Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биомедицинская этика: основные проблемы и способы их разрешения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последний вопрос занятия связан с проблемами прикладной этики. Прикладная этика – это не простое приложение результатов теоретической этики к практике. Она, скорее, является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. Адекватное осмысление морального опыта требует конкретного анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельности, сферах жизни, типовых ситуациях. Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали, которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профессиональной принадлежностью людей. Можно говорить о том, что каждая профессия вырабатывает свою мораль. Наиболее показательны в этом отношении писаные и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие достойное и общественно значимое поведение человека в рамках его профессиональной деятельности. Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика, представляющая совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Медицинская этика возникла вместе с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Наиболее известным документом является Клятва Гиппократа (5 в. до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Самый высокий профессионализм сам по себе не принесет человеку блага, если не будет опираться на столь же высокие моральные качества специалиста: его понимание долга и ответственности, чувство сострадания, гуманистические убеждения. Основными вопросами медицинской этики являются: врач и общество; отношение медицинских работников к здоровому и больному человеку; взаимоотношения с людьми, окружающими больного; медицинская тайна; взаимоотношения медицинских работников; этика обучения медицине и усовершенствования знаний; этика научных исследований; отношение к новым открытиям, теориям и учениям; качества присущие медицинскому работнику и его внешний вид. Деон т ология – раздел теории морали,в котором рассматриваются проблемы долга,нравственных обязанностей человека. Одной из разновидностей прикладной этики, наиболее развитой и оформившейся, является биоэтика, представляющая собой важную точку роста философского знания.Во второй половине ХХ века в эпоху биотехнологической революции в медицине вокруг биоэтики сконцентрировались социально-этические проблемы изучения человека. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Поэтому возвращение этики, защищающей саму жизнь, подобающего ей места в структуре философского знания – актуальная задача гуманизации общественной жизни. Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Таким образом, б иоэтика – более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения. Анализ различных подходов к предмету этики - это та теоретическая и методологическая основа, которая позволяет глубже понять и проанализировать специфику биомедицинской этики, связанную с различными философско-этическими концепциями. Наиболее широко в биомедицинской этике представлены утилитаристские и деонтологические философско-этические теории. Представители утилитаризма попытались выработать положения, следуя которым можно определить правила действия. По сути своей, утилитаризм - это этическая теория, утверждающая, что правильный поступок (действие) - тот, который вызывает наибольшее возможное благо. То есть необходимо стремиться к тому, чтобы сделать как можно большее количество людей счастливыми. Такие мысли мы находим у Эпикура и его ученика Лукреция, но в наиболее развитой форме эта разновидность моральной философии предстает в трудах И.Бентама (1748-1832), Дж.С.Милля (1806-1873), которые сформулировали основные положения утилитаризма, этической теории, утверждающей, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо. Центром этой теории являются принцип "полезности" и принцип "наибольшего счастья". Утилитаризм называют телеологической теорией, так как в оценке тех или иных действий в первую очередь обращается внимание на последствие этих действий. Такой подход позволяет проводить различие между личностью индивида и его поступками, а следовательно, не исключает возможности, что человек с самыми добрыми и искренними намерениями может совершать неправильные действия. Утилитаризм - В последнее время, развивая теорию утилитаризма и принимая в качестве стандарта принцип полезности, ряд авторов выделяют утилитаризм действия и утилитаризм правила. Утилитаризм действия исходит из того, что с моральной точки зрения действие является правильным только в том случае, если нет другого действия, выполнение которого бы принесло большую пользу. Утилитаристы правила руководствуются принципом, что какое-либо действие является в моральном отношении правильным, если оно подчиняется некому правилу поведения, оправданному принципом полезности и которое, как правило, дает, по меньшей мере столько же пользы, сколько любое другое правило, применяемое к данной ситуации. Следовательно, человек поступает морально, если он будет действовать согласно правилу, которое при условии его повсеместного соблюдения производило бы наибольший баланс добра над злом, принимая во внимание всех участников действия. Представители другой разновидности моральной философии назвали её деонтологической этикой, так как в основе её лежит представление о долге (от греческого deon - долг). Наиболее известной деонтологической теорией является теория немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Систематическое изложение практической философии Канта призвано дать ответ на один из главных вопросов его философии: “Что я должен делать?”, что и составляет содержание науки этики. И, если теоретическое знание-это познание того, что существует, то практическое знание - это знание, "посредством которого я представляю себе, что должно существовать". Нравственная философия по Канту исследует не то, что существует, а то, что должно существовать. Согласно Канту, в отличие от утилитаристов, учет одних только последствий не может дать ответ на вопрос, правильным ли является то или иное действие. Действие является нравственным, если оно продиктовано "добрыми намерениями", руководимыми рациональными моральными принципами. По Канту поступок является достойным только тогда, когда его совершают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга, так как осознают его в качестве морального обязательства. Все остальные качества (выдержка, самоконтроль, ум) хороши лишь в сочетании с добрыми намерениями, которые определяют поступки, совершаемые на основании чувства долга, а не желания. Этическая теория Канта строится на различии между тем, что мы желаем, и тем, чего нам следует желать. По Канту, действовать в соответствии с чувством долга значит проявлять уважение к нравственным законам как таковым, независимо от желаний. Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив - закон, который должен обладать "объективной и всеобщей значимостью" и сформулировал его следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Этот принцип является "императивом", потому что он есть повеление. Вспомним, что нравственность и свобода у Канта тесно взаимосвязаны. Это звучит парадоксально, но именно в этом заключается суть его нравственных изысканий: ярчайшим проявлением и доказательством свободы он считает способность человека добровольно, осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона. Максима - это некое правило. Максима есть субъективный принцип совершения поступков. По Канту, "максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта, и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъект действует..." Моральность максимы состоит в том, что правило, лежащее в её основе "можно обобщить, применяя ко всем случаям того же рода." То есть мы должны пожелать видеть наше правило принятым в качестве максимы всеми, кто находится в ситуации, подобной нашей. С другой стороны, поступок морален только тогда, когда он совершен из уважения к нравственному закону. При этом Кант подчеркивает, что важно даже не содержание моральной максимы, ибо оно может быть субъективно, а важна форма - то есть способность человека предъявлять к себе общие моральные требования. Центральным в биоэтике является отношение к жизни и смерти. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, соприкасается с идеей святости жизни. Жизнь понимается как высшая ценность, а право на жизнь любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. Это хорошо показал А. Швейцер принципом «благоговения перед жизнью», который он выразил формулой “Я – жизнь, которая хочет жить среди жизни”, проповедующий сохранение и совершенствование жизни. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики надо назвать идеологию экологического движения, которое возникло как естественное следствие научно-технического и социального прогресса, как потребность защитить уникальную природу человека от агрессивного вторжения науки в его природу. Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским Гуманистом, биологом, онкологом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея В.Р.Поттера сводилась к тому, что биоэтика призвана предотвратить угрожающую человечеству опасность прекращения существования жизни на земле в результате образовавшегося разрыва между двумя областями знания – естественнонаучной и гуманитарной. По его определению, биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. Второй предпосылкой стало изменение реального статуса индивида в обществе, где государство гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, где отдельная личность становится средоточием, фокусом общественной жизни. Однако случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. В оборот входит понятие биомедицинская этика. Обусловлено это было тем, что последние десятилетия XX века отмечены быстрым развитием фундаментальных медико-биологических наук, активным внедрением их достижений в клиническую медицину и обеспокоенностью общества негативными последствиями биомедицинских воздействий на человека. Сфера возможностей медицины качественно изменяется, она получает возможность «давать» жизнь, «управлять» жизнью, «контролировать» смерть, то есть манипулировать процессами зарождения, протекания и окончания человеческой жизни. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Этика, понимаемая как практическая философия, т.е. прежде всего как обоснование морального выбора и критерия нравственной оценки людских деяний, получила в проблемах, порождаемых современной биомедициной, мощный импульс для своего развития. В настоящее время биомедицинская этика изучает следующие моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; взаимоотношений врача и пациента, новых моделей взаимоотношений и обеспечения правпациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонированиячеловека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других. Эти проблемы во многом определяют не только облик современной медицины, но и современной философии науки, поскольку ей все чаще приходится иметь дело с такой темой, как соотношение науки и нравственности. К основным принципам биоэтики относят: · принцип уважения человеческого достоинства; · принцип «твори добро и не причиняй зла!»; · принцип признания автономии личности; · принцип справедливости. Кроме того, руководствуются четырьмя правилами. Это правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни и добровольное информированное согласие. В совокупности они образуют этические «координаты», описывающие отношение к пациенту как к личности. Многие основные принципы и правила биоэтики претворены в жизнь в законодательствах по здравоохранению ряда стран. Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком. Таким образом, биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, в связи с "опасностью знания", которым обладает современный человек, изобретший многочисленные биомедицинские, биохимические, военно-промышленные, сельскохозяйственные технологии, позволяющие вмешиваться в сами основы жизни на земле, новейшие компьютерные теле- и видео-технологии, изменяющие привычный стиль жизни и образ мышления человека. В рамках прикладной этики теоретический анализ и непосредственное принятие морального решения сливаются воедино, становятся содержанием реальной практики. Это особая форма теоретизирования, непосредственно включённого в жизненный процесс. При подготовке этого вопроса, целесообразно ознакомиться с основными проблемами биоэтики и, используя темы докладов, проанализировать конкретные случаи разрешения этих проблем.
Темы докладов и рефератов. 1. Искусство и медицина. 2. Медицина как специфическая часть культуры. 3. Мораль в жизни человека. 4. Этика Конфуция. 5. Нравственная ценность Священного писания христиан. 6. Самосовершенствование через самоотрешение в буддизме. 7. Своеобразие этики Корана. 8. Знание как добродетель. 9. Нравственные принципы Эпикура и их оценка. 10. Этика Канта и современность. 11. Философская антропология и биоэтика. 12. Польза как высшая добродетель. 13. Значение принципа "Непротивления злу". 14. Этика благоговения перед жизнью. 15. Человек в поисках справедливости. 16. Рациональность и эгоизм. 17. "За" и "против" эвтаназии. 18. Нравственные границы научного эксперимента. 19. Этические проблемы генной инженерии. Литература. 1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т. Т.4. 2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Перевод с французского. М., 1992. 3. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М. 2005 4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 5. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М. 1997. 5.Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М. 1992. 6.Биомедицинская этика. Учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова,Я.С. Яскевич. Мн., 2003. 7.Биомедицинская этика: словарь-справочник / под ред. Т.В. Мишаткиной.– Мн., БГЭУ, 2007. – 90 с. 8. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. Учебно-метод. пособие / под ред. Я.С. Яскевич.– Мн., БГЭУ, 2007. 6.Введение в биоэтику: Учеб. пособие / Под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М.,1998. 7.Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных материалов. М. 1996. 6. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответ-ственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996. 7. Вивекананда С. Практическая веданта. М., 1993. 8. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.-М.,1991.-С.266-323. 9. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994. 10. Гиппократ.Этика и общая медицина / Под ред. С.Ю. Трохачева; Пер. с древнегреч.СПб. 2001. 11. Голубева Г.А. Этика: Учебник. М., 2007 12. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. М., 1998. 13. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008 14. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985. 15. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003 16. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.В. Петровского. М., 1988. 17. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. 18. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ., М. 1990. 19. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.-M.,1990. 20. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Путь к очевидности М., 1993. 21. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003 22. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. И.Кант Соч. М.,1997.Т.Ш. 23. Карсавин Л.П. Добро и зло. Карсавин Л.П. Малые сочинения СПб., 1994. 24. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993. 25. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Антология мировой философии: В 4 т. М.,1971. Т.3. 26. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995. 27. Медицина и права человека. М., 1992. 28. Мень А. Сын человеческий. М., 1989. 29. Микиртичан Г.Л. Биоэтика: основные проблемы //Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб.,1995. 30. Микиртичан Г.Л., Скачкова Л.К. Основные принципы биоэтики // Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб.,1997. 31. Милль Дж. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995. 32. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995. 33. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. М., 1995. 34. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. 35. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996. 36. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. М.,1990. Т. 2. 37. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы. Вопросы философии. 1994. № 3. 38. Платон. "Апология Сократа", "Критий", "Протагор". Соч. в 3 т. М., 1970. Т.1. 39. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990. 40. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. Сумерки богов. М., 1989. 41. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. Под ред. Ю. В. Сергеева. М. 1995. 42. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.,1990. 43. Сенека. О счастливой жизни. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. 44. Силуянова И.В. Биоэтика в России: Ценности и законы. М., 1997. 45. Скрипник А.П. Моральное зло.-М.,1992. 46. Соловьёв В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. 47. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.1. 48. Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. 49. Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.2. 50. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики //Вопросы философии.-1992.-№3. 51. Толстой Л.Н. В чём моя вера? Тула 1989. 52. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 53. Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989. 54. Франк С.Л. Крушение кумиров. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. 55. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1989. 56. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986. 57. Фромм Э. Ситуация человека – путь к гуманистическому психоанализу. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 58. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 59. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 60. Фут Ф. Эвтаназия. Философские науки. 1990. № 6 61. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 62. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008 63. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 64. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 65. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998. 66. Эпикур. Письмо к Менекею. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 67. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. 68. Этика Канта и современность. Рига, 1989. 69. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей под ред. В.А. Тихоненко. М., 1996. 70. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы. Отв. Ред. Б. Г. Юдин. М., 1998. 71. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке. М. 1994. 72. Яровинский М.Я. Лекционный курс по медицинской этике (Биоэтика). Ч. 1, 2. М., 1999, 2000. 73. Ясперс К. Ницше и христианство. М.,1995.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.014 с.) |