Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья



(субъективистские этические учения)

Иоанн Скот Эриугена

2. Пьер Абеляры

3. Сигер Брабантский

Майстер Экхарт

1. Иоанн Скот Эриугена (810 - 877) утверждал:

• неразделимость добродетели людей и их спасения;

• право свободного морального выбора человека.

2. Пьер Абеляр (1079 -1142) в своих трудах также отстаивал свободу челове­ка в рамках христианской религии. Он утверждал:

• человек имеет право свободного морального выбора;

• человек несет ответственность за свои поступки;

• оценивать поступки человека можно только с учетом его намерений, степени их осознания и его совести;

• свобода выбора, данная человеку, является свидетельством премудрос­ти Создателя.

Абеляр полагал также, что логическое доказательство догматов христи­анства не противоречит вере.

Официальная церковь осуждала взгляды Пьера Абеляра. Его сочинения ("Да и Нет", "Этика" и др.) были запрещены.

3. Сигер Бpaбантский (ок. 1235 - 1282) был последователем П. Абеляра. Учение Сигера противоречило официальной теологии. Он обосновывал мораль только природой человека и полагал, что:

• мир не сотворен и вечен;

• душа человека состоит из чувственной, индивидуальной души и разумной души;

• человек смертей, вместе с его телом умирает и индивидуальная душа;

• разумная душа бессмертна, осуществляет свою деятельность в живущих индивидах;

• нравственное поведение - это поведение, соответствующее здравому разуму;

• здравый разум соответствует благу человечества;

- чтобы дать моральную оценку деятельности человека, необходимо учи тывать его взаимоотношения с обществом.

4. Майстер Экхарт (1260 - 1327) трактовал этические проблемы, опираясь на личный мистический опыт. Основные положения учения Майстера Экхарта.

* Абсолютное (Абсолют) имеет две стороны:

* проявленная - Бог;

* непроявленная - Божество, бездна, Божественное Ничто.

* Проявленный Бог:

* является бесконечным милосердием и любовью;

* един с миром;

* делает мир целостным.

* Божественные милосердие и любовь лежат в основе мира.

* Человек является тем, что он любит (любит Бога - есть Бог).

* Блаженный человек:

* един с Богом, тождествен с Богом;

* желает того, чего желает Бог;

* его душа - частица Бога, "искра Божья".

* Постигнуть Бога можно с помощью мистической интуиции. Человек может сделать "поворот к божественному", проникнуть в Божественное Ничто, бездну. Для этого человек должен: —

* ничего не знать (не думать, что познал истину);

* ничего не желать (отказаться от эмпирических страстей);

* ничего не иметь (не быть привязанным ни к чему, даже к Богу).

* Важная добродетель, необходимая для слияния с Божеством, - ценность, то есть:

* отрешенность от мира;

* равнодушие ко всему, кроме Бога;

* стремление стать ничем, слиться с Божественным.

* Кратчайший путь к отрешенности лежит через страдания. Земные радости отвлекают от великой цели, привязывают к миру.

· Добродетель совершенна, если она бескорыстна и проявляется естественно, без демонстрации.

Экхарт ввел понятия:

* "внешний человек" - телесное, подверженное страстям, эгоцентричное;

"внутренний человек" - отрицание земного, телесного. Божественное начало.

Мейстер Экхарт утверждал приоритет "внутреннего" человека, искры Божьей. "Внутренний" человек изначален в личности. Противоречие между "внешним" и "внутренним" человеком преодолевается путем сознатель­ного, добровольного, свободного отказа от своего ограниченного "я".

В своем учении Экхарт провозглашал нравственную независимость че­ловека, значимость индивидуального нравственного выбора, возмож­ность прийти к Богу без посредничества Церкви.

 


Тема 5. Этическая мысль в период Возрождения. Буржуазная мораль.

План:

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты).

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности.

 

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения

(итальянские гуманисты)

1. Этика и философия Возрождения

Лоренцо Валла

Пико делла Мирандола

Никола Макиавелли

Джордано Бруно

1. Ренессанс, или Возрождение (XIV - начало XVII вв.), характеризуется:

• формированием гуманистического мировоззрения во всех сферах ду­ховной жизни;

• развитием наук, "обновлением" культуры;

• секуляризацией морали, отделением этики и философии от богосло­вия.

Возникает антропоцентрическая этика. Ее основные положения: чело­век - это часть природы, высшее земное существо с высокими духовны­ми устремлениями; мораль - форма реализации человека.

Основным направлением философии Возрождения является гуманизм. Итальянские гуманисты выступали против религиозной схоластики, обращенности только к Священному Писанию, призывали использо­вать достижения античной культуры.

2. Лоренца Валла (1407 - 1457) в трактате "О наслаждении" утверждал, что человек должен предаваться не только духовным, но и плотским удо­вольствиям. По мнению Валла, наслаждение является главным законом жизни, поскольку Господь сотворил все земные блага и дал человеку спо­собность к наслаждению (5 чувств).

Принцип наслаждения Балла распространял и на загробный мир. Он опи­сывает рай, где люди имеют усовершенствование тела.

Лоренцо Валла утверждал принцип индивидуализма: эгоизм неискоре­ним, заложен в природе человека, порожден инстинктом самосохране­ния. Жизнь индивида является наивысшим благом для него, жизнь ближ­него, судьба родины - второстепенны.

Добродетелью Валла считал полезность. Полезность основана на здра­вом расчете. Принципу полезности, расчету подчинены все отношения в обществе.

3. Пико делла Мирандола (1463 - 1494) в труде "Речь о достоинстве челове­ка" провозглашает, что человек - это микрокосм, венец творения, центр Вселенной.

Мирандола утверждал, что Бог создал человека незавершенным, тем самым предоставив ему свободу самосовершенствования, сотворения своего образа.

Мирандола отмечал как важнейшее достоинство человека его способ­ность продолжать дело Творца. Человек может достичь совершенства ангелов, преодолев свои низменные страсти.

По мнению Мирандолы, человек может достичь:

• высшего блага посредством Божественной благодати;

• естественного счастья путем познания природы и самого себя, пости­жения тайн мироздания.

4. Никола Макиавелли (1469 - 1527) впервые разграничил принципы морали и политики. Он отошел от религиозной догматики. Бог в представлении Макиавелли - Судьба, Необходимость.

В трактате "Государь" Макиавелли исследует отношения людей, в пер­вую очередь политические. По мнению автора, они являются выражени­ем низменной природы человека.

Человеческая природа выражается в хаотичном изменении нравов, паде­нии и возвышении государств.

Необходимость является предпосылкой действий человека, государства, религии и морали. Государство, религия, мораль полезны людям, удов­летворяют их потребности.

Макиавелли выделял добродетели, помогающие людям противостоять судьбе: воля и энергия, стремление изучать объективные обстоятель­ства.

Макиавелли считал, что идеалы христианства не соответствуют реаль­ной жизни. По его мнению, религия должна быть политическим инстру­ментом, то есть обеспечивать духовное единство государства, воспиты­вать сильных, активных людей (а не проповедовать непротивление злу и др.).

Макиавелли утверждал, что:

благом является все, что идет на пользу государству. Высшее благо - это укрепление национального государства, его целостность;

политика является важнейшей сферой общественной жизни;

мораль подчиняется политическим целям;

• для достижения благой цели все средства хороши (обман, насилие и т п.). Любое зло может быть оправдано государственной необходимос­тью.

По мнению Макиавелли, государь, желающий удержаться у власти, не должен специально отклоняться от добра, а в случае необходимости быть недобродетельным.

5. Этическая концепция Джордано Бруно (1548 - 1600). Ее основные поло­жения:

• преодоление теологического понимания Бога;

• рассмотрение Бога как единства природы;

• нравственные ценности, добродетели - это свойства человека и его де­ятельности;

• человеческая деятельность является целеполагающей (вне духовного начала);

• деятельность людей основана на причинности социальной среды;

• единство человека и общества выражается в общественно полезной де­ятельности людей. Особенности моральной личности:

• автономность, самодостаточность;

• ответственность за себя и свое окружение;

• обладание творческой энергией;

• осмысление моральных проблем;

• восприятие общечеловеческих ценностей.

Неотъемлемым качеством моральной личности является героическая любовь, которая отражает единство физических, эмоциональных и ин­теллектуальных способностей человека, лишена обыденности, выше эгоистических интересов человека. Целью моральной личности является служение обществу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.029 с.)