Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Христианская этика Средневековья: V-XV векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учения христианской этики Средневековья сложились исторически в период V-ХV вв. и представляли собой крайне противоречивое явление. Они начали формироваться в рамках христианской идеологии, возникшей в I в. н.э. в одной из провинций Римской империи – Палестине. Истоки этой идеологии в мистико-мессианском движении иудаизма, с которым, однако, христианство вскоре вступило в острый конфликт. Христианская идеология формировалась как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных - представителей покорённых или рассеянных Римом народов. В условиях жестокой эксплуатации, материального и духовного гнёта социальные низы противопоставили высшим слоям Римской Империи, развращённым в погоне за безудержными наслаждениями, а также постоянной политической борьбой и интригами, общинные формы жизнедеятельности. Христианские общины были основаны на равенстве, взаимной поддержке и полном доверии своих членов друг к другу. Анализ жизнедеятельности первых христианских общин позволяет выявить сущность моральной концепции христианства и его идеи, которые выражали интересы угнетённых масс в условиях переживавшей кризис Римской империи. Основные положения христианской этики сформулированы в священной книге христиан – Библии (Книга книг). Библия состоит из двух частей: ♦ Ветхий завет – священная книга последователей иудаизма. Ветхий завет принят и христианами как исторический источник, описывающий события, предшествующие появлению Иисуса Христа. ♦ Новый завет – книга, в которой излагаются важнейшие этапы в жизни создателя христианства и его идеолога Иисуса Христа, а также основные положения христианского вероучения. Новый завет включает четыре Евангелия. В переводе с греческого слово «Евангелие» означает благовествование, или радостная весть. В Новом завете содержится четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Наиболее полно учение Иисуса изложено в Евангелии от Матфея. 3.6.1. Евангельская моральная доктрина Первым письменным документом христианства является «Откровение Иоанна Богослова». Здесь Иисус Христос появляется как носитель карающей справедливости, беспощадный мститель, выступающий против беззакония, насилия и социального неравенства, В своих проповедях он провозглашает простые законы человеческого сердца. Иисус учит как человек, знающий некую сокровенную, глубокую и безусловную истину, содержащую в себе знание о человеке и его судьбе. Наиболее полно сущность моральной доктрины христианства изложена Иисусом в Нагорной проповеди. Идеи этой проповеди пересказаны одним из учеников Иисуса - Матфеем в Евангелии от Матфея. Нагорная проповедь Иисуса заканчивается следующим нравственным правилом: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Иисус Христос, как сын Бога – Творца, проповедует мораль, которая является единственной силой, способной придать человеческим отношениям гармонический и достойный характер. Иисус утверждает, что единственной силой, способной соединить людей друг с другом и подчинить себе все другие ценности является любовь. Любовь провозглашается в качестве ключевого нравственного принципа, а потому в Евангелиях Нового Завета мораль, основанная на любви, рассматривается как первичная по отношению к бытию. Это значительный шаг вперёд в развитии морали, в сравнении с античной этикой, в которой мораль рассматривалась как совокупность добродетелей человека. В Евангельской доктрине мораль обретает общечеловеческую форму. Проповедь принципа любви означало признание равенства людей в их притязаниях на счастливую жизнь при условии соблюдения ими Божественных заповедей. И хотя идея морального равенства имеет в христианстве предельно абстрактный и обобщённый вид, тем не менее она сыграла в европейской духовной культуре важную роль, способствуя становлению гуманистической традиции. 3.6.2. Основные идеи Библейской этической концепции I. Бог создал мир и является его животворной сущностью. Бог заключает в себе причину, норму и цель своей деятельности, ибо он выступает в единстве бытия, разума, творения, благого воления и любви. Он создаёт природный мир на основе своего разума и благого воления, а потому этот мир упорядочен и функционирует на основе объективных закономерностей, обеспечивающих Божественный порядок. В это творение он вложил также свою любовь, а потому природный мир прекрасен и гармоничен. Вследствие того, что мир и все что в нём существует, возникли благодаря Богу, всё должно служить Богу и подчиняться установленному им порядку. 2. Человек сотворен Богом по Божественному образу и подобию. И хотя человек как разумное существо обладает свободной волей, его высшая цель - служить Богу. Но первый человек - Адам захотел стать как Бог, знающий, что есть Добро и что есть Зло, а потому отведал плодов от древа познания (так говорится в Ветхом завете). В этой гордыне первого человека заключается корень всех его бедствий, а также бедствий всех людей, прародителями которых выступают Адам и Ева. Будучи изгнаны из рая из-за нарушения запрета есть плоды от древа познания, первые люди должны были своей последующей непорочной жизнью и послушанием Богу искупить этот грех. Таким образом, мораль христианства выводится из несоответствия Божественной сущности человека – сущего и его реального земного существования, определяемого свободным выбором человеком своего поведения на основе его доброй воли – должного. 3. Должное предназначение человека состоит в служении Богу и в соединении с Ним, что происходит благодаря выполнению человеком Божественных заповедей. Примером служения является Иисус Христос, поэтому следование Богу выступает как следование Иисусу Христу, который своей искупительной смертью на кресте искупил человеческие грехи. Как с Адама началось грехопадение человека, так с Иисуса Христа началось его возрождение, ибо он указал человеку путь к спасению через следование Богу. 4. Чему учит Христос? - Тому, что человек должен жить не для себя, но для Бога. Главная заповедь Христа: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» («Евангелие от Матфея»). Главная идея в проповедях Иисуса – это Благая весть, которую он должен передать людям от Бога о скором установлении Царства Божия на земле. Благая весть – это весть о спасении людей от духовной смерти, о их приобщении к духовной жизни в Царстве Божием. Царство Божие утверждается в душах людей, когда они следуют Божественным заповедям, которые провозглашает Иисус. Будучи сыном Бога и земной женщины – Девы Марии, он является посредником между Богом и человеком. Духовная связь между Богом и человеком основывается на любви. Бог – это любовь. И любовь лежит в основе религиозно-нравственного учения христианства. Именно из любви к людям Бог послал на земля своего единственного сына Иисуса, который является воплощением этой любви. В первом послании от Иосифа говорится: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». В христианстве нравственные заповеди обращены к внутреннему миру человека, а нитью, связующей Бога и человека выступает его совесть. Совесть – это голос человеческого духа, определяющий свободный нравственный выбор человека, а потому этот выбор не зависит от внешних условий его жизни. Христианское вероучение исходит из принципа самоценности личности, являющейся свободным существом. Поскольку человек, согласно христианскому вероучению, сотворен Богом по «образу и подобию Божию», то ему присущи такие же способности мыслить и действовать со знанием дела, как и Богу. Однако Бог предоставил самому человеку делать выбор: творить добро или зло. Выбор добра во имя любви к Богу и людям ведет человека к духовному совершенству и гармонизации его личности. Выбор зла разрушает личность и обрекает человека на духовную гибель и вечные мучения его бессмертной души в потустороннем мире. Христианская этика воплотила нравственный идеал в образе Богочеловека Иисуса Христа. Он является свидетельством единения человека с Богом-Творцом и одновременно воплощает образ духовного величия и нравственного совершенства. Этот образ ориентирует человека на пути нравственного совершенствования не силой принуждения, а примером любви и самоотверженности. Христианская этика утверждает ценность каждого человека независимо от его расы, национальности, происхождения и социального положения, то есть она утверждает что все люди имеют равные нравственные возможности. Это знаменовало дальнейшую гуманизацию западно-европейской культуры и нравственного развития общества в целом. Основные положения христианской этики нашли отражение в патристике - трактатах отцов церкви. Латиноязычные авторы: Ориген, Тертуллиан, Августин. Грекоязычные: Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и другие. Они ведут активную полемику с рационалистической традицией античности и язычеством и, опираясь на догматы С вященного писания, разрабатывают основы универсальной морали, которая должна была преодолеть этнические различия народов Римской Империи. Наиболее ярким представителем патристики является Августин Аврелий (Блаженный) – (354 - 430 гг.) Его главные труды: «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин противопоставляет «Царство земное» - Римскую империю – «Граду Божьему» - общине Богом избранных людей. Чтобы попасть в «Божий град», необходимо принять Иисуса Христа сердцем и следовать за ним, соблюдая христианские заветы всеобщей любви и надеясь на Божью справедливость и милосердие. После разделения в X столетии христианства на Западную и Восточную церкви идеалы патристики вплоть до середины XIX столетия сохраняло православное христианство. В ХII - ХIII вв. в Западной Европе возникает интерес к античной культуре. В этот период отцы церкви, опираясь на традиции античности, стали переосмысливать догматы христианской религии в ключе научно-философского анализа. Великий систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) в работах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», используя этику Аристотеля, разрабатывает учение о добродетели, в котором умственные и нравственные добродетели он дополняет ещё тремя теологическими: надежда, вера, любовь. Схоластические попытки соединить науку и религию не были достаточно эффективными. И как реакция на этот подход возникли этические учения, пронизанные мистикой, авторами которых были Мейстер Экхарт, Бонавентура, Я. Бёме. Эти учения были тесно связаны со средневековыми ересями и выступали как оппозиция традиционной христианской идеологии. Оппозиционное направление в развитии христианства привело к формированию в ХV столетии этики протестантизма. Идеологи протестантизма М.Лютер и Ж. Кальвин ориентировали верующих на индивидуальное познание человеком Бога. Это познание должно осуществляться на основе личных волевых усилий верующего человека. Свидетельством признания будущего спасения человека, стремящегося к соединению с Богом, протестантизм рассматривал его успехи в повседневной жизни и труде. Успех человека в жизненных делах как бы свидетельствовал о том, что Бог поддерживает его.
ВЫВОДЫ: 1. Особенностью средневекового общества является его иерархизированность. Логика восприятия мира средневековым человеком была логикой иерархии. Это отражалось в философских концепциях (например, в неоплатонизме), затем нашло отражение в христианской теологии (иерархия ангелов, иерархия, идущая от образа Христа и апостолов, иерархия служителей церкви). Иерархичность соответствовала лестнице вассалитета, отношениям мастера и учеников, купеческим гильдиям и т. д. Это, естественно, выразилось в общих чертах нравственной жизни средневекового сословного общества, в котором каждая группа жила по своей собственной морали. Эти разные морали были связаны между собой лишь очень ограниченным количеством базовых принципов, опирающихся, прежде всего, на христианскую религию. Тем не менее именно эти базовые принципы позволили преодолеть присущий античной этике релятивизм (относительность морали). Они апеллировали к авторитетному источнику морального добра, в качестве которого выступал христианский Бог. 2. Христианская доктрина формировалась в борьбе с ересями, которые по существу представляли крайние решения относительно таких проблем как: отношения Бога и человека, сущность греха, природа Спасителя и статус самой церкви. Во всех случаях были отобраны умеренные серединные решения. Принятие серединных решений в борьбе ересями, совершившееся в процессе отработки христианской доктрины отражало баланс между собственными моральными усилиями человека, с одной стороны, и надежной на помощь Бога, с другой. Отсутствие у человека надежды на собственные силы дает основания для существования церкви, которая была бы не нужна, если бы у человека была уверенность в том, что спастись можно исключительно за счет собственной добродетельной жизни. 3. Труд, который в раннем христианстве рассматривался как «наказание господнее», постепенно, особенно в период поздней патристики, начинает рассматриваться как средство к спасению. Положение «каждый должен нести свой крест», понимаемое первоначально исключительно в смысле смирения, стало трактоваться в смысле выполнения своего предназначения. Основной добродетелью средневекового общества была верность. Верность человека человеку освящалась его верностью Богу. С верностью был связан сам принцип политической и экономической организации средневекового общества, построенного на отношениях личной зависимости. Но верность нельзя понимать как однонаправленное отношение, развивающееся по лестнице вассалитета лишь от низших звеньев к высшим. 4. Сюзерен также имел обязательства перед своими вассалами, а король перед своими подданными. В отличие от восточных деспотий, где правитель однозначно рассматривался как наместник Бога на земле, в конституционных монархиях король все же оставался человеком. Даже будучи всевластным правителем в своем национальном королевстве, король оставался в духовном подчинении у Вселенской церкви. В определенном смысле над ним осуществлялся внешний контроль, его действия оценивались как справедливые или несправедливые со стороны той власти, которая утвердила за собой право говорить от имени Бога. После создания крупных национальных монархий идея внешнего контроля высшей власти выразилась в создании конституций. Таким образом, возникновению первых принципов, на которых зиждется современное правовое государство, возникновению самой идеи о том, что правитель не является субъектом, произвольно провозглашающим законы, что он сам подчинен праву, мы обязаны именно влиянию Вселенской церкви. 5. В христианской доктрине человек перемещается в центр творения. Он выходит из под власти космических сил. Сам космос, земля, вода оказываются созданными ради человека, который один только творится Богом по его собственному образу и подобию. Средневековый человек уже не боялся разгневать морского бога или обидеть ветер. Все эти силы перестали иметь для человека магическое значение. Это открывало широкое поле для творчески-преобразовательной деятельности человека и создавало условия для дальнейшего развития его самосознания. Новыми, по сравнению с Античностью, элементами самосознания средневекового человека стали: высокая оценка чувственности, осознание необходимой связи души и тела, более высокая оценка труда, в том числе — простого, связанного с ремесленным производством и сельским хозяйством, а также исторический взгляд на собственное развитие. 6. В идее первородного греха можно увидеть новое понимание задач человека относительно своего собственного развития, своего совершенствования, в том числе и особого отношения к своей чувственности. Теперь это уже не характерное для Античности «доделывание» первой природы, а ее полная переделка: отказ от одной, греховной природы и формирование другой — преображенной, поставленной под контроль человеческого разума. Крайне важным достижением в движении по этому пути стало формирование идеи вытеснения зла на уровне мотивов, то есть вытеснение самих греховных помыслов. В этом ключе развивается имеющая большой успех в современном мире идея ненасилия. 7. Идеологи христианской этики: Августин Аврелий (Блаженный) – (354-430 гг.): критиковал потребительски организованные позднеантичные цивилизации; признавал необходимость государственной власти, но характеризовал её как «большую разбойничью шайку». Фома Аквинский – (1225-1274 гг.): придал этике нормативный вид; разделил добродетели на нравственные (благоразумие, справедливость, воздержанность, мужество) и богословские (вера, надежда, любовь). Вопросы и задания: 1. В чем состоит смысл идеи Добра в христианской этике? Объясните, почему следование Божественным заповедям – Добро, а уклонение от их исполнения – Зло? 2. Как соотносятся идеи Декалога из Ветхого Завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа? Какова мера свободы человека в первой и второй системах морального регулирования? 3. В чем смысл христианской любви? Что означает требование Иисуса «Любить собственных врагов»? Насколько приемлемо соблюдение этого требования в современном мире? 4. Применимы ли заповеди христианской морали, сформулированные Иисусом в Нагорной проповеди, к современной жизни? Приведите примеры «за» и «против» из современной жизни.
Список литературы: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарика, 1998. Тема 5. Моисей. – С. 65-76. Тема 6. Иисус Христос. – С. 77-95. 2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987. – С. 199-276. 3. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 55-58. 4. История этических учений / под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. Раздел 5. Европа: Средневековье. – С. 446-551. 5. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 51-60. 6. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 173-220. 7. Приложения к разделам: 3.6 – 3.6.2: фрагменты из Библии; 3.9.5 – фрагмент из работы Н.А. Бердяева «Смысл творчества (опыт оправдания человека)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.015 с.) |