Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианская этика Средневековья: V-XV века

Поиск

Учения христианской этики Средневековья сложились историчес­ки в период V-ХV вв. и представляли собой крайне противоречивое яв­ление. Они начали формироваться в рамках христианской идеологии, возникшей в I в. н.э. в одной из провинций Римской империи – Палестине. Истоки этой идеологии в мистико-мессианском движении иудаизма, с которым, однако, христианство вскоре вступило в острый конфликт. Христианская идеология фор­мировалась как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бес­правных - представителей покорённых или рассеянных Римом народов. В условиях жестокой эксплуатации, материального и духовного гнёта социальные низы противопоставили высшим слоям Римской Империи, раз­вращённым в погоне за безудержными наслаждениями, а также постоян­ной политической борьбой и интригами, общинные формы жизнедеятель­ности. Христианские общины были основаны на равенстве, взаимной поддержке и полном доверии своих членов друг к другу. Анализ жи­знедеятельности первых христианских общин позволяет выявить сущ­ность моральной концепции христианства и его идеи, которые выражали интересы угнетённых масс в условиях переживавшей кризис Рим­ской империи.

Основные положения христианской этики сформулированы в священной книге христиан – Библии (Книга книг). Библия состоит из двух частей:

♦ Ветхий завет – священная книга последователей иудаизма. Ветхий завет принят и христианами как исторический источник, описывающий события, предшествующие появлению Иисуса Христа.

♦ Новый завет – книга, в которой излагаются важнейшие этапы в жизни создателя христианства и его идеолога Иисуса Христа, а также основные положения христианского вероучения. Новый завет включает четыре Евангелия. В переводе с греческого слово «Евангелие» означает благовествование, или радостная весть. В Новом завете содержится четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Наиболее полно учение Иисуса изложено в Евангелии от Матфея.

3.6.1. Евангельская моральная доктрина

Первым письменным документом христианства является «Откровение Иоанна Богослова». Здесь Иисус Христос появляется как носитель ка­рающей справедливости, беспощадный мститель, выступающий против без­закония, насилия и социального неравенства, В своих проповедях он провозглашает простые законы человеческого сердца. Иисус учит как человек, знающий некую сокровенную, глубокую и безусловную истину, содержащую в себе знание о человеке и его судьбе. Наиболее полно сущность моральной доктрины христианства изложена Иисусом в Нагорной пропо­веди. Идеи этой проповеди пересказаны одним из учеников Иису­са - Матфеем в Евангелии от Матфея. Нагорная проповедь Иисуса закан­чивается следующим нравственным правилом: «Итак во всём, как хоти­те, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Иисус Христос, как сын Бога – Творца, пропо­ведует мораль, которая является единственной силой, способной при­дать человеческим отношениям гармонический и достойный характер. Иисус утверждает, что единственной силой, способной соединить лю­дей друг с другом и подчинить себе все другие ценности является любовь. Любовь провозглашается в качестве ключевого нравственного принципа, а потому в Евангелиях Нового Завета мораль, основанная на любви, рассматривается как первич­ная по отношению к бытию. Это значительный шаг вперёд в развитии морали, в срав­нении с античной этикой, в которой мораль рассматривалась как со­вокупность добродетелей человека. В Евангельской доктрине мораль обретает общечеловеческую форму. Проповедь принципа любви означало признание равенства людей в их притязаниях на счастливую жизнь при условии соблюдения ими Божественных заповедей. И хотя идея мораль­ного равенства имеет в христианстве предельно абстрактный и обоб­щённый вид, тем не менее она сыграла в европейской духовной культуре важную роль, способствуя становлению гу­манистической традиции.

3.6.2. Основные идеи Библейской этической концепции

I. Бог создал мир и является его животворной сущностью. Бог заключает в себе причину, норму и цель своей деятельности, ибо он выступает в единстве бытия, разума, творения, благого воления и любви. Он создаёт природный мир на основе своего разума и благого воления, а потому этот мир упорядочен и функционирует на основе объективных закономерностей, обеспечивающих Божественный порядок. В это творение он вложил также свою любовь, а потому природный мир прекрасен и гармоничен. Вследствие того, что мир и все что в нём существует, возникли благодаря Богу, всё должно служить Богу и подчиняться установленному им порядку.

2. Человек сотворен Богом по Божественному образу и подобию. И хотя человек как разумное существо обладает свободной волей, его высшая цель - служить Богу. Но первый человек - Адам захотел стать как Бог, знающий, что есть Добро и что есть Зло, а потому отведал пло­дов от древа познания (так говорится в Ветхом завете). В этой гордыне первого человека заключается корень всех его бедствий, а также бедствий всех людей, прародителями которых выступают Адам и Ева. Будучи из­гнаны из рая из-за нарушения запрета есть плоды от древа познания, первые люди должны были своей последующей непорочной жизнью и послушанием Богу искупить этот грех. Таким образом, мораль христианства выводится из несоответствия Божественной сущно­сти человека – су­щего и его реального земного существования, определяемого свободным выбором человеком своего поведения на основе его доброй воли – должного.

3. Должное предназначение человека состоит в служении Богу и в соединении с Ним, что происходит благодаря выполнению человеком Божественных заповедей. Примером служения является Иисус Христос, поэтому следование Богу выступает как следование Иисусу Христу, который своей искупительной смертью на кресте искупил человеческие грехи. Как с Адама началось грехопадение человека, так с Иисуса Христа началось его воз­рождение, ибо он указал человеку путь к спасению через следование Богу.

4. Чему учит Христос? - Тому, что человек должен жить не для себя, но для Бога. Главная заповедь Христа: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумени­ем твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подоб­ная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух запо­ведях утверждается весь закон и пророки» («Евангелие от Матфея»).

Главная идея в проповедях Иисуса – это Благая весть, которую он должен передать людям от Бога о скором установлении Царства Божия на земле. Благая весть – это весть о спасении людей от духовной смерти, о их приобщении к духовной жизни в Царстве Божием. Царство Божие утверждается в душах людей, когда они следуют Божественным заповедям, которые провозглашает Иисус. Будучи сыном Бога и земной женщины – Девы Марии, он является посредником между Богом и человеком. Духовная связь между Богом и человеком основывается на любви. Бог – это любовь. И любовь лежит в основе религиозно-нравственного учения христианства. Именно из любви к людям Бог послал на земля своего единственного сына Иисуса, который является воплощением этой любви. В первом послании от Иосифа говорится: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

В христианстве нравственные заповеди обращены к внутреннему миру человека, а нитью, связующей Бога и человека выступает его совесть. Совесть – это голос человеческого духа, определяющий свободный нравственный выбор человека, а потому этот выбор не зависит от внешних условий его жизни. Христианское вероучение исходит из принципа самоценности личности, являющейся свободным существом. Поскольку человек, согласно христианскому вероучению, сотворен Богом по «образу и подобию Божию», то ему присущи такие же способности мыслить и действовать со знанием дела, как и Богу. Однако Бог предоставил самому человеку делать выбор: творить добро или зло. Выбор добра во имя любви к Богу и людям ведет человека к духовному совершенству и гармонизации его личности. Выбор зла разрушает личность и обрекает человека на духовную гибель и вечные мучения его бессмертной души в потустороннем мире.

Христианская этика воплотила нравственный идеал в образе Богочеловека Иисуса Христа. Он является свидетельством единения человека с Богом-Творцом и одновременно воплощает образ духовного величия и нравственного совершенства. Этот образ ориентирует человека на пути нравственного совершенствования не силой принуждения, а примером любви и самоотверженности. Христианская этика утверждает ценность каждого человека независимо от его расы, национальности, происхождения и социального положения, то есть она утверждает что все люди имеют равные нравственные возможности. Это знаменовало дальнейшую гуманизацию западно-европейской культуры и нравственного развития общества в целом.

Основные положения христианской этики нашли отражение в патристике - трактатах отцов церкви. Латиноязычные авторы: Ориген, Тертуллиан, Августин. Грекоязычные: Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и другие. Они ведут активную полемику с рационалистической традицией античности и язычеством и, опираясь на догматы С вященного писания, разрабатывают основы универсальной морали, которая должна была преодолеть этнические различия народов Римской Империи. Наи­более ярким представителем патристики является Августин Аврелий (Блаженный) – (354 - 430 гг.) Его главные труды: «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин противопоставляет «Царство земное» - Римскую империю – «Граду Божьему» - общине Богом избранных людей. Чтобы попасть в «Божий град», необходимо принять Иисуса Христа сердцем и следовать за ним, соблюдая христианские заветы всеобщей любви и надеясь на Божью справедливость и милосердие.

После разделения в X столетии христианства на Запад­ную и Восточную церкви идеалы патристики вплоть до середины XIX столетия сохраняло православное христианство.

В ХII - ХIII вв. в Западной Европе возникает интерес к античной культуре. В этот период отцы церкви, опираясь на традиции антично­сти, стали переосмысливать догматы христианской религии в ключе на­учно-философского анализа. Великий систематизатор средневековой схо­ластики Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) в работах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», используя этику Аристотеля, разрабаты­вает учение о добродетели, в котором умственные и нравственные до­бродетели он дополняет ещё тремя теологическими: надежда, вера, лю­бовь.

Схоластические попытки соединить науку и религию не были доста­точно эффективными. И как реакция на этот подход возникли этические учения, пронизанные мистикой, авторами которых были Мейстер Экхарт, Бонавентура, Я. Бёме. Эти учения были тесно связаны со средневековыми ересями и выступали как оппозиция традиционной христианской идеоло­гии. Оппозиционное направление в развитии христианства привело к формированию в ХV столетии этики протестантизма. Идеологи протестантизма М.Лютер и Ж. Кальвин ориентировали верующих на индивидуальное познание человеком Бога. Это познание должно осуществляться на основе личных волевых усилий верующего человека. Свиде­тельством признания будущего спасения человека, стремящегося к соединению с Богом, протестантизм рас­сматривал его успехи в повседнев­ной жизни и труде. Успех человека в жизненных делах как бы свидетельствовал о том, что Бог поддерживает его.

 

ВЫВОДЫ:

1. Особенностью средневекового общества является его иерархизированность. Логика восприятия мира средне­вековым человеком была логикой иерархии. Это отра­жалось в философских концепциях (например, в неопла­тонизме), затем нашло отражение в христианской теологии (иерархия ангелов, иерархия, идущая от образа Христа и апостолов, иерархия служителей церкви). Иерархичность соответствовала лестнице вассалитета, отношениям мастера и учеников, купеческим гильдиям и т. д. Это, естественно, выразилось в общих чертах нравственной жизни средневекового сословного общества, в котором каждая группа жила по своей собственной морали. Эти разные морали были свя­заны между собой лишь очень ограниченным количе­ством базовых принципов, опирающихся, прежде всего, на христианскую религию. Тем не менее именно эти базовые принципы позволили преодолеть присущий античной этике релятивизм (относительность морали). Они апеллировали к авторитетному источнику морального добра, в качестве которого выступал христианский Бог.

2. Христианская доктрина формировалась в борьбе с ереся­ми, которые по существу представляли крайние решения относительно таких проблем как: отношения Бога и человека, сущ­ность греха, природа Спасителя и статус самой церкви. Во всех случаях были отобраны умеренные серединные решения. Принятие серединных решений в борьбе ересями, совер­шившееся в процессе отработки христианской доктрины отражало баланс между собственными моральными усилиями человека, с одной стороны, и надежной на по­мощь Бога, с другой. Отсутствие у человека надежды на собственные силы дает основания для существования цер­кви, которая была бы не нужна, если бы у человека была уверенность в том, что спастись можно исключительно за счет собственной добродетельной жизни.

3. Труд, который в раннем христианстве рассматривался как «наказание господнее», постепенно, особенно в пери­од поздней патристики, начинает рассматриваться как средство к спасению. Положение «каждый должен нести свой крест», понимаемое первоначально исключительно в смысле смирения, стало трактоваться в смысле выполне­ния своего предназначения. Основной добродетелью средневекового общества была верность. Верность человека человеку освящалась его вер­ностью Богу. С верностью был связан сам принцип полити­ческой и экономической организации средневекового об­щества, построенного на отношениях личной зависимости. Но верность нельзя понимать как однонаправленное отно­шение, развивающееся по лестнице вассалитета лишь от низших звеньев к высшим.

4. Сюзерен также имел обязатель­ства перед своими вассалами, а король перед своими под­данными. В отличие от восточных деспотий, где правитель однозначно рассматривался как наместник Бога на земле, в конституционных монархиях король все же оставался че­ловеком. Даже будучи всевластным правителем в своем национальном королевстве, король оставался в духовном подчинении у Вселенской церкви. В определенном смысле над ним осуществлялся внешний контроль, его действия оценивались как справедливые или несправедливые со сто­роны той власти, которая утвердила за собой право гово­рить от имени Бога.

После создания крупных национальных монархий идея внешнего контроля высшей власти выразилась в создании конституций. Таким образом, возникновению первых принципов, на которых зиждется современное правовое государство, возникновению самой идеи о том, что прави­тель не является субъектом, произвольно провозглашаю­щим законы, что он сам подчинен праву, мы обязаны именно влиянию Вселенской церкви.

5. В христианской доктрине человек перемещается в центр творения. Он выходит из под власти космических сил. Сам космос, земля, вода оказываются созданными ради человека, который один только творится Богом по его собственному образу и подобию. Средневековый чело­век уже не боялся разгневать морского бога или обидеть ветер. Все эти силы перестали иметь для человека магическое значе­ние. Это открывало широкое поле для творчески-преобразовательной деятельности че­ловека и создавало условия для дальнейшего развития его самосознания. Новыми, по сравнению с Античностью, элементами само­сознания средневекового человека стали: высокая оценка чувственности, осознание необходимой связи души и тела, более высокая оценка труда, в том числе — просто­го, связанного с ремесленным производством и сельским хозяйством, а также исторический взгляд на собственное развитие.

6. В идее первородного греха можно увидеть новое понима­ние задач человека относительно своего собственного развития, своего совершенствования, в том числе и особо­го отношения к своей чувственности. Теперь это уже не характерное для Античности «доделывание» первой при­роды, а ее полная переделка: отказ от одной, греховной природы и формирование другой — преображенной, по­ставленной под контроль человеческого разума. Крайне важным достижением в движении по этому пути стало формирование идеи вытеснения зла на уровне мотивов, то есть вытеснение самих греховных помыслов. В этом клю­че развивается имеющая большой успех в современном мире идея ненасилия.

7. Идеологи христианской этики:

Августин Аврелий (Блаженный) – (354-430 гг.): критиковал потребительски организованные позднеантичные цивилизации; признавал необходимость государственной власти, но характеризовал её как «большую разбойничью шайку».

Фома Аквинский – (1225-1274 гг.): придал этике нормативный вид; разделил добродетели на нравственные (благоразумие, справедливость, воздержанность, мужество) и богословские (вера, надежда, любовь).

Вопросы и задания:

1. В чем состоит смысл идеи Добра в христианской этике? Объясните, почему следование Божественным заповедям – Добро, а уклонение от их исполнения – Зло?

2. Как соотносятся идеи Декалога из Ветхого Завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа? Какова мера свободы человека в первой и второй системах морального регулирования?

3. В чем смысл христианской любви? Что означает требование Иисуса «Любить собственных врагов»? Насколько приемлемо соблюдение этого требования в современном мире?

4. Применимы ли заповеди христианской морали, сформулированные Иисусом в Нагорной проповеди, к современной жизни? Приведите примеры «за» и «против» из современной жизни.

 

Список литературы:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарика, 1998. Тема 5. Моисей. – С. 65-76. Тема 6. Иисус Христос. – С. 77-95.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987. – С. 199-276.

3. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 55-58.

4. История этических учений / под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. Раздел 5. Европа: Средневековье. – С. 446-551.

5. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 51-60.

6. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 173-220.

7. Приложения к разделам: 3.6 – 3.6.2: фрагменты из Библии;

3.9.5 – фрагмент из работы Н.А. Бердяева «Смысл

творчества (опыт оправдания человека)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.015 с.)