Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоопределенность добре и зла

Поиск

Противоречия в понимании добра и зла

1. Добро и зло помаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться.

Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается противостоянии злу.

2. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, moi менять полюса.

В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Например,

в западных странах похвальными качествами считаются:

• стремление к самовыражению, выделению из общности;

• деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу и др.

В странах Востока нравственный человек:

• должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность;

• исповедовать даосский принцип недеяния, не вмешиваться в ход вещей, плыть по течению.

Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох.

Традиционному, патриархальному обществу были свойственны:

• воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось);

- беспрекословное подчинение старшим;

• нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д.

В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали:

• становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций;

• самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальное человека;

• терпимость, уважение к индивидуальности и т. д.

Добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других. Любая конкуренция подразумевает достижение выгоды, блага одних людей ценой чьих-то потерь, страданий. Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конф­ликтах (для победителя финал войны - благо).

В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Напри­мер, насилие - безусловный грех, поскольку жизнь и свобода человека - величайшая ценность. Однако убийство может быть морально оправдано и даже сочтено благим деянием в случаях:

• убийства врага на поле боя (особенно в справедливой, освободительной войне);

• убийства в порядке самообороны;

- казни жестокого преступника.

Веление высокой морали - категорический запрет "не убий" - превра­щается в правило "не убивай без крайней необходимости".

Убийство, даже совершенное в силу необходимости, не перестает счи­таться злом.

Одно и то же явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненным бла­гом для человечества.

В то же время плодами прогресса являются экологические и техноген-ные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое дру­гое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассмат­риваться как зло.

Возможен переход добра в зло (и наоборот) в случае, когда нарушается мера. Чрезмерность превращает добродетель в порок (щедрость превра­щается в мотовство, гордость - в гордыню и т. д.). Снижение интенсив­ности морального качества также ведет к переходу добра в зло: береж­ливости - в жадность и т. д.

Вопрос 7. Добро и зло. Проблема конструктивности зла

1. Выбор между добром м мам

Конструктивность зла

1. В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор.

Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и

действия, отказе от зла, порока.

Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла

Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями

(здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли. На

пример, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и

профессиональной карьерой.

Наиболее сложным является моральный выбор "меньшего из двух зол".

Такой выбор:

• воспринимается человеком как трагичный;

• требует житейской мудрости и ответственности;

• имеет непредсказуемые последствия;

- его результатом в любом случае является зло.

В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки

действий человека. Например, содействие добру морально нейтрально

само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению

зла.

Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния.

2. Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывал) идею конструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате "Государь" писал о целесообразности зла в политике. Обман, насилие, несправедливость могу служить интересам государства ("цель оправдывает средства").

ф. Ницше утверждал, что зло - это такие качества, как:

• ум, хитрость;

• деятельность;

• целеустремленность, сила воли;

• аристократичность.

Быть злым, по мнению Ницше, - значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того,

что большинство считает добром.

К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д.

Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель про­является в сравнении с пороком.

Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради до­стижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.

Вопрос 8. Моральный долг

Императивность морали

Моральный долг

1. Ценность, которая осознана как нравственная, воспринимается челове­ком как обязательная к исполнению. Нравственные ценности:

• императивны (обязательны);

• безусловны (им необходимо следовать всегда и во всем);

• надситуативны;

• универсальны (безличны).

2. Моральный долг - это:

• форма контроля общества за поведением индивида;

• отражение взаимодействий между людьми.

Существует два подхода к вопросу соотношения ценности и импера­тивности блага и долга:

эвдемонистский подход:

* человеку известно, в чем его благо;

* задача человека - не уклоняться от блага;

* долгом человека являются стремление к своему благу и содействие бла­гу других людей;

* деонтологический подход:

* человек несовершенен от природы;

* общество является сосредоточием зла;

* мораль дана человеку, чтобы обуздать зло;

* следуя долгу, человек достигает блага.

Моральные требования всеобщи. Всеобщность понимается как;

* общие представления всех людей о правильном, добродетельном;

* простые нормы, общечеловеческие ценности, которые признают все;

* общераспространенные моральные требования и ценности.

Универсальность норм, суждений - это:

* безотносительность к конкретным ситуациям и людям;

* беспристрастность (равное отношение ко всем в -равной ситуации);

* равное отношение к человеку в разных обстоятельствах (надситуативность);

* универсализуемость - человек должен принимать решение в отношении других людей исходя из того, что подобное решение в подобной ситуации может быть принято в отношении его.

Для того чтобы содействовать благу других, человек должен соблюдать права других людей и выполнять свои обязанности.

Долг - осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным идеалом. Долг человека заключается в:

* добродетельности;

* противостоянии злу;

* содействии благу других людей и т. п.

Долг осознается человеком как внутреннее побуждение. Некоторые мыслители (Ницше и др.) рассматривали осознание долга как результат воспитания личности, воздействия идеологии.

Долг можно понимать как давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины.

Моральные требования предъявляются в форме рекомендаций, формулировок желаемого (должного).

Санкции морали (в отличие от права) носят идеальный характер, обращены к сознательной, свободной личности.

Долг требует самопринуждения. Сознание долга заключается в:

* осознании человеком неприемлемости какого-либо своего качества;

* сопротивлении этому качеству;

* принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека.

Требования долга самоценны: человек выполняет долг бескорыстно независимо от внешних норм, утверждая его приоритет по отношению к своим страстям, пользе и т. п.

Автономия личности проявляется в исполнении морального долга. Че­ловек:

* выполняет его требования без принуждения извне;

* относится к ним так, как будто установил их сам;

· действует, будучи уверен в своей правоте.

 

 

Вопрос 9. Совесть

1. Понятие совести

Формирование совести

3. "Чистая совесть"

1. Совесть - это:

• критическая оценка человеком своих поступков, мышления;

• осознание своего несоответствия идеалу и невыполнения морального долга.

Совесть человека:

• не зависит от мнения других людей;

• соотносится только с долгом;

• действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует

Совесть часто воспринимается как независимая от собственного "я" че­ловека, как голос "второго я", носителя высших ценностей. Существуют разные точки зрения на природу совести.

Религиозный подход - совесть является голосом Бога.

Второй подход: совесть – это:

• специфическая форма стыда;

• обобщенные, перенесенные во внутренний мир человека мнения зна­чимых для него людей;

• содержание совести культурно и исторически изменчиво.

2 Совесть формируется в процессе воспитания человека, его социализа­ции.

Авторитарная совесть. На ранней стадии формирования совесть ориенти­рована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение воспитателя к совести человека имеет форму требования соответствия правилам.

Гуманистическая совесть. Зрелая совесть является голосом "второго "я"", лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой.

Совесть является эмоциональным феноменом. Она проявляется как "муки, угрызения" - это негативные переживания, упреки человека самому себе, озабоченность по поводу моральности своего поведения.

В то же время совесть основана и на разуме:

• угрызения совести по поводу отступления от норм нравственности воз­можны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял их как должные;

• человек находит аргументы, оправдывающие отступление от норм (успокаивает совесть);

• человек должен быть убежден в истинности установок своей совести (проблема иерархии ценностей).

3. Выражение "чистая, спокойная совесть "можно понять как:

• осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализации все своих возможностей;

• претензию человека на духовную гармоничность, совершенство. Человек, обладающий совестью, совершенствуясь, предъявляет к себе все более высокие требования Спокойная совесть может свидетельствовать о лицемерии или самообмане, духовной незрелости. (А. Швейцер называл чистую совесть "выдумкой дьявола".) Совесть требует от человека исполнения долга. Долг человека перед самим собой – самосовершенствование.

Человек должен культивировать свою совесть, "все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства" (И. Кант). Свобода совести может пониматься как право человека на:

• самостоятельное формирование убеждений;

• независимость духовной жизни

Вопрос10. Стыд. Вина

1. Стыд

Вина

1. Стыд:

• выражает чувство вины, осознание человеком несоответствия требованиям окружающих людей;

• ориентирован на мнение других людей;

• может испытываться человеком даже в том случае, если сам он считает свои действия нравственными.

Человек, проявляющий негативные качества (агрессию, лживость и др.) подвергается насмешкам, презрению со стороны окружающих, сердится на самого себя. К. Маркс называл стыд гневом, обращенным внутрь.

Гнев человека вызван осознанием своего несоответствия общепринятым нормам, своей отчужденности.

Стыд свидетельствует о глубокой связи человека с другими люды невыносимости для человека общественного непризнания, осужден.

Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах другого человека.

Стыд перед самим собой является следствием отражения взглядов других людей во внутреннем мире человека.

Мнение других людей главенствует в стыде даже в случае, когда безнрав­ственный поступок человека не имеет свидетелей. Боязнь осуждения со стороны значимых людей может удержать человека от совершения без­нравственных поступков.

Значимые личности могут быть отдалены от человека в пространстве и даже во времени. Они представляются как более высокоразвитые лич­ности. В некоторых культурах стыд является формой:

• общественного воздействия;

• регуляции поведения людей;

• дополнения к телесным наказаниям ("позорный столб" и пр.). В средне­вековой Европе, странах Востока публичный позор по силе воздействия на человека не уступал телесным наказаниям.

Человек испытывает стыд в случаях:

• осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям, как моральным, так и материальным (отсутствие высокого социального статуса, достатка и т. п.);

• неспособности воспроизвести общепринятые стандарты (следовать гос­подствующим обычаям, моде и др.);

• несоответствия высоким моральным ориентирам (наличия у человека пороков);

• неспособности проявить качества, необходимые в конкретной ситуа­ции (трусость в момент опасности и т. п.).

Христианской культуре было свойственно чувство стыда, связанное с телом человека, плотским началом (моральный запрет на проявления сексуальности).

Человек может испытывать стыд в случае вмешательства других людей в его внутренний мир, частную жизнь.

Люди способны испытывать стыд за другого человека в результате иден­тификации с ним, переживать его проступки как свои собственные (на­пример, стыд за действия правительства страны).

Ложный стыд - ощущение несоответствия ложным, аморальным тре­бованиям (например, когда человек стыдится своей "мягкости", неуме­ния проявить агрессию).

3. Вина - это переживание человеком несоответствия нормам, нeвыполнения долга перед самим собой, своим внутренним миром, перед Богом.

4. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее.

Источником чувства вины могут быть:

• внешние явления (например, страдания других людей);

• внутренние явления, состояние души человека (например, вина за грешные мысли).

Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть нейтрализовано, снято прощением, данным пострадавшим своему обидчику.

Прощение:

• является актом великодушия;

- происходит по доброй воле обиженного;

• восстанавливает позитивные отношения между обидчиком и пострадавшим.

Западной цивилизации свойственна морально-психологическая парадигма вины, унаследованная от христианства. По религиозным представлениям, каждый человек:

• изначально греховен первородным грехом;

• подвержен страстям, плотским желаниям;

• грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям.

З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины:

• человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек;

• с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх-Я);

• в результате этого перехода возникает совесть, производящая чу вины;

• под воздействием "Сверх-Я" человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение;

• чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины;

• нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза.

Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раская­ние религии - покаяние):

• сожаление о случившемся;

• принятие нравственного решения (не повторять подобного);

• изменение своих оценок и поведения.

Вопрос 11. Свобода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.011 с.)