Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Философско-этическая мысль СредневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(субъективистские этические учения) Иоанн Скот Эриугена 2. Пьер Абеляры 3. Сигер Брабантский Майстер Экхарт 1. Иоанн Скот Эриугена (810 - 877) утверждал: • неразделимость добродетели людей и их спасения; • право свободного морального выбора человека. 2. Пьер Абеляр (1079 -1142) в своих трудах также отстаивал свободу человека в рамках христианской религии. Он утверждал: • человек имеет право свободного морального выбора; • человек несет ответственность за свои поступки; • оценивать поступки человека можно только с учетом его намерений, степени их осознания и его совести; • свобода выбора, данная человеку, является свидетельством премудрости Создателя. Абеляр полагал также, что логическое доказательство догматов христианства не противоречит вере. Официальная церковь осуждала взгляды Пьера Абеляра. Его сочинения ("Да и Нет", "Этика" и др.) были запрещены. 3. Сигер Бpaбантский (ок. 1235 - 1282) был последователем П. Абеляра. Учение Сигера противоречило официальной теологии. Он обосновывал мораль только природой человека и полагал, что: • мир не сотворен и вечен; • душа человека состоит из чувственной, индивидуальной души и разумной души; • человек смертей, вместе с его телом умирает и индивидуальная душа; • разумная душа бессмертна, осуществляет свою деятельность в живущих индивидах; • нравственное поведение - это поведение, соответствующее здравому разуму; • здравый разум соответствует благу человечества; - чтобы дать моральную оценку деятельности человека, необходимо учи тывать его взаимоотношения с обществом. 4. Майстер Экхарт (1260 - 1327) трактовал этические проблемы, опираясь на личный мистический опыт. Основные положения учения Майстера Экхарта. * Абсолютное (Абсолют) имеет две стороны: * проявленная - Бог; * непроявленная - Божество, бездна, Божественное Ничто. * Проявленный Бог: * является бесконечным милосердием и любовью; * един с миром; * делает мир целостным. * Божественные милосердие и любовь лежат в основе мира. * Человек является тем, что он любит (любит Бога - есть Бог). * Блаженный человек: * един с Богом, тождествен с Богом; * желает того, чего желает Бог; * его душа - частица Бога, "искра Божья". * Постигнуть Бога можно с помощью мистической интуиции. Человек может сделать "поворот к божественному", проникнуть в Божественное Ничто, бездну. Для этого человек должен: — * ничего не знать (не думать, что познал истину); * ничего не желать (отказаться от эмпирических страстей); * ничего не иметь (не быть привязанным ни к чему, даже к Богу). * Важная добродетель, необходимая для слияния с Божеством, - ценность, то есть: * отрешенность от мира; * равнодушие ко всему, кроме Бога; * стремление стать ничем, слиться с Божественным. * Кратчайший путь к отрешенности лежит через страдания. Земные радости отвлекают от великой цели, привязывают к миру. · Добродетель совершенна, если она бескорыстна и проявляется естественно, без демонстрации. Экхарт ввел понятия: * "внешний человек" - телесное, подверженное страстям, эгоцентричное; • "внутренний человек" - отрицание земного, телесного. Божественное начало. Мейстер Экхарт утверждал приоритет "внутреннего" человека, искры Божьей. "Внутренний" человек изначален в личности. Противоречие между "внешним" и "внутренним" человеком преодолевается путем сознательного, добровольного, свободного отказа от своего ограниченного "я". В своем учении Экхарт провозглашал нравственную независимость человека, значимость индивидуального нравственного выбора, возможность прийти к Богу без посредничества Церкви.
Тема 5. Этическая мысль в период Возрождения. Буржуазная мораль. План: Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты). Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности.
Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты) 1. Этика и философия Возрождения Лоренцо Валла Пико делла Мирандола Никола Макиавелли Джордано Бруно 1. Ренессанс, или Возрождение (XIV - начало XVII вв.), характеризуется: • формированием гуманистического мировоззрения во всех сферах духовной жизни; • развитием наук, "обновлением" культуры; • секуляризацией морали, отделением этики и философии от богословия. Возникает антропоцентрическая этика. Ее основные положения: человек - это часть природы, высшее земное существо с высокими духовными устремлениями; мораль - форма реализации человека. Основным направлением философии Возрождения является гуманизм. Итальянские гуманисты выступали против религиозной схоластики, обращенности только к Священному Писанию, призывали использовать достижения античной культуры. 2. Лоренца Валла (1407 - 1457) в трактате "О наслаждении" утверждал, что человек должен предаваться не только духовным, но и плотским удовольствиям. По мнению Валла, наслаждение является главным законом жизни, поскольку Господь сотворил все земные блага и дал человеку способность к наслаждению (5 чувств). Принцип наслаждения Балла распространял и на загробный мир. Он описывает рай, где люди имеют усовершенствование тела. Лоренцо Валла утверждал принцип индивидуализма: эгоизм неискореним, заложен в природе человека, порожден инстинктом самосохранения. Жизнь индивида является наивысшим благом для него, жизнь ближнего, судьба родины - второстепенны. Добродетелью Валла считал полезность. Полезность основана на здравом расчете. Принципу полезности, расчету подчинены все отношения в обществе. 3. Пико делла Мирандола (1463 - 1494) в труде "Речь о достоинстве человека" провозглашает, что человек - это микрокосм, венец творения, центр Вселенной. Мирандола утверждал, что Бог создал человека незавершенным, тем самым предоставив ему свободу самосовершенствования, сотворения своего образа. Мирандола отмечал как важнейшее достоинство человека его способность продолжать дело Творца. Человек может достичь совершенства ангелов, преодолев свои низменные страсти. По мнению Мирандолы, человек может достичь: • высшего блага посредством Божественной благодати; • естественного счастья путем познания природы и самого себя, постижения тайн мироздания. 4. Никола Макиавелли (1469 - 1527) впервые разграничил принципы морали и политики. Он отошел от религиозной догматики. Бог в представлении Макиавелли - Судьба, Необходимость. В трактате "Государь" Макиавелли исследует отношения людей, в первую очередь политические. По мнению автора, они являются выражением низменной природы человека. Человеческая природа выражается в хаотичном изменении нравов, падении и возвышении государств. Необходимость является предпосылкой действий человека, государства, религии и морали. Государство, религия, мораль полезны людям, удовлетворяют их потребности. Макиавелли выделял добродетели, помогающие людям противостоять судьбе: воля и энергия, стремление изучать объективные обстоятельства. Макиавелли считал, что идеалы христианства не соответствуют реальной жизни. По его мнению, религия должна быть политическим инструментом, то есть обеспечивать духовное единство государства, воспитывать сильных, активных людей (а не проповедовать непротивление злу и др.). Макиавелли утверждал, что: • благом является все, что идет на пользу государству. Высшее благо - это укрепление национального государства, его целостность; • политика является важнейшей сферой общественной жизни; • мораль подчиняется политическим целям; • для достижения благой цели все средства хороши (обман, насилие и т п.). Любое зло может быть оправдано государственной необходимостью. По мнению Макиавелли, государь, желающий удержаться у власти, не должен специально отклоняться от добра, а в случае необходимости быть недобродетельным. 5. Этическая концепция Джордано Бруно (1548 - 1600). Ее основные положения: • преодоление теологического понимания Бога; • рассмотрение Бога как единства природы; • нравственные ценности, добродетели - это свойства человека и его деятельности; • человеческая деятельность является целеполагающей (вне духовного начала); • деятельность людей основана на причинности социальной среды; • единство человека и общества выражается в общественно полезной деятельности людей. Особенности моральной личности: • автономность, самодостаточность; • ответственность за себя и свое окружение; • обладание творческой энергией; • осмысление моральных проблем; • восприятие общечеловеческих ценностей. Неотъемлемым качеством моральной личности является героическая любовь, которая отражает единство физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей человека, лишена обыденности, выше эгоистических интересов человека. Целью моральной личности является служение обществу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.009 с.) |