интерес, если он не ущемляет интересы других людей.

2. Эгоизм считается аморальной нравственной позицией: человек, стремящийся реализовать личный интерес, не считает значимыми требования морали и в некоторых случаях может пойти на нарушение основных запретов.

Вместе с тем многие этические мыслители (Т. Гоббс и др.) утверждали, что эгоизм:

* является важным мотивом общественной жизни и деятельности (экономической, политической и др.);

* обусловлен характером общественных отношений, основанных на взаимной полезности;

* содействует общему благу, так как общий интерес складывается из разнообразных личных интересов.

В личный интерес человека могут входить интересы других людей, общий интерес, исполнение норм нравственности. Такую позицию называют"разумным эгоизмом".

Согласно этическому учению разумного эгоизма человек в первую очередь стремится удовлетворить свои интересы. В число личных интересов входят интересы, не противоречащие общему благу или даже содей­ствующие ему.

Сторонники разумного эгоизма считают, что:

* экономические, хозяйственные отношения могут строиться только на принципе взаимной полезности;

* в случае отказа от эгоизма отношения теряют характер взаимной полез­ности;

* отношения, возникающие в хозяйственной деятельности, являются выражением общественной нравственности.

Позиций разумного эгоизма придерживается индивид, включенный в систему взаимных прав и обязанностей (общественный договор).

Однако в обществе сосуществуют конкурирующие группы (в том числе криминальные) и нравственно отчужденные друг от друга люди. В таких условиях возможны пренебрежение регулятивными системами, антисоциальные, аморальные действия людей.

Проблемы мотивов разумного эгоизма были рассмотрены Т. Гоббсом, Д. Ролзом и др. Среди них выделяется так называемая "проблема безбилет­ника", которая заключается в следующем:

* в условиях коллективной деятельности по производству благ неучастие человека ("безбилетника") в этом процессе незаметно;

* усилия человека в условиях коллективного бездействия не принесли бы результатов;

* неучастие небольшого количества людей в коллективных усилиях не наносит прямого вреда, но подрывает отношения сотрудничества.

Идеи разумного эгоизма распространены в обыденном сознании лю­дей, как прагматическая ориентация - в нравственности (личное благо - цель; польза, успех, эффективность - высшие ценности). Практичес­кая ориентация на разумный эгоизм может привести к принудительно­му утверждению общего интереса как интереса каждого, к скрытому приоритету интересов правящей группы и др.

Принцип взаимополезности. В условиях рыночной экономики автоном­ный человек является обладателем товаров и услуг, полезных для других людей и сообщества. В таких отношениях эгоцентризм ограничивается и регулируется принципом равенства и правом. Принцип взаимополезно­сти сглаживает конфликт личных интересов и позволяет человеку при­знать значимость интересов других людей, не нарушая приоритета сво­их интересов.

3. Справедливость заключается в том, что каждый член общества вносит посильный вклад в общее благо. Однако содействие общему благу не входит в личные интересы индивидов.

Вследствие этого осуществление справедливости, искоренение coциального паразитизма должны осуществляться силами руководящих органов и учреждений на основе ограничения эгоизма. Ограничение эгоизма должно носить правовой(возложение на людей определенных обязанностей) и моральный (например, альтруизм) характер.

Вопрос 3. Прикладная этика. Государство и насилие

1. Насилие. Государство

2. Смертная казнь. Этические аргументы "за" u "против"

1. В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако допускается оправдание насилия как исключение из негативного отношения к нему.

Поднасилием понимаются:

* подавление человека, ограничение условий личного развития;

* нанесение физического и экономического ущерба.

Можно выделить насилие прямое и косвенное, физическое, экономическое, психологическое, политическое и др.

Насилие является средством обеспечения власти человека над человеком. Власть - это усиление воли человека за счет воли других людей, принятие решения за других.

Власть может быть основана на:

* превосходстве воли;

* взаимном договоре (власть закона и др.);

* насилии.

Насилие является нарушением свободы воли человека, поскольку заключается в подчинении одной воли другой или ее пресечении, осуществляется путем внешнего воздействия, принуждения.

Насилие было свойственно естественному состоянию человека, когда каждому природному сообществу людей соответствовал свой критерий правоты. Историческое развитие человечества связано с преодолением насилия в процессе сознательной, целенаправленной деятельности.

Первой формой нравственного отношения к насилию, его ограничен в первобытном обществе был талион. Он:

• был основан на взаимном признании права силы, уважении друг друга как людей, способных защитить свои права силой;

• предусматривал возмездие путем нанесения равного ущерба ("око за око").

Возникновение государства стало более высокой ступенью ограниче­ния насилия.Государству:

• приобретает монопольное право на насилие;

• создает специальные институты, осуществляющие насилие;

• заменяет насилие косвенными формами (манипулирование обществен­ным мнением, сознанием и др.).

Основной задачей государства является обеспечение жизни и безопас­ности людей. В государстве:

• право на насилие закреплено законом;

• каждому случаю применения насилия предшествует объективное и бес­пристрастное расследование, обсуждение;

• осуществляются профилактика насилия, воздействие на условия и об­стоятельства, способные привести к насилию. Государственное ограничение насилия предполагает окончательное пре­одоление насилия, переход к принципиально новому, ненасильствен­ному устройству общества.

Многие моральные и политические философы считали, что:

• насилие государства остается насилием, противоречащим нормам мо­рали;

• монополия на насилие может привести к его избыточности и безнака­занности;

• институциональность насилия придает ему анонимность и др.

2. Смертная казнь - это убийство, осуществленное по приговору суда в рамках права государства на легитимное насилие.

Государство обязано обеспечить жизнь и безопасность граждан. Оно имеет исключительное право распоряжаться жизнью граждан в случае нару­шения ими норм, предусматривающих смертную казнь, и с этой целью создает карательную систему.

В современном обществе возникло отрицательное отношение к смерт­ной казни, обоснованное этическими аргументами, сокращается круг лиц, к которым может быть применена казнь, уменьшается число стран, где применяется казнь.

Этические аргументы, оправдывающие смертную казнь:

• казнь является возмездием за убийство, актом справедливости;

* является актом устрашения, предотвращает повторение подобных преступлений;

* освобождает общество от опасных преступников;

· избавляет преступника от мучений пожизненного заключения.

Однако смертная казнь:

*как акт государственной деятельности не является эквивалентом преступления;

* превышает убийство по своему психологическому воздействию;

* не учитывает нюансов вины преступника;

* не уменьшает количества преступлений;

* не возмещает нанесенного преступником ущерба;

* не предусматривает права преступника на выбор (между казнью ипожизненным заключением);

· является простым и дешевым способом избавиться от преступника.

Этические доводыпротив смертной казни.

* Казнь нравственно развращает общество:

* утверждает людей вомнении, что убийство может быть благом;

* может провоцировать самосуд;

* воспринимаетсякак порок, сопровождается ужасом и отвращением.

* Казнь является антиправовым актом:

* нарушает равновесие блага общества и свободы личности;

* наказывает не только виновного, но и его близких;

* необратима, не компенсируется в случае судебной ошибки.

Казнь отрицает принцип самоценности личности человека,

заповедь убий".

* Казнь находится вне компетенции человека:

* человек не может безусловно судить о виновности и неисправим преступника;

* деятельность человека должна ограничиваться пределами необходимости.


Приложение 1

Система этических категорий

в которой:

1) положительное содействие выступает какдобро;

2) отрицательное содействие потребностям людей –зло;,

3) степень ценности человека, мера его способности удовлетворять положительные потребности людейдостоинство; Достоинство человека и его ценность зависят от способности служить людям, удовлетворять их положительные потребности.

4) признание ценности, достоинства человека -уважение;

5) общественное признание ценности человека- честь;

6) соответствие оценок и ценностей -справедливость;

7) необходимость предпочтения общественной ценности и личным потребностям - долг;

8) потребность человека в собственной ценности- самолюбие;

9) потребность в общественном признании собственной ценности честолюбие;

10) мелочное честолюбие- тщеславие;

11) признание собственной ценности- самоуважение,

12) потребность в самоуважении, противостоящая унижающим потребностям,- совесть;

13) высокая самооценка -гордость;

14) отрицательная самооценка- униженность;

15) соразмерная самооценка- скромность;

16) заниженная самооценка- ложная скромность,

17) завышенная самооценка- самодовольство,

18) всесторонне завышенная самооценка -самовлюбленность;

19) отрицательное переживание сопоставления собственной и чужой ценности- зависть;

20) острое переживание униженности —стыд;

21) предрасположенность к узколичным потребностям- эгоизм;

22) эгоистичное самодовольство- себялюбие;

23) общая предрасположенность личности к положительным потреб­ностям- благородство;

24) способность избегать отрицательных потребностей и действий в отношении окружающих- порядочность;

25) общая предрасположенность к отрицательным потребностям-низменность;

26) содействие положительным потребностям людей через противо­действие отрицательным -подвижничество;

27) отказ от повседневных потребностей во имя высших- самоот­верженность;

28) предпочтение перспективной, существенной потребности близле­жащей, но малосущественной -целеустремленность;

29) удовлетворение отрицательной потребности- вред моральный, грех;

30) склонность к удовлетворению отрицательной потребности -порок;

31) ущемление чужих потребностей- проступок;

32) существенное ущемление чужих потребностей- преступление;

33) замена ценности антиценностью ради узколичных потребностей-предательство;

34) ответственность за удовлетворение отрицательных потребностей- вина;

35) склонность к содействию положительным потребностям людей - доброта;

36) способность свидетельствовать вопреки личным потребностям-честность;

37) способность отстаивать ценности и антиценности с риском для ущерба личным потребностям- мужество;

38) признание ценностей и антиценностей независимо от узколичных потребностей -принципиальность;

39) предпочтение высших потребностей потребности в жизни- героизм;

40) потребность в человеке как ценности- человеколюбие, гуманность;

41) господство высших, общечеловеческих потребностей над чисто личными -великодушие.

 


Приложение 2

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.022 с.)