Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные сферы эстетического отношения и деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I/ Эстетика природы 2/ Эстетические начала трудовой деятельности З/ Эстетика быта и человеческих отношений
1. Эстетика природы Мир природы — естественное лоно жизни человека. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе, - актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства» (Фейербах Л. Избр.философ.произв. Т. 2.— С. 35). Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения. Полагаясь на современные научные данные из области археологии, этнографии и истории искусства, можно утверждать, что красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания. Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было подчиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практического преобразующего воздействия самые многообразные природные предметы и явления, он утверждал таким образом свое материальное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои познавательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содержания, его чувств и мыслей. Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в человеческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освоение. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, человек и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предметам и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположность природных и, в частности, космических объектов. История культуры свидетельствует, что первым шагом на пути человека к мысленному освоению космического пространства было его эстетическое освоение. Космические образы, запечатленные в мифах и сказаниях древних народов, — яркий пример именно такого освоения. Красота в природе, ее содержание и критерий являются, таким образом, изначально общественными, человеческими и по своему происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение человеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразности. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отметил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исторические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характерные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаимосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве. Так, например, сформировавшийся в XVII-XVIII вв. у придворно-аристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма. Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и испорченности цивилизации, явился выражением эстетической позиции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни. Данная закономерность продолжает действовать и на протяжении XX в. — века научно-технической революции. Общепризнанным является тезис, что развитие человечества в этот период поднялось на качественно новый уровень овладения силами природы, их использования в своих интересах. Очевидным однако является и то, что мощный рывок в развитии научно-технического прогресса сопровождается ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета в целом испытывает сегодня колоссальные физические и социальные перегрузки. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопровождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по существу, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Реальной оказалась опасность возникновения такой ситуации, когда люди, все живое на нашей планете просто не смогут нормально существовать и развиваться. И дело не только в сокращении на Земле запасов чистой пресной воды, плодородных почв и т. п., но и в разрушительном воздействии загрязнения на генетическую структуру человека. Взгляд на природу Земли как на необъятный и неисчерпаемый источник богатств в этих условиях подлежит решительному пересмотру, существенной корреляции. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до самоуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимости принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопросу о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и традиционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика. Первое направление связано с практическим освоением космоса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетического отношения. Экзоэстетика — научная дисциплина, которая подвергает проверке эстетическую ценность внеземных космических объектов. Решая специальные задачи, экзоэстетика одновременно позволяет установить более широкое значение красоты природы, ее роли в эстетической организации среды. Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление достаточно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, религиозной, интеллектуальной и т. п.) трактовки прекрасного. Преобладающим является взгляд, что основу эстетического отношения к природе составляет фундаментальная общечеловеческая тоска по прекрасному, определяющая восприятие окружающей среды, регулируемое эстетическим вкусом (См. об этом: Маньковская Н. Б. Экологическая эстетика за рубежом //Философские науки.— № 2.— 1992). Характерны при этом акцент на активности эстетического отношения к природе и тесная связь с этикой, конкретными науками и общественной практикой. Многие зарубежные ученые, работающие в области эколого-эстетической проблематики, придерживаются точки зрения, что подлинное чувство прекрасного рождает не внешняя красота природы, не знание законов ее функционирования, а красота процесса. Именно знание об окружающей среде углубляет и регулирует эстетический опыт, ставит его в этические рамки. Использование понятия «экологическая красота» тесно связано с пониманием структуры, функционирования, рациональности, целесообразности, экономичности и простоты экологической системы. Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных процессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результате ураганов, пожаров и наводнений и т. п. В месте с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимости поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные. Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явлений, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, способно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого. Экологическая эстетика утверждает себя как философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры. Наблюдаемая ныне драматическая конфронтация человека с природой остро ставит в практическую плоскость вопросы формирования нового типа эколого-эстетического сознания людей, базирующегося на научном понимании оптимальных форм взаимодействия природы и человека, способности последнего к системному осмыслению многосторонних связей между ними. Воспитание эстетического отношения к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эстетической жизни. Экологическая эстетика, безусловно, вносит в это неотложное для всех нас дело, свой весьма весомый позитивный вклад.
2. Эстетические начала трудовой деятельности Трудовая деятельность — важнейший вид общественно значимой активности человека. Одновременно — это сфера самых разнообразных связей между людьми, в том числе имеющих и эстетическое выражение. Именно в труде и через труд человек получает наиболее широкие возможности ощутить себя участником общественного бытия, испытать чувство радости и гордости за хорошо сделанную работу, насладиться красотой произведенного продукта. Труд и человеческое понимание красоты изначально связаны друг с другом. Человеку с давних времен характерно стремление к подлинному совершенству производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию. Овладевая в труде силами природы и развивая в этом процессе одновременно не только свои физические, но и духовные способности, он научился соизмерять результаты своих усилий с действующими в природе закономерностями. В частности, он научился создавать необходимые ему для жизни вещи и предметы в полном соответствии с законом соответствия их формы и назначения. Конкретно это выражалось в постоянном стремлении человека делать орудия труда максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты собственно, и входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми. Именно на этой основе исторически формировался и совершенствовался эстетический вкус, то есть способность человека к эстетической оценке предметов и явлений, вырабатывалась и развивалась подлинно человеческая способность творить по законам красоты. Потребность постоянного совершенствования в создании вещей и предметов в сфере материального производства предопределила особую значимость знаний всего комплекса их содержательно-эстетических и формально-эстетических качеств. На определенном этапе развития человеческого общества происходит осознание необходимости системного познания и овладения средствами и приемами создания красивых по форме и содержательно-полезных в своем назначении изделий. В середине XIX века, в условиях наблюдаемой поляризации художественной и утилитарной деятельности, рядом представителей эстетической мысли того времени (У. Морис, Рескин, Земпер и др.) выдвигается требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства. По существу, это обозначило своеобразный рубеж, с которого и берет свое начало»производственная эстетика» (»эстетика труда»), изучающая специфику эстетической деятельности в системе общественного производства. В поле зрения производственной эстетики или эстетики труда — задачи упорядочения вещественного мира, его гармонизации, устранение предметного хаоса, достижение высокой культуры труда. Возникновение, в частности, дизайна-проектирования эстетического облика промышленных изделий — является практическим выражением решения данных задач. Творческая деятельность дизайнеров на производстве призвана обеспечивать высокую функциональность изделий в полном соответствии с общественными потребностями и социальной ориентацией на конкретную группу потребителей. При этом существенно важным является учет экономических возможностей общества, экономия материальных и трудовых затрат, рациональность технологического обеспечения производства, эстетические качества используемых материалов и других факторов, что в своей совокупности способно обеспечить эффективность и надлежащее качество производимой продукции. Создавая вещи и предметы с высокими потребительскими качествами, мы между тем не должны оценивать их красоту исключительно со стороны приносимой ими прибыли. Ведь нередко еще популярность на рынке той или иной продукции бывает обусловлена псевдопотребностями, соображениями чисто престижного характера, рекламой и т. п. Следует всегда иметь в виду не только экономический, технологический, но и эстетический аспект производства и потребления производимой продукции. При всех утилитарных, экономических и др. достоинствах вещи ее эстетическое качество является приоритетным, ибо с ним, прежде всего, связано духовное удовлетворение, которое само по себе способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы, быть их катализатором. Поэтому, оптимальными являются при создании вещей и предметов в сфере материального производства тесная органичная взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, технологических, эргономических и эстетических аспектов; Учитывая данную взаимосвязь и взаимообусловленность, эстетика труда выдвигает комплекс требований при анализе производственно-экономической проблематики. В него входят требования социального, функционального, технологического, техноэкономического, эргономического и собственно эстетического порядка. При этом специальные дисциплины, естественно, не дублируются и не подменяются, а используются лишь в контексте анализа потребительских свойств изделий и всевозможных их связей с человеком в процессе производства, сбыта и потребления. Весьма значимым моментом анализа является рассмотрение данных взаимосвязей в аспекте соответствия их социальным потребностями и эстетическим идеалам общества. В круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям. Реализация данного требования связана с комплексным формированием новой социальной эффективной, экологически безопасной и одновременно экономичной производственной и предметно-бытовой среды. Соблюдение этих требований обеспечивает целесообразность производства и сбыта изделий, своевременный отклик производителя на постоянно меняющиеся запросы людей. Выполнение функциональных требований, выражающих степень соответствия изделия утилитарным потребностям человека, связано с возможностями эффективного осуществления всех необходимых операций в ходе эксплуатации изделия, что в целом указывает на степень его технического совершенства. Функционально безупречные изделия обычно обладают и высокими эксплуатационными и эстетическими параметрами. В комплекс требований к современному процессу производства, его организации эстетика труда неизменно включает наработки эргономики — науки, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий производственной деятельности человека, содействия роста производительности его труда при обязательном обеспечении необходимых удобств и сохранении здоровья и работоспособности. Активно используя знания из области психологии, физиологии, анатомии, медицины и гигиены человека в связи с его производственной деятельностью, эргономика дает обоснование необходимости соответствия условий труда, а также функций, форм и конструкций производимых изделий специфическим эргономическим свойствам человека. Наконец, предметом анализа эстетики труда являются собственно эстетические требования, соблюдение которых обеспечивает высочайшую культуру производства, придает последнему не только материальное, но и духовно значимое наполнение. Эстетические достоинства производимых изделий предполагают прежде всего соответствие их формы духовным ориентирам общества и человека, которые концентрированно выражены в общественных и личных эстетических идеалах. Воплощение эстетического идеала в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию целостности, единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. В этих характеристиках — мера проявления полезности, целесообразности и красоты. Во-вторых, важно совершенство производственного исполнения изделия, качественная реализация дизайнерского замысла; художественно-конструкторского проекта. В-третьих, изделие в композиционном отношении должно являть собой органическую связь пропорционального, масштабного и ритмического строя с системой унификации его отдельных узлов и деталей. Эстетически значимыми являются такие его свойства как вариантность, трансформируемость элементов формы, позволяющие гармонично сочетать изделия с другими предметами, экономно использовать производственные площади. Эти и другие качества изделий в целом облегчают поиск стилевого единства используемых при оформлении жилых, общественных и производственных помещений предметов и оборудования. Задачи технической эстетики, разумеется, не ограничиваются лишь соответствующим оформлением продуктов труда. Как было уже отмечено выше, большое значение имеют разработки по созданию оптимальных условий для творческого высокопроизводительного труда. Достижение этой цели техническая эстетика связывает с активным внедрением в труд художественного начала. К оформлению производственных помещений и к разработке новых инструментов привлекаются художники-конструкторы, учитывающие при выполнении заказов рекомендации физиологов, врачей, гигиенистов и др. специалистов. При этом учитывается различное воздействие на человека света и цвета, шума и ритма и других факторов. В частности, стремясь устранить резкое колебание работоспособности в течение трудового дня, рекомендуют активно использовать музыку. Оказывается, что жизнерадостная, веселая мелодия способна стимулировать сердечную деятельность и скорость кровообращения. В результате повышается сила мышечных сокращений и устраняется усталость. Благоприятное воздействие на человека в процессе труда оказывает рациональное физиологически обоснованное использование света и цветовой гаммы, нормальной влажности и хорошей вентиляции и др. В целом, как показывают многочисленные наблюдения, соблюдение рекомендаций ученых и специалистов в области эстетики труда, позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям больше радости и удовольствия. Красота в данной сфере является залогом и свидетельством совершенства деятельности человека, признаком высокой культуры труда, культуры производства. 3. Эстетика быта и человеческих отношений
Значительная часть жизни человека протекает вне рамок непосредственно производственной и общественной деятельности, то есть в быту. В качестве специфической сферы жизнедеятельности людей быт характеризуется своим набором материальных и культурных условий. Это и устройство жилища, его убранство, и одежда, и украшения, предметы повседневного обихода, организация и содержание свободного времени и т. п. Вкусы и эстетические предпочтения, естественно, оказывают существенное влияние на все элементы в организации бытовой сферы. Использование скажем, тех или иных предметов обихода, мебели в жилище зависит не только от величины бюджета семьи, но и от духовных интересов, ее культурных запросов. С другой стороны, наличие красивых вещей в бытовом окружении человека эстетически воспитывает его, делает его жизнь более гармоничной, расширяет и обогащает сферу его эстетических переживаний. Знаменитый русский критик и общественный деятель В. Стасов не случайно считал, что там, где и ложка, и стакан, и лестница, и комната изящны, там и зарождается настоящий художественный вкус. Эстетически организуя свой быт, люди руководствуются представлениями о красоте, характерными для общества, в котором они живут, а также для тех социальных групп, к которым они принадлежат. Чем глубже социальные различия между людьми, тем разительнее контраст бытовых условий их жизни. Происходящее в нашем обществе углубление границ между богатыми и бедными, безусловно, выражается в том, что для первых красота в быту означает прежде всего роскошь во всех аспектах быта — от жилья в виде умопомрачительных дворцов и вилл с их ультрасовременной технической «начинкой» (оборудованием) до обладания не просто престижными, но и нередко уникальными вещами, для вторых — при убогости жилищ и их убранства, отсутствии часто элементарных бытовых удобств, критерии красоты девальвируются до поддержания доступными средствами чистоты и уюта, до соблюдения в быту необходимых сантехнических норм, до наличия минимума бытовых предметов сугубо утилитарного назначения. Отмечая реалии подобного рода, не хотелось бы оценивать их как свидетельства стратегической линии развития бытовой сферы в российском обществе. Социальное государство должно заботиться о всех своих гражданах, целенаправленно проводя политику в направлении искоренения бедности, накладывающей свою печать и свои ограничения, помимо иных негативных проявлений и следствий, и на эстетическое обустройство бытовой сферы. Следует учитывать при этом взаимосвязь материально-бытовой стороны жизни людей с их внутренним духовным миром, красоты внешней и внутренней. Важно культивировать и всячески поддерживать в обществе приоритет истинной духовной красоты, сообразуя с ним проводимую социальную политику, весь комплекс мер по оптимизации быта россиян. Состояние бытовой сферы — это та лакмусовая бумажка, по которой мы с наглядной очевидностью можем судить о том или ином уровне эстетической и нравственной культуры в обществе. Наблюдаемое ныне в огромных масштабах бытовое варварство — от превращения жилищ в своеобразные отстойники нечистот до массового пьянства буквально вопиет о крайнем ее неблагополучии. Об этом же свидетельствует организация и содержание досуга — этого важного составляющего бытовой сферы. Произошедшие за годы реформ изменения в инфраструктуре культурно-досуговой деятельности (закрытие Дворцов и клубов, их коммерческая переориентация в обслуживании населения и т. п.), к сожалению, ухудшили ситуацию в плане удовлетворения общественно значимых культурных запросов и интересов людей. В этой важной сфере, еще не так давно функционально ориентированной на эстетическое воспитание различных групп населения — от детей и юношества до пенсионеров, сегодня сделан ощутимый крен в сторону людей весьма состоятельных, платежеспособных с их специфической ориентацией на развлечения. Повсеместное возникновение ночных клубов, казино, «медицинско-оздоровительных» заведений, где под видом массажа предлагаются сексуальные услуги (по существу, произошла легализация публичных домов) и др. Эта реакция рынка услуг на появившийся спрос. Что же касается основной массы трудящегося населения, то эрзац-культура в форме кино- и теле- видеопродукции также доставляется им в изобилии прямо на дом. Телевидение, в частности, открыто и грубо усилиями своих «жрецов» насаждает в большей части передач пошлость и бездуховность. Создается впечатление, что осуществляется гигантский эксперимент с населением России по его массированному отлучению от подлинной культуры, примитивизации его эстетических вкусов и нравственной деградации. Выстоят ли россияне, подвергаясь столь мощному воздействию «молоха» бездуховности и бескультурья? Государство и общество в целом, думая о благе и заботясь о духовном здоровье людей, должны разумно и целенаправленно использовать богатейший культурный потенциал страны не для разрушения, а созидания новой России. Нужна новая культурная политика, фокусирующая энергию общества на том, чтобы сделать каждого человека личностью, способной творчески трудиться, жить интересной духовно богатой жизнью. Право, в это стоит вкладывать деньги и другие средства, так как обозначившиеся экологические, технологические, экономические, политические, нравственные и иные вызовы третьего тысячелетия к человеку, могут принять и успешно преодолеть лишь люди, обладающие высоким уровнем гуманитарной культуры, безукоризненным эстетическим вкусом. Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в общении. Насколько полно и какими способами она удовлетворяется также зависит от характера общественных отношений, от культивируемых в обществе ориентации и ценностей, материальных и организационных предпосылок, ну и, конечно, от интереса и доверия самих людей друг к другу. В человеке и для человека все имеет значение: и внешний облик, и манеры, и мысли. Душевные качества, ценности духа личности являются при этом, безусловно, главным богатством. Социальная значимость общения, его нравственные и эстетические параметры обусловлены степенью развитости духовных потребностей и идеальных стремлений индивидов. Поведение, поступки человека — результат не только внешних воздействий, но и энергии внутренних побуждений. Без высокой развитости духовных потребностей наличие объективных условий (инфраструктуры досуга, развитость средств коммуникации и т. п.) само по себе не вызовет подъема духовной культуры. Наблюдаемая ныне анархия страстей, связанная с безудержной эскалацией инстинктов к наживе, материальному обогащению, лишний раз свидетельствуют об отсутствии в отношениях между людьми должной духовной дисциплины и слабом самоконтроле, весьма ощутимом дефиците нравственной и эстетической культуры. В условиях достаточно высокой дезорганизованности и повышения степени стихийности в обществе меняются далеко не в лучшую сторону не только нормы, правила общения, но и его внутренний психологический смысл. Узы, объединяющие людей по принципу духовной близости, человечности, сострадания и взаимопомощи, ослабевают, все больше появляется примеров того, что человек воспринимает себе подобного лишь в качестве средства для достижения каких-либо практических, нередко сугубо утилитарных целей. Между тем, как показывает опыт индустриально развитых стран Запада, вещи, комфорт, материальное благополучие сами по себе еще не решают всех проблем человеческого существования. Более того, общество, где потребительство и конформизм выступают на первый план, духовные интересы сменились чисто практическими, утилитарными, западные интеллектуалы уже давно окрестили эпитетом «больное», резервацией для «одномерных» людей. Наблюдаемое сегодня в российском обществе смещение ценностей в сторону материального потребительства, действительно, содержит в себе реальную угрозу потери духовности, нравственной и эстетической деградации населения. Что же делать всем нам в данной ситуации? Помимо уже упоминавшейся необходимости смены вектора культурной политики государства в сторону поддержки и культивирования в обществе истинной духовности, реальной переориентации в данном направлении деятельности всех образовательных, воспитательных учреждений, средств массовой информации, особенно телевидения, а также книгоиздательского дела и так называемой «индустрии досуга», важно не забывать и о резервах самой личности, самовоспитания. Великий А. П. Чехов, всю жизнь, по его словам, выжимавший по каплям из себя «раба», считал воспитанность результатом огромной волевой работы личности над своим характером. Одновременно он большое значение придавал общению между людьми — гуманному, доверительному, искреннему. Воспитанность в его понимании отнюдь не сводилось лишь к внешне приличному поведению, к этикету, а представала гармоничным сочетанием благородного характера с образованным умом. Желание работать над собой, самосовершенствоваться, конечно же, не возникнет без предварительного духовного накопления и созревания. Оно может прорасти в соответствующей атмосфере семейных отношений, учебного или трудового коллектива, в кругу неформального общения и др. Благотворно действует на личность соприкосновение с глубинными пластами народной жизни, его обычаями и обрядами, трудовыми, нравственными и эстетическими нормами и традициями. Эстетический аспект формы «делового» и неформального «личностного» общения отлично один от другого. Деловое общение строго нормировано, подчинено функционально-ролевым правилам. От человека в этих условиях требуется умение сотрудничать с коллегами по работе в соответствии с конкретными условиями разделения и кооперации труда, соблюдать этикет делового общения, учитывать принятую субординацию в отношениях к начальству и подчиненным. При всех формальных моментах красота поведения однако и здесь не исключает, а предполагает проявление симпатии, доброжелательности, уважения к человеческому достоинству. Обязательное включение эстетических критериев в поведение человека на производстве преследует цель создания благоприятного психологического климата, противодействия проявлению хамства, грубости, сквернословию и т. п. Культивирование эстетически значимого поведения, в конечном счете, связано с эффектом укрепления социальных связей повышением эффективности деятельности трудовых коллективов. Смысл неформального личностного общения людей в семье, кругу друзей и близких знакомых иной. Оно не возникает по внешнему поводу, ради внешней по отношению к каждому участнику цели. В его основе лежит свободный выбор партнеров по принципу родства душ, психологической совместимости, единства или близости ценностных ориентации. Благодаря такому общению удовлетворяется потребность человека в эмоциональном контакте, сопереживании. Умение общаться, не подавляя личности другого, — важный аспект эстетики человеческих взаимоотношений. Эстетически значимыми Являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонации, мимика и жесты. Так, выражение лица партнеров в ситуации интимного дружеского общения способно порой сказать больше, чем произносимые слова. Эмоционально бедный монотонный голос партнера по общению может послужить препятствием к взаимопониманию. В каждой культуре существует своя исторически обусловленная система правил и ограничений, регулирующих общение между людьми, занимающих различные позиции в отношении друг к Другу, например, между родственниками, представителями разных возрастных групп, врачом и больным, учителем и учеником и т. п. О каждом из названных случаев можно говорить как об особом типе коммуникации, имеющем свою специфическую этико-эстетическую «окраску». Человечность и глубина духовного общения стоят в прямой зависимости от культуры индивидов. Особенно важна культура чувств, эмоций, психологических состояний, умение их контролировать. Само по себе это, разумеется, не исключает конфликтов между людьми и даже ссор, однако в любом случае важна форма их выражения. В таких ситуациях сдержанность, следование культурным нормам предпочтительнее спонтанному проявлению чувств и разнузданному поведению. Вступая в общение друг с другом, люди должны уметь находить верные, эстетически значимые формы выражения основных человеческих смыслов и ценностей. Эти умения и навыки помогают гармонизировать взаимодействия людей, придают ему истинно человеческий характер. Освоение личностью духовного богатства, приобретаемые в течение всей жизни знания, опыт профессиональной и общественной деятельности создают необходимую базу для полноценного гармоничного общения с другими людьми. При этом, чем больше объем культуры общества войдет в арсенал духовного оснащения человека, тем богаче и ярче не только содержательная сторона общения, но и его форма, тем эстетичнее способы его осуществления. Не принижая значимости различных каналов социализации индивидов, от семьи и институтов образования до трудового коллектива и различных неформальных объединений, особо хотелось подчеркнуть роль истинно большого искусства как силы, помогающей людям ориентироваться в постоянно усложняющейся системе взаимоотношений людей, эмоционально интерпретировать ее конкретные формы и проявления. Именно искусство помогает людям эстетически осваивать окружающий мир, воспитывая у каждого, кто систематически соприкасался с ним, способность ощущать и осознавать жизнь как целое. Закономерность здесь такова: если искусство становится постоянным спутником человека, тогда и красота самой жизни открывается для него наиболее разносторонне и ярче, а ее переживание происходит сильнее и глубже. Искусство пробуждает творческий потенциал личности, стимулирует ее самовоспитание, шлифует способность к эмоционально-эстетическому восприятию жизненных ситуаций, одновременно заключая в себе и критерии их оценок. Не случайно, об искусстве говорят как об «организации нашего поведения на будущее» (Выготский Л. С. Психология искусства.— М., 1965. С. 331). С помощью искусства мы знакомимся с разнообразной палитрой человеческих характеров и взаимоотношений, глубже проникаем в суть поступков людей, учимся правильнее их оценивать. Опыт, получаемый человеком в систематическом обращении к искусству, бесценен и для практики его повседневного общения с людьми в реальной жизни. Таким образом, целенаправленное задействование эстетического критерия во всех сферах жизнедеятельности личности и общества в целом является весьма существенным фактором п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.041 с.) |