ТОП 10:

Объективная действительность



сущность существование

закономерность человеческие судьбы

(закон) переживание

социальное значение личностный смысл

закона жизненных явлений

 

При вдумчивом осмыслении схемы нетрудно установить не только различие, но и сопоставимость горизонтальных рядов. Причем сопоставимость эта предполагает взаимовключаемость: искусство также может отражать сущность тех или иных сторон жизни, но через очеловеченное существование; закономерности действительности, — но через человеческие судьбы; общее социальное значение явлений, фактов, законов — но через личностный смысл. В связи с этим об искусстве можно сказать, что оно не только особо отражает сущность, но и особую сущность, дает не просто ценность, но ценность человеческого отношения к миру, находящего реальность в человеческих судьбах и переживаниях.

Сказанное о специфическом объекте художественного отражения жизни проливает свет на особенности искусства, которые выступают как следствия его специфики. Наука потому отражает действительность в абстрактных понятиях, что она в своем стремлении к сущности абстрагируется от единичного, случайного, кажущегося. Искусство же, имеющее своим объектом непосредственное единство сущности и явления в живом существовании, конкретные судьбы и переживания не может отражать жизнь иначе как через конкретно-чувственные художественные образы.

В свою очередь содержательные и формальные особенности объекта и его отражения определяют эстетически-художественную природу искусства.

Явление, которое дается нам непосредственно, не нуждается ни в каком другом опосредовании, чтобы относиться к нему чувственно-оценочно, то есть эстетически. Чувственный процесс возможен лишь при наличии феномена непосредственного, независимо от того, будет ли такой феномен реальным или идеальным. Это объясняет, почему искусство обладает «эмоциональной заражаемостью».

Выдающийся писатель И. Ф. Стаднюк хорошо сказал: «Литература... должна изображать человеческие судьбы и те социальные события, на фоне которых эти судьбы складываются, — это элементарно». Его слова можно отнести к любому виду художественного творчества, но с одним уточнением: социальные события — не просто фон, а содержание судеб; отношение к этим событием определяет содержание или бессодержательность человеческой жизни. Воспроизведение человеческих судеб и переживаний, наполненных глубоким социально-личностным смыслом, — вот чем определяются границы и безграничность художественного творчества.

В связи с этим стоит поразмыслить над тем, что, очевидно, многие виды деятельности, имеющие отношение к искусству, — целый ряд жанров циркового искусства, спортивно-зрелищных выступлений, прикладного искусства и т. п. — имеют сугубоэстетическую, а не художественную природу. Они скорее производятвпечатление, нежели осмысленное переживание. Массу примеров можно привести из практики современного модернистского искусства, когда произведения типа реди-мейдов Дюшана, поп-арта Раушенберга или композиций «конкретной музыки» вроде «Хора лягушек в сопровождении пилки для ногтей» Франсуа Маша, «Двадцати шести вариаций для двери и вздоха» Пьера Анри приводят в дикий восторг поклонников подобных опытов, но они далеки от подлинной художественности.

Два вопроса должны заставить вас задуматься: почему, скажем, древнегреческое искусство, искусство эпохи Возрождения, классика прошлых веков и подлинно художественные произведения современности доставляют нам огромное наслаждение и почему авангардизм XX века, который так богат новациями, возникающими и лопающимися как мыльные пузыри, оставляет порой после себя людское недоумение и мутные волны мудрствующей критики, старающейся часто скрыть то, что «король-то голый»? Поиски, и главное, находки в художественном творчестве могут оказаться социально ценными не тогда, когда они базируются на субъективизме, бессодержательном фантазировании, эпатажности, а когда учитываются закономерности и специфика искусства как вида духовной деятельности.

Обладающий определенной социально-личностной значимостью объект искусства, осмысленный художником на основе эстетических идеалов, установок, предпочтений, вкусов переходит впредмет художественного отображения, который характеризуется слитным единством объективного и субъективного. Основным отличием объекта от предмета являет то, что первый существует вне художественного творчества и не обладает законченной эстетически художественной определенностью, а второй, хотя и обусловливается первым, но возникает, становится, развертывается лишь в творческом процессе. Видимо, есть необходимость четко различать понятия: объектотражения и предметотображенияв искусстве.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев А. П. Место искусства в познании мира.— М., 1980.

Бесклубенко С. Д. Природа искусства.— М., 1982.

Ванслов В. В. Что такое искусство.— М., 1988.

Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек.— М., 1985.

Титов С. Н. Искусство: объект, предмет, содержание.— Воронеж, 1987.

Филиппьев Ю. А. Что и как познает искусство.— М., 1976.


Тема 8.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.220.239 (0.005 с.)