Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоопределенность добре и злаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Противоречия в понимании добра и зла 1. Добро и зло помаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться. Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается противостоянии злу. 2. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, moi менять полюса. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Например, в западных странах похвальными качествами считаются: • стремление к самовыражению, выделению из общности; • деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу и др. В странах Востока нравственный человек: • должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность; • исповедовать даосский принцип недеяния, не вмешиваться в ход вещей, плыть по течению. Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох. Традиционному, патриархальному обществу были свойственны: • воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось); - беспрекословное подчинение старшим; • нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д. В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали: • становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций; • самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальное человека; • терпимость, уважение к индивидуальности и т. д. Добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других. Любая конкуренция подразумевает достижение выгоды, блага одних людей ценой чьих-то потерь, страданий. Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конфликтах (для победителя финал войны - благо). В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Например, насилие - безусловный грех, поскольку жизнь и свобода человека - величайшая ценность. Однако убийство может быть морально оправдано и даже сочтено благим деянием в случаях: • убийства врага на поле боя (особенно в справедливой, освободительной войне); • убийства в порядке самообороны; - казни жестокого преступника. Веление высокой морали - категорический запрет "не убий" - превращается в правило "не убивай без крайней необходимости". Убийство, даже совершенное в силу необходимости, не перестает считаться злом. Одно и то же явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненным благом для человечества. В то же время плодами прогресса являются экологические и техноген-ные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое другое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассматриваться как зло. Возможен переход добра в зло (и наоборот) в случае, когда нарушается мера. Чрезмерность превращает добродетель в порок (щедрость превращается в мотовство, гордость - в гордыню и т. д.). Снижение интенсивности морального качества также ведет к переходу добра в зло: бережливости - в жадность и т. д. Вопрос 7. Добро и зло. Проблема конструктивности зла 1. Выбор между добром м мам Конструктивность зла 1. В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор. Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и действия, отказе от зла, порока. Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями (здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли. На пример, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и профессиональной карьерой. Наиболее сложным является моральный выбор "меньшего из двух зол". Такой выбор: • воспринимается человеком как трагичный; • требует житейской мудрости и ответственности; • имеет непредсказуемые последствия; - его результатом в любом случае является зло. В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки действий человека. Например, содействие добру морально нейтрально само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению зла. Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния. 2. Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывал) идею конструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате "Государь" писал о целесообразности зла в политике. Обман, насилие, несправедливость могу служить интересам государства ("цель оправдывает средства"). ф. Ницше утверждал, что зло - это такие качества, как: • ум, хитрость; • деятельность; • целеустремленность, сила воли; • аристократичность. Быть злым, по мнению Ницше, - значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того, что большинство считает добром. К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д. Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель проявляется в сравнении с пороком. Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы. Вопрос 8. Моральный долг Императивность морали Моральный долг 1. Ценность, которая осознана как нравственная, воспринимается человеком как обязательная к исполнению. Нравственные ценности: • императивны (обязательны); • безусловны (им необходимо следовать всегда и во всем); • надситуативны; • универсальны (безличны). 2. Моральный долг - это: • форма контроля общества за поведением индивида; • отражение взаимодействий между людьми. Существует два подхода к вопросу соотношения ценности и императивности блага и долга: • эвдемонистский подход: * человеку известно, в чем его благо; * задача человека - не уклоняться от блага; * долгом человека являются стремление к своему благу и содействие благу других людей; * деонтологический подход: * человек несовершенен от природы; * общество является сосредоточием зла; * мораль дана человеку, чтобы обуздать зло; * следуя долгу, человек достигает блага. Моральные требования всеобщи. Всеобщность понимается как; * общие представления всех людей о правильном, добродетельном; * простые нормы, общечеловеческие ценности, которые признают все; * общераспространенные моральные требования и ценности. Универсальность норм, суждений - это: * безотносительность к конкретным ситуациям и людям; * беспристрастность (равное отношение ко всем в -равной ситуации); * равное отношение к человеку в разных обстоятельствах (надситуативность); * универсализуемость - человек должен принимать решение в отношении других людей исходя из того, что подобное решение в подобной ситуации может быть принято в отношении его. Для того чтобы содействовать благу других, человек должен соблюдать права других людей и выполнять свои обязанности. Долг - осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным идеалом. Долг человека заключается в: * добродетельности; * противостоянии злу; * содействии благу других людей и т. п. Долг осознается человеком как внутреннее побуждение. Некоторые мыслители (Ницше и др.) рассматривали осознание долга как результат воспитания личности, воздействия идеологии. Долг можно понимать как давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины. Моральные требования предъявляются в форме рекомендаций, формулировок желаемого (должного). Санкции морали (в отличие от права) носят идеальный характер, обращены к сознательной, свободной личности. Долг требует самопринуждения. Сознание долга заключается в: * осознании человеком неприемлемости какого-либо своего качества; * сопротивлении этому качеству; * принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека. Требования долга самоценны: человек выполняет долг бескорыстно независимо от внешних норм, утверждая его приоритет по отношению к своим страстям, пользе и т. п. Автономия личности проявляется в исполнении морального долга. Человек: * выполняет его требования без принуждения извне; * относится к ним так, как будто установил их сам; · действует, будучи уверен в своей правоте.
Вопрос 9. Совесть 1. Понятие совести Формирование совести 3. "Чистая совесть" 1. Совесть - это: • критическая оценка человеком своих поступков, мышления; • осознание своего несоответствия идеалу и невыполнения морального долга. Совесть человека: • не зависит от мнения других людей; • соотносится только с долгом; • действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует Совесть часто воспринимается как независимая от собственного "я" человека, как голос "второго я", носителя высших ценностей. Существуют разные точки зрения на природу совести. Религиозный подход - совесть является голосом Бога. Второй подход: совесть – это: • специфическая форма стыда; • обобщенные, перенесенные во внутренний мир человека мнения значимых для него людей; • содержание совести культурно и исторически изменчиво. 2 Совесть формируется в процессе воспитания человека, его социализации. Авторитарная совесть. На ранней стадии формирования совесть ориентирована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение воспитателя к совести человека имеет форму требования соответствия правилам. Гуманистическая совесть. Зрелая совесть является голосом "второго "я"", лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой. Совесть является эмоциональным феноменом. Она проявляется как "муки, угрызения" - это негативные переживания, упреки человека самому себе, озабоченность по поводу моральности своего поведения. В то же время совесть основана и на разуме: • угрызения совести по поводу отступления от норм нравственности возможны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял их как должные; • человек находит аргументы, оправдывающие отступление от норм (успокаивает совесть); • человек должен быть убежден в истинности установок своей совести (проблема иерархии ценностей). 3. Выражение "чистая, спокойная совесть "можно понять как: • осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализации все своих возможностей; • претензию человека на духовную гармоничность, совершенство. Человек, обладающий совестью, совершенствуясь, предъявляет к себе все более высокие требования Спокойная совесть может свидетельствовать о лицемерии или самообмане, духовной незрелости. (А. Швейцер называл чистую совесть "выдумкой дьявола".) Совесть требует от человека исполнения долга. Долг человека перед самим собой – самосовершенствование. Человек должен культивировать свою совесть, "все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства" (И. Кант). Свобода совести может пониматься как право человека на: • самостоятельное формирование убеждений; • независимость духовной жизни Вопрос10. Стыд. Вина 1. Стыд Вина 1. Стыд: • выражает чувство вины, осознание человеком несоответствия требованиям окружающих людей; • ориентирован на мнение других людей; • может испытываться человеком даже в том случае, если сам он считает свои действия нравственными. Человек, проявляющий негативные качества (агрессию, лживость и др.) подвергается насмешкам, презрению со стороны окружающих, сердится на самого себя. К. Маркс называл стыд гневом, обращенным внутрь. Гнев человека вызван осознанием своего несоответствия общепринятым нормам, своей отчужденности. Стыд свидетельствует о глубокой связи человека с другими люды невыносимости для человека общественного непризнания, осужден. Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах другого человека. Стыд перед самим собой является следствием отражения взглядов других людей во внутреннем мире человека. Мнение других людей главенствует в стыде даже в случае, когда безнравственный поступок человека не имеет свидетелей. Боязнь осуждения со стороны значимых людей может удержать человека от совершения безнравственных поступков. Значимые личности могут быть отдалены от человека в пространстве и даже во времени. Они представляются как более высокоразвитые личности. В некоторых культурах стыд является формой: • общественного воздействия; • регуляции поведения людей; • дополнения к телесным наказаниям ("позорный столб" и пр.). В средневековой Европе, странах Востока публичный позор по силе воздействия на человека не уступал телесным наказаниям. Человек испытывает стыд в случаях: • осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям, как моральным, так и материальным (отсутствие высокого социального статуса, достатка и т. п.); • неспособности воспроизвести общепринятые стандарты (следовать господствующим обычаям, моде и др.); • несоответствия высоким моральным ориентирам (наличия у человека пороков); • неспособности проявить качества, необходимые в конкретной ситуации (трусость в момент опасности и т. п.). Христианской культуре было свойственно чувство стыда, связанное с телом человека, плотским началом (моральный запрет на проявления сексуальности). Человек может испытывать стыд в случае вмешательства других людей в его внутренний мир, частную жизнь. Люди способны испытывать стыд за другого человека в результате идентификации с ним, переживать его проступки как свои собственные (например, стыд за действия правительства страны). Ложный стыд - ощущение несоответствия ложным, аморальным требованиям (например, когда человек стыдится своей "мягкости", неумения проявить агрессию). 3. Вина - это переживание человеком несоответствия нормам, нeвыполнения долга перед самим собой, своим внутренним миром, перед Богом. 4. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. Источником чувства вины могут быть: • внешние явления (например, страдания других людей); • внутренние явления, состояние души человека (например, вина за грешные мысли). Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть нейтрализовано, снято прощением, данным пострадавшим своему обидчику. Прощение: • является актом великодушия; - происходит по доброй воле обиженного; • восстанавливает позитивные отношения между обидчиком и пострадавшим. Западной цивилизации свойственна морально-психологическая парадигма вины, унаследованная от христианства. По религиозным представлениям, каждый человек: • изначально греховен первородным грехом; • подвержен страстям, плотским желаниям; • грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям. З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины: • человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек; • с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх-Я); • в результате этого перехода возникает совесть, производящая чу вины; • под воздействием "Сверх-Я" человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение; • чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины; • нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза. Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии - покаяние): • сожаление о случившемся; • принятие нравственного решения (не повторять подобного); • изменение своих оценок и поведения. Вопрос 11. Свобода
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.011 с.) |