Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений



1. Идеал единства лежит в основе культуры Европы. Учение натурфилосо­фов о всемирное, едином начале Космоса было воспринято христи­анской философией.

Христианские мыслители утверждали, что в условиях автономного су­ществования человека реализация идеала возможна только как самосо­вершенствование человека, духовное единение людей. Нравственный долг человека обусловлен идеалом единства. "Возлюби ближнего, как самого себя". Богословы утверждали, что:

• высший идеал (Царство Божие) утверждается в духе;

• духовное единение достигается раньше другого.

Идея единства лежит в основе всех мировых религий, провозглашается высшим нравственным идеалом.

Соииолагизаторский подход к интерпретации единства: идеал единства является требованием укрепления общества.

Утопический подход: идеал единства осуществляется только в разумной реорганизации жизни общества. Мыслители этого направления видели предпосылки единства в разделении труда и производственной коопе­рации, в установлении справедливых форм собственности и др.

Гармоничность человеческих отношений является одним из условий нравственного прогресса.

2. Нравственный идеализм - вера человека в существование:

• принципов и норм поведения, соблюдение которых позволяет сохра­нить чувство собственного достоинства;

• святого, значимого для всех людей;

• высокой цели (родина, культура и пр.), которой должен служить чело­век.

Идеализмом являются:

• надежда на полную реализацию идеала в реальной жизни;

• оторванность от реальной жизни, непонимание ее.

Идеализму противопоставляется реализм /меркантилизм (убежденность в том, что все подчинено интересам людей и их стремлению к выгоде).

Нравственный идеализм может вылиться в неприятие реальной жизни, "уход в себя" (эскапизм), моральный нигилизм, ригористические требования, предъявляемые к другим людям.

3. Смена идеалов. Идеал определяет нравственные требования к совершенной личности, но меняет свое содержание в ходе изменений условий жизни людей. В процессе смены исторических эпох и поколений люд происходят:

• корректирование идеала;

• включение в него новых установок.

Содержание идеала (представления о качествах человека) меняется в зависимости от объективных условий и субъективных предпочтений люде Смена идеалов происходит в условиях обострения противоречий, конфликтов между обществом и личностью.

Смена идеалов во все эпохи сопровождалась моральным конфликтом поколений ("отцов и детей"). Этот конфликт - вид социальных противоречий, свидетельство несхожести целей, моральных оценок, мотив деятельности и т. д.

Нравственные конфликты являются показателями отсутствия:

• общенациональной цели;

• воспитательной политики в отношении молодежи;

• попыток решения проблем на основе социальной справедливости. Можно выделить межличностный и внутриличностный конфликты. Признаки конфликтов:

личностный характер;

• возможность выбора поведения;

• возможность выбора средств и путей решения.

Решение конфликта возможно с помощью диалога и компромисса. Компромисс позволяет избежать насилия, учесть интересы всех участник

конфликта. Компромисс должен опираться на принципы нравственности.

Решение конфликта зависит от моральных свойств личности, ее воспитания (и самовоспитания).

Моральное воспитание молодежи необходимо для укрепления духовной связи поколений, воспроизводства системы общественных отношений.

Вопрос 4. Добро и зло. Добро.

Понятие добра. Доброта. Добродетель. Релятивизм

Польза

1. Добро и зло - основные категории этики и морального сознания челове­ка. На понятиях добра и зла основаны все этические представления. Понятия добра и зла:

• являются обобщенными;

• обозначают диаметрально противоположные характеристики;

• выражают важнейшие установки морального сознания.

Обобщенное определение добра - положительное, значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т. п.

Понятия "добро" и "благо" часто употребляют как синонимы. Они приме­няются к нравственному поведению, материальным ценностям. Положи­тельная оценка явлений и вещей основана на понимании добра (блага) как того, что ценно, значимо для людей.

Смысловые различия в употреблении слова "добро".

Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в дан­ных обстоятельствах.

Абсолютный смысл: добро в абсолютном значении - это:

• выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели);

• выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала).

Добро в абсолютном смысле является этическим понятием.

• В обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека.

• В религиозном сознании добро, благо:

• является характеристикой мира;

• задано Богом, существует объективно;

• является самим Богом (высочайшим благом).

Зло является противоположностью добра.

Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления мора­ли. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с

природными явлениями (которые могут быть полезными и вредны» но находятся вне категории морали).

Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом.

Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности:

• добро - то, что стремится к идеалу;

• зло - то, что отдаляется от идеала.

Доброта. Добрым можно назвать человека, творящего добро. Доброта:

• выражается в жизни, практической деятельности людей;

• свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведена и в мыслях);

• неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.

Добродетель нравственно положительные качества человека. Добродетели:

• отражают разные стороны добра;

• воспитываются в людях.

Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели. Добродетель одной системы могла бы пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком).

Релятивизм. Понятия о добре и зле, моральные суждения относительны. У каждого человека есть свои склонности (тяга к удовольствиям и;

аскетизму и пр.). Релятивизм моральных суждений может вылиться моральный волюнтаризм, аморальность.

Все ценности получают моральные оценки в зависимости от того, как человек переживает их в своим опыте. Моральные понятия добра и а проявляются через моральный опыт людей.

Утверждение добра в борьбе со злом происходит в духовном мире человека.

2. Польза. Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считают все, что полезно, моральной называют систему взаимной полезности людей Человек согласно этим теориям заботится прежде всего о своей пользе (материальных, социальных и других благах).

Сведение добра к пользе размывает грань между добром и злом. Для достижения личной цели может быть полезно совершить безнравственный поступок. Кроме того, потребности человека могут быть извращенными, опасными для других людей.

 

Польза является средством достижения добра. В разных моральных системах добром, которое нельзя свести к полезнос­ти, являются высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны. Выс­шие ценности не приносят конкретной выгоды людям, иногда даже требуют жертвования своими интересами. Высшими ценностями являются: гуманность, справедливость, любовь и др., а в религиозной этике - любовь к Богу, спасение души, милосер­дие и пр.

Добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полез­ности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистичес­ких интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям.

Вопрос 5. Добро и зло. Зло

1. Злo. Виды зла

2. Религиозные теории происхождения зла... -

1. Зло ассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следую­щие виды зла:

* природное, естественное зло (стихийные силы, болезни и др.) не зави­сит от воли и деятельности человека;

* социальное зло:

* является частью исторического процесса,

* рождается под влиянием деятельности людей;

* не может контролироваться человеком.

Например, бунты, революции, войны являются результатом столкно­вения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;

- нравственное зло, которое творится под воздействием-

* сознания человека;

* воли человека,

* морального выбора человека.

Виды морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах):

* враждебност ь - активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны;

* распущенность - зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.). Распущенный человек:

* становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям;

* нарушает социокультурные запреты,

* не способен к деятельной любви к ближнему.

Многие мыслители пытались объяснить укорененность морального зла природе человека, то есть человек от природы зол и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. 3. Фрейд, например, утверждал, что враждебность, агрессия - это присущий человеку инстинкт смерти.

Теория "фрустраиии - агрессии". Агрессия возникает в ответ на помехи в достижении цели или обиды, может быть направлена не по адресу и т.д.

Государство и мораль созданы для регуляции "борьбы всех против всех" и сохранения людей от взаимного истребления. (Этих взглядов придерживались И. Кант, Т. Гоббс и др.)

Ф. Ницше утверждал, что зло:

* укоренено в природе человека;

* является проявлением воли к власти, присущей всему живому;

* морально оправдано (быть злым - значит утверждаться).

В марксистском учении зло считалось порождением частной собственности.

2. Религиозные концепции происхождения зла. Учение пророка Заратустры (зороастризм) отстаивало версию о моральной двойственности, лежащей в основе мироздания:

добрый могучий дух создал все разумное, доброе, чистое и поддерживает жизнь на земле;

злой могучий дух создал все злое, нечистое, неразумное (смерть, бесплодные земли и т. д.).

Еретическая христианская секта манихейцев поддерживала идею морального дуализма мира и соединяла учение Нового Завета с зороастризмом.

Христианство видело в основании мира добро:

• мир сотворен триединым Богом;

• Бог есть абсолютное Благо и Любовь;

• Бог всемогущ и вездесущ, ничего на земле не происходит без его ведома;

• в творении Божьем не может быть заложено зло.

Присутствие зла в мире теологи объясняли падением ангела Люцифера, который:

* употребил во зло данную ему Богом свободу;

* впал в грех гордыни, пожелал стать равным Творцу, занять его место;

* совратил сонм ангелов, которые превратились в бесов, пособников зла. Люцифер стал символом зависти к творческому гению, эгоистической жажды самоутверждения. Люцифер, олицетворение зла, вторичен, яв­ляется тварью Божьей и, в конечном итоге, подчинен Богу.

Человек создан Богом по своему образу и подобию. Он наделен свобо­дой морального выбора: следовать Божьим заветам или идти путем гре­ха, поэтому несет ответственность за свой выбор.

Распространение зла в мире людей произошло в результате грехопаде­ния Адама и Евы, впавших в грех гордыни и пожелавших уподобиться Богу и узнать, что есть добро и зло.

Ведическая версия происхождения зла:

• зло в мире отсутствует;

• несовершенство мира является:

* кажимостью, поскольку человек смотрит на мир со своей ничтожной, ограниченной позиции;

* является неотъемлемой составляющей мироздания, гармонично соче­тающейся с другими его элементами;

• действительность в ее истинном виде можно понять и правильно оце­нить, только возвысившись над человеческой ничтожной точкой зре­ния, выйдя за рамки эмпирического.

Современные "холические" представления о мире:

- мир - совершенное, гармоничное единство противоположностей (чер­ное - белое, мужское - женское и пр.);

• составляющие мироздания являются необходимыми условиями суще­ствования друг друга;

• противоречивость действительности не является ни добром, ни злом. Зло является результатом отношения людей к чему-либо как к злу.

 

Вопрос 6. Добро и зло. Противоречия в понимании добра и зла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.046 с.)