Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика эстетического отношения к действительности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эстетика – это раздел философии изучающий особенности чувственного (эстетического) восприятия мира, а также сущность искусства, как одной из форм эстетического освоения действительности. Чувственно-эстетическое восприятие мира включает в себя способность переживать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, получая определенное наслаждение, удовлетворение от созерцания этих явлений. Эстетическое созерцание предполагает особый, отстраненный взгляд на мир. Например, ситуация, связанная с риском для жизни, не вызывает ничего кроме чувства ужаса и страха, если человек реально подвергается опасности; если та же ситуация показывается в произведении искусства, то переживание этих эмоций сопровождается определенным эстетическим удовлетворением. Мы смотрим на все это как бы со стороны. Произведение искусства дает возможность переживать определенные эмоции, в то же время, сохраняя дистанцию с объектом. Это переживание оказывает на человека катарсическое, очищающее воздействие, вызывающее эстетическое удовлетворение. Эстетическое восприятие мира является проявлением способности к практически-незаинтересованному, отстраненному отношению человека к миру, т.е. является проявлением экзистенциальной свободы, свободы человека по отношению к окружающим его явлениям. 4) Основные категории эстетики: Фундаментальной категорией эстетики является категория "эстетическое". Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как "метакатегория" по отношению ко всем остальным ее категориям. Ближе всех к категории "эстетическое" находится категория "прекрасное". Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное — то, что эту меру превышает. Трагическое — то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое — то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы — безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности. а) прекрасное и безобразное. Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передал в произведении художник. «На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» /Аристотель «Поэтика»./ Как писал К Розенкранц, «Безобразное существует постольку, поскольку существует прекрасное, образующее его позитивную возможность». Ужасы, болезни, опустошения, войны и т. п. могут быть прекрасно описаны как вредные явления, даже изображены на картине. Изображение безобразного служит утверждению прекрасного. Делая акцент на безобразности явления, искусство устремляет человека от безобразного к прекрасному. б)трагическое и комическое. Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности. Главная цель трагического в искусстве – катарсис: очищение чувств зрителя посредством страха и сострадания. Трагическое также способствует философскому осмыслению мира и смысла жизни человека. Комическое – расхождение свойств предмета с представлением о нем, имеющимся в нашем сознании.(«отклонение от нормы»). Комическое представляет реальность в неожиданном свете, вскрывая ее внутренние противоречия и вызывая в сознании воспринимающего активное противопоставление предмета эстетическим идеалам. Сущность комического – в противоречии. Комизм – результат контраста, разлада, противостояния: безобразного - прекрасному, ничтожного – возвышенному, нелепого- разумному и т.д. в) возвышенное и низменное. Возвышенное такой предмет, перед изображением которого наша физическая природа осознает собственную ограниченность. Порой это то, что волнует, вселяет страх, ужас, но поскольку оно не представляет реальной угрозы для человека, то вызывает восторг и способствует катарсису –очищению души. Грандиозность, масштабность, монументальность - формы отражения возвышенного в искусстве. Низменное – крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательное значение для человечества. В отличие от возвышенного, эта категория относится к человеку и человеческим отношениям. Изображение низменного, также как и изображение возвышенного, волнует, вызывает ужас и порождает стремление к его преодолению. 5) Модели происхождения эстетического: 1.Объективно – идеалистическая. Эстетическое является результатом божественного творения (христианская философия) или развития абсолютной идеи (Платон. Гегель) и объективно существует в мире. 2.Субъективно – идеалистическая. Действительность эстетически нейтральна. Эстетическое возникает в результате проецирования духовного богатства личности на действительность. 3. Материалистическая. Эстетическое - естественное свойство предметов и наше сознание отражает ег о подобно зеркалу. 4. Субъективно –объективная. Эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Эстетическое рождается в душе, но на основании каких-то качеств, присущих действительности. 6) Эстетический идеал и его трансформация в истории культуры Эстетический вкус и эстетический идеал. Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе — способности отмечать эстетическую ценность чего-либо. Эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Более глубоко обобщает эстетическую практику эстетический идеал. Это представления о том, каким должно быть, к чему должно стремится искусство. На формирование эстетического идеала оказывает влияние не только личный вкус художника, но и общественные представления о прекрасном, об искусстве, о мире в целом, характерные для данной культуры. Эстетический идеал меняется от эпохи к эпохе, т. е. меняются представления о том каким должно быть эстетическое (прекрасное). Изменение представлений о прекрасном. Понятие прекрасного рождается в Древней Греции. С Пифагором (VI в.) зарождается эстетико-математическое видение мира: красота, понимаемая как порядок, существует в мире как реализация математических законов. Не без влияния Гераклита пифагорейцы приходят к выводу, что гармония - это равновесие противоположностей, симметрия, соразмерность частей. Пифагорейская концепция дает обоснование симметрии, которая всегда присутствовала в греческом искусстве и стала одним из канонов прекрасного в искусстве классического периода. Не только в античности, но и в Средневековье, Возрождении, и даже Новом времени преобладающим было представление об объективном существовании прекрасного, воспринимаемом как гармония, симметрия, пропорциональность.Следовательно, целью искусства было изображение прекрасного, гармоничного; либо утверждение ценности прекрасного, через его антипод – безобразное. Аполлоническое и динисийское начало в культуре - э ти термины вводит Ф. Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки».Аполлоническое начало характеризуют четыре изречения, которые были высечены на западном фронтоне храма Аполлона в Дельфах (IV в. до н.э.): «Самое правильное есть самое красивое» «Соблюдай предел» «Ненавидь дерзость» «Ничего лишнего». На этих правилах было основано чувство красоты у греков в полном соответствии с видением мира, как порядка и гармонии. Такому видению мира покровительствует Аполлон, бог музыки и поэзии. Но на противоположном, восточном, фронтоне того же храма изображен Дионис, бог чувственного раскрепощения, достигаемого с помощью вина, плясок и драматического действа, бог хаоса и безудержного нарушения всяких правил. Такое сосуществование двух божеств-антиподов не случайно, оно отражает постоянно существующую и переодически осуществляющуюся возможность вторжения хаоса в прекрасную гармонию. Аполлоническое и дионисийское начало постоянно противоборствуют в культуре в целом и в искусстве в частности. Безмятежная гармония, понимаемая как порядок и мера, выражается в том, что Ницше называет аполлонической красотой. Но эта красота в то же время является ширмой, стремящейся отгородится от приводящей в смятение дионисийской красоты. Это красота ликующая и опасная, находящаяся в противоречии с разумом и часто изображаемая как одержимость. Эта волнующая и смущающая красота будет скрыта до новейших времен, чтобы стать животворящим источником современных форм красоты, взяв реванш над классической гармонией. Тот же Ницше, на рубеже XIX-XX в., провозласив, что «Бог умер», выразил мысль о том, что мир лишен основы, обеспечивающей порядок и гармонию. Мир в целом не обязательно должен быть прекрасен, и его части не должны уравновешивать друг друга. Злое, возмущающее, иррациональное (т. е. дионисийское) может преобладать - в мире может и должна быть ассиметрия. Искусство так или иначе выражает современные ему представления о реальности, этим объясняется дисгармония и ассиметрия в современных произведениях искусства. Современное искусство в отличие от классического не утверждает идеал прекрасного и гармоничного, оно не связано с моралью и общественной пользой. Искусство может изображать безобразное, ужасное, жестокое, но изображать искусно, красиво, впечатляюще, при этом без всякой оценки и морализаторства. Это то, что называется «искусство ради искусства». Важным является не то что изображено, а то как изображено. В современную эпоху возрастает стремление к необычности, цель современного искусства во многих случаях – взволновать или просто удивить человека. Таким образом, представления об эстетическом идеале, о целях искусства сильно меняется в постклассическую эпоху. Само понятие искусства расширяется, в него попадают такие явления, которые совсем не совпадают с классическими представлениями об искусстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.) |